Перспективно-тематический план по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГПОУ Докучаевский техникум ДонНУЭТ
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по учебной работе
___________Т.И. Маслова
« » 201 г.
Перспективно-тематический план
преподавателя А.Б.Поповой
по дисциплине ОП.06 Финансы, денежное обращение и кредит
Одобрен и рекомендован
с целью практического применения
цикловой комиссией учетно-экономических дисциплин
протокол №___ от «_____» ________201___г.
Председатель_______________Е.В.Перец
Перспективно-календарный план разработан в соответствии с программой учебной дисциплины _________________, утвержденной в 201 году
Разработчик: А.Б. Попова– преподаватель дисциплины
Переутвержден цикловой комиссией учетно-экономических дисциплин
«____»______________201__г Протокол №_____ ____________________ (подпись председателя ЦК)
«____»______________201__г Протокол №_____ _____________________ (подпись председателя ЦК)
«____»______________201__г Протокол №_____ _____________________ (подпись председателя ЦК)
«____»______________201__г Протокол №_____ _____________________ (подпись председателя ЦК)
Подпись преподавателя_______________________
Перспективно - тематический план работы
преподавателя А.Б.Поповой
на курс изучения дисциплины
Дисциплина ОП.06 Финансы, денежное обращение и кредит
Курс 2 Группа БУ-15-1/9
Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Промежуточная аттестация 4 семестр - диф.зачет
1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
- для очной формы обучения на базе основного общего образования
п\п
Распределение учебного
времени
Всего часов
В том числе
СРС
Всего аудиторных часов
лекций (теоретических)
лабораторных занятий
практических занятий
семинарских занятий
Курсовая работа
1
Всего часов по учебному плану
76
50
26
-
18
6
-
26
2
Запланировано на семестр
76
50
26
-
18
6
-
26
- для заочной формы обучения на базе основного общего образования
п\п
Распределение учебного
времени
Всего часов
В том числе
СРС
Всего аудиторных часов
лекций (теоретических)
лабораторных занятий
практических занятий
семинарских занятий
Курсовая работа
1
Всего часов по учебному плану
76
12
4
-
8
-
-
64
2
Запланировано на семестр
76
12
4
-
8
-
-
64
2. Компетенции, реализуемые в ходе выполнения программы дисциплины:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1.);
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2.)
решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. (ОК 3.);
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4.)
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5.);
работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6.);
ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат
выполнения заданий (ОК 7.);
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8.);
быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. (ОК 9.);
проводить учёт денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы (ПК 1.4);
проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации (ПК 2.4.).
проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности ( ПК 4.4).
3. Профессиограмма
В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь:
оперировать кредитно-финансовыми понятиями и категориями, ориентироваться в схемах построения и взаимодействия различных сегментов финансового рынка;
проводить анализ показателей, связанных с денежным обращением;
проводить анализ структуры государственного бюджета и источников финансирования дефицита бюджета;
составлять сравнительную характеристику различных ценных бумаг по степени доходности и риска.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
сущность финансов, их функции и роль в экономике;
принципы финансовой политики и финансового контроля;
законы денежного обращения;
сущность, виды и функции денег;
основные типы и элементы денежных систем;
виды денежных реформ;
структуру кредитной и банковской системы;
функции банков и классификацию банковских операций;
цели, типы и инструменты денежно-кредитной политики;
структуру финансовой системы;
принципы функционирования бюджетной системы и основы бюджетного устройства;
виды и классификации ценных бумаг;
особенности функционирования первичного и вторичного рынков ценных бумаг;
характер деятельности и функции профессиональных участников рынка ценных бумаг;
характеристики кредитов и кредитной системы в условиях рыночной экономики;
особенности и отличительные черты развития кредитного дела и денежного обращения в государстве на основных этапах формирования ее экономической системы;
5. Информационное обеспечение обучения
Основная учебная литература:
1. Щетинин А.И. Деньги и кредит. – К.: Центр учебной литературы, 2010 – 410 с.
2. Василик О.Д. Государственные финансы Украины: Учеб.пособие. - М .: Высшая школа, в 2006, 267 с.
3. Василик О.Д. Теория финансов: Учебник. - М .: ШОС, 2005, 325 с.
4. Опарин В.Н. Финансы (общая теория): Учеб.пос.. - М .: Финансы, 2008, 377 с.
5. Петровская И.А., Клиновой Д.В. Финансы (с элементами статистики финансов). Учеб.пос.. - М .: ЦУЛ, 2008, 346 с.
6. О.Р.Романенко Финансы: Учебник. - К: Центр учебной литературы, 2004.-312 с.
7. Славьюк Р.А. Финансы предприятий: Учеб.пос. К .: ЦУЛ, 2007, 500 с.
Дополнительная учебная литература:
1. Алексеев И.В. Деньги и кредит: учеб. пособие. - М .: Знание, 2009. - 253 с.
2. Булеев И.П. Деньги и кредит (практикум): учеб. пособие. для студ. высш. учеб. зав. Донбасская гос. машиностроения. акад.- К .: Центр учебной литературы, 2007. - 120с.
3 Михайловская И.М. Деньги и кредит: учеб. пособие. для студ. высш. учеб. закл. - Л .: Новый мир-2000, 2006. - 432 с.
4. Владимиров, К. М. Местные финансы: учеб. пособие. / Владимиров К. М. - Херсон: Олди-плюс; 2009. - 352 с.
5. Гуцаленко, Л. В. Государственный финансовый контроль: учеб. пособие. - Второй вид. / Гуцаленко Л.В. - К.: ЦУЛ, 2011. - 424 с.
Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - библиотека ДонНУЕТ
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Отчет преподавателя по выполнению
плана
1. Выполнение учебного плана
Курс
№ группы
Кол-во учебных часов (аудиторных)
Лабораторно- практических работ
по плану
факт.
по плану
факт.
лекции
семинары
лекции
семинары
лаборат.
практич.
лаборат.
практич.
1
БУ-15-1/9
26
-
18
Изменения рабочей программы, внесенные в перспективно-тематический план
(с аргументами и пояснениями)
№ занятия
Содержание дополнений и изменений
Общее количество часов
3. Разделы, темы программы, не пройденные в полном объеме
(с аргументами и пояснениями)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Преподаватель: А.Б.Попова
4. Тематический план на 4 семестр
№ занятия
Вид и тип занятия
Название разделов, тем программы (содержательных модулей), темы занятий
Кол-во часов
Формы и методы контроля
Наглядные пособия и ИОР
Внеаудит.
работа
Учебно-метод. литература
аудиторных
внеаудиторных
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Тема 1. Введение. Сущность, функции и виды денег. Денежное обращение
8
4
1
Лекция вводная
Введение. Сущность, функции и виды денег. 1. Сущность и история денег2. Понятие, функции и виды денег
3. Виды денежных реформ
2
Индивидуальный устный опрос
Тезисы лекции
Составление реферата на тему
[1]c.8-18
2
Лекция информацион-ная
Денежное обращение1. Денежное обращение и денежные системы2. Инфляция: сущность, виды, причины3. Денежно-кредитная политика
4. Механизм изменения массы денег в обороте.
5. Денежно-кредитный мультипликатор.
2
4
Индивидуальный устный опрос
Тезисы лекции
Составление конспекта по вопросу 4, 5
[1]c.68-99
3
Практическое занятие
Расчёт денежной массы в обращении
2
Решение задач
Инструкционные карточки
Повторить конспект
4
Практическое занятие
Расчёт оборачиваемости денег
2
Решение задач
Инструкционные карточки
Повторить конспект
Тема 2. Финансы в рыночной экономике. Финансовая система.
6
4
5
Лекция информацион-ная
Финансы в рыночной экономике.
1. Основы финансовых отношений
2. Финансовая политика государства, её принципы
3. Финансовый контроль, его принципы
2
2
Индивидуальный устный опрос
Тезисы лекции
Составление конспекта по вопросу 3
[2]c.43-64
6
Лекция информацион-ная
Финансовая система.
1. Понятие финансовой системы
2. Принципы построения финансовой системы
3. Финансовая система как совокупность разных сфер и цепочек финансовых отношений
4.Организационные основы финансовой системы
5. Финансовые ресурсы как материальные носители финансовых отношений.
6. Влияние финансов на развитие общественного производства.
2
2
Индивидуальный устный опрос
Тезисы лекции
Составление конспекта по вопросу 5, 6
[2]c.21-27
7
Семинарское занятие
Сущность, функции и роль финансов в экономике
2
Фронтальный опрос
Написание рефератов на тему: «Сущность, функции и роль финансов в экономике»
Повторить конспект
Тема 3. Финансы субъектов хозяйствования
6
2
8
Лекция информацион-ная
Финансы субъектов хозяйствования
1. Финансовые отношения субъектов хозяйствования
2. Финансы коммерческих структур
3. Особенности финансов предприятий разных форм собственности и видов деятельности
2
2
Индивидуальный устный опрос
Тезисы лекции
Составление конспекта по вопросу 3
[5]c.16-21
[6]c.15-19
9
Лекция информацион-ная
Финансовые ресурсы предприятий, их состав и источники формирования
1. Понятие финансовых ресурсов предприятий, их составные элементы
2. Привлеченные финансовые ресурсы, их состав.
3. Финансы государственных организаций, благотворительных фондов
2
2
Индивидуальный устный опрос
Тезисы лекции
Составление конспекта по вопросу 3
[5]c.21-32
[6]c.21-36, 43-55,66-75
10
Семинарское занятие
Виды и структура финансов субъектов хозяйствования
2
Фронтальный опрос
Написание рефератов на тему «Виды и структура финансов субъектов хозяйствования»
Повторить конспект
Тема 4. Финансовые ресурсы бюджетной сферы
8
6
11
Лекция информацион-ная
Экономическая природа, функции и состав государственного бюджета
1.Эконогмическая природа и функции бюджета.
2.Государственный бюджет – определение, назначение и роль для развития экономики страны в условиях становления рыночных отношений.
3.Доходы государственного бюджета – экономическая сущность и состав
4.Определение, экономическая сущность и состав расходов государственного бюджета
2
2
Индивидуальный устный опрос
Тезисы лекции
Составление конспекта по вопросу 4
[2]c.82-88
12
Лекция информацион-ная
Местные финансы в экономической системе государства
1. Местные финансы в экономической системе государства
2. Экономическая сущность местных финансов.
3. Финансы местных органов власти как система, составные элементы
2
2
Индивидуальный устный опрос
Тезисы лекции
Составление конспекта по вопросу 3
[4]c.25-33
13
Лекция информацион-ная
Специальные целевые фонды
1. Назначение и роль государственных целевых фондов.
2. Фонды государственного социального страхования.
3. Фонд социального страхования по временной нетрудоспособности
4. Пенсионный фонд
5. Бюджетные права государственных и местных органов власти и управления.
6. Межбюджетные отношения и их урегулирование.
7. Фонд страхования на случай безработицы.
8. Фонд защиты инвалидов.
9. Фонд социального страхования от несчастных случаев
2
2
Индивидуальный устный опрос
Тезисы лекции
Составление конспекта по вопросу 5,6
[3]c.185-195
14
Практическое занятие
Анализ динамики доходов и расходов бюджета
2
Фронтальный письменный опрос
Инструкционные карточки
Повторить конспект
Тема 5. Страховой рынок
4
4
15
Лекция информацион-ная
Экономическая необходимость и роль страхования.
1. Система страховых фондов
2.Страховой рынок. Его понятие и организационная структура
3.Участники страховых отношений и их интересы
4.Принципы обязательного и добровольного страхования
5. Финансовые результаты страховых операций, их рентабельность
6. Прибыль страховых организаций, ее распределение и использование.
7.Страхование имущества юридических и физических лиц, его виды и формы.
8. Страхование кредитных и финансовых рисков, ответственности
2
4
Индивидуальный устный опрос
Тезисы лекции
Составление конспекта по вопросу 6,7,8
[3]c.133-142
16
Практическое занятие
Составление страховой сделки
2
Фронтальный письменный опрос
Инструкционные карточки
Повторить конспект
Тема 6. Финансовый рынок
6
2
17
Лекция информацион-ная
Финансовый рынок
1.Сфера деятельности финансового рынка
2.Формирование финансового рынка и характеристика его составных
3.Фондовый рынок, как часть финансового рынка
4. Функции и виды рынка ценных бумаг
5.Экономическая сущность ценных бумаг, классификация и характеристика отдельных видов ценных бумаг.
6. Фондовая биржа. Особенности торговли на бирже
2
2
Индивидуальный устный опрос
Тезисы лекции
Составление конспекта по вопросу 6
[4]c.544-561
18
Практическое занятие
Определение прибыльности ценных бумаг
2
Фронтальный письменный опрос
Инструкционные карточки
Повторить конспект
19
Практическое занятие
Определение прибыльности долговых бумаг
2
Фронтальный письменный опрос
Инструкционные карточки
Повторить конспект
Тема 7. Валютный рынок
4
2
20
Лекция информацион-ная
Валютный рынок
1. Сущность валюты и валютных отношений
2.Валютный рынок. Виды операций на валютном рынке.
3. Валютный курс.
4. Валютные системы и валютная политика
5. Платежный баланс и золотовалютные резервы
2
2
Индивидуальный устный опрос
Тезисы лекции
Составление конспекта по вопросу 4,5
[1]c.200-240
21
Практическое занятие
Конвертируемость валюты
2
Фронтальный письменный опрос
Инструкционные карточки
Повторить конспект
Тема 8. Рынок кредитов
8
2
22
Лекция информацион-ная
Рынок кредитов
1. Экономические факторы необходимости кредита
2. Сущность кредита. Теоретические концепции кредита
3.Стадии закономерности движения кредита
4. Формы, виды и функции кредита
5. Заемный процент и его дифференциация
6. Характеристика основных видов кредита
2
2
Индивидуальный устный опрос
Тезисы лекции
Составление конспекта по вопросу 5,6
[1]c.280-308
23
Практическое занятие
Расчет необходимости предприятия в кредите
2
Фронтальный письменный опрос
Инструкционные карточки
Повторить конспект
24
Практическое занятие
Расчет суммы процентов за кредит
2
Фронтальный письменный опрос
Инструкционные карточки
Повторить конспект
25
Семинарское занятие
Кредит в рыночной экономике
2
Фронтальный опрос
Написание рефератов на тему «Кредит в рыночной экономике»
Повторить конспект
Заголовок 3Заголовок 515