Россия на карте мира. Географическое положение России.
ТЕМА УРОКА Россия на карте мира. Географическое положение России.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
1) отработать понятие «географическое положение»;
2) начать изучение главных черт географического положения и их влияние на особенности природы, экономики и населения страны;
3) обучение работы с картой России;
4) начать формирование понятия о многоплановости географического положения.
Методы и формы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный
Тип урока: комбинированный
Учебно-наглядный комплекс: политическая карта мира, физическая карта России
Термины и понятия: географическое положение
ХОД УРОКА
1.Организационный момент (1мин.)
Цель: нацелить учащихся на урок. Проверить готовность к уроку.
2.Повторение пройденного материала (5мин)
Цель: проверить усвоение пройденного материала.
Вопросы:
- Как называется курс географии 8 класса?
- Как устроен учебник?
- Назовите источники географических знаний.
- Как можно на практике применить знания о природе России?
- Какие существуют пути изучения природы?
- О каких городах и географических объектах России вы узнали из газет? Где они расположены?
3. Изучение нового материала(22мин.)
Цель: изучить главные черты географического положения.
Практическая работа №1
- Что такое географическое положение?
-Какой план характеристики географического положения использовали в 7 классе?
1. Положение по отношению к экватору.
2. Положение по отношению к нулевому меридиану.
3. Координаты крайних точек.
4. Моря и океаны, омывающие материк.
5. Положение по отношению к другим материкам.
- Какие пункты плана следует добавить?
6. Соседние государства.
7. Положение на материке, в части света
8. Оценка ГП для жизни и хозяйственной деятельности человека
- Дайте оценку ГП страны.
2) Работа по рис.2 с.9 учебника «Виды и уровни ГП»
- Какие виды ГП вы можете назвать?
- Какие уровни выделяются в каждом виде?
3) Чтение текста учебника с. 9-11
Вывод: однозначную оценку ГП страны дать невозможно. ГП нужно рассматривать с различных точек зрения. ГП страны следует анализировать на различных уровнях.
4) Работа по карте атласа.
- Определите площадь территории России по атласу (17,1 миллионов кв. км)
- Сравните площади России и крупнейших стран мира.
- Какое место занимает Россия по площади?
- Какие материки близки по площади с Россией?
- Какая территория называется государственной? (Определение с. 248)
- Назовите плюсы большой территории (Богатство и разнообразие природных ресурсов, наличие морских границ, наличие экологически чистых территорий)
- Назовите минусы большой территории (границы требуют охраны и содержания, моря замерзают на длительный период, транспортные затраты, наличие неблагоприятных природных условий, неравномерная плотность населения)
5) Работа по таблице с.261
- Определите численность населения России
4.Закрепление.(10мин.)
Цель: обобщить знания, полученные на уроке
- В чем важность оценки ГП?
- Какие виды ГП вы запомнили?
- Какие уровни ГП существуют?
- Какова площадь России?
- Какое место занимает Россия по площади?
- Какова численность населения?
- Что такое государственная территория?
5.Домашнее задание.(2мин.)
Цель: разъяснить содержание домашнего задания.
Параграф 1, вопросы с.12
НА ДОСКЕ
Особенности географического положения России:
1)евроазиатское положение;
2)первое место по площади среди стран мира;
3)омывается 13 морями;
4)большая протяженность с севера на юг и запада на восток.