Конспект Мы такие разные, но всё таки вместе
Классный час по теме «Мы такие разные, но всё таки мы вместе»
Цель:
- познакомить учащихся с понятием межэтническая толерантность.
Задачи:
1.Знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
2.Знакомство учащихся с обычаями, праздниками, поэзией, песнями, кухней различных народов.
3.Формирование установок на уменьшение социальной дистанции с представителями различных этнических групп.
Задание к уроку
Подготовить:
1.Рассказ «История моего имени».
2.Сообщение о народах проживающих в России.
Вступительное слово учителя. Уважаемые учащиеся! Сегодня мы собрались, что бы посвятить наше общение проблеме толерантности. В эпоху социальной нестабильности, межэтнических и вооруженных конфликтов, возникает острая необходимость воспитания толерантно-ориентированной личности.
Понятие «толерантность» стремительно вошло в образовательный процесс особенно в последнее время. Оно характеризует один из важных принципов демократии – принцип предупреждения и преодоления различных конфликтов. Глубже разобраться в понимании толерантности позволит с этимологией понятия. Этимологически толерантность происходит от латинского глагола «tolerare», что означает дословно «переносить». В обыденном употреблении (например, в английском языке) оно обретает дополнительный смысл – «претерпевать». Современное значение толерантности охарактеризовал известный историк и филолог Лев Копелев: «Терпимость – главное условие сохранения жизни на земле, которую наполняют все более многочисленные и современные орудия массового убийства».
В «Декларации принципов терпимости», принявшей ООН в 1995 году, раскрыта сущность понятия «толерантности» (терпимости): «уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культуры, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». Доказано, что одним из главных средств формирования межэтнической толерантности школьников, является использование огромного многовекового богатства национальных культур, обычаев, традиций. Так, эффективному формированию установок толерантного поведения способствует знакомство учащихся с поэзией, искусством, песнями, танцами, кулинарией разных народов.
Сообщение сведений о народах проживающих в Российской Федерации
Ученик. Украинцы в России занимают 3-е место по численности их постоянного населения. В целом, с учётом украинцев-граждан РФ и трудовых иммигрантов с Украины, фактически в России проживает более 5 млн. украинцев. Украинский язык относится к одним из распространённых языков Российской Федерации — 7-е место по числу владельцев в России.
Ученик. Азербайджанцы. Помимо Ирана и Азербайджана традиционно проживают на территории современных России (Дагестан), Грузии и Турции. В России азербайджанцы традиционно проживают в Южном Дагестане, где их численность по данным переписи 2010 года составляет 130,9 тыс. человек. В Дагестане азербайджанцы официально признаны одним из коренных малочисленных народов. Всего азербайджанцев в России по переписи 2010 года 603 070 чел.
Ученик. Армяне, народ, который является основным населением Армении. Компактно проживают в Нагорном Карабахе и Грузии. Живут также более чем в 70 странах: в России, США, Франции, Иране, Сирии, Ливане, Аргентине, Австралии и других странах. Общая численность – около 10 млн. человек. Язык армянский. Верующие – христиане.
Ученик. Грузины, народ, который является основным населением Грузии. Общая численность – около 5 млн. человек. В России проживают свыше 200 тысяч человек. Живут так же в Азербайджане, на Украине, в Казахстане, в Турции, Иране и других странах.
Ученик. Даргинцы, народ в России, коренное население Дагестана. Численность в России 360 тысяч человек, из них 280 тысяч человек в Дагестане. Язык – даргинский. Верующие – мусульмане.
Ученик. Чеченцы, народ в России, основное население Чечни. В Чечне и Ингушетии проживают свыше 750 тысяч человек. Живут так же в Казахстане, Киргизии, на Украине и в других странах. Язык – чеченский. Верующие – мусульмане.
Ученик. Русские, крупнейший по численности народ РФ – около 120 млн. человек. Расселены по всей территории России. Живет так же: на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Белоруссии, Киргизии, Латвии, Молдавии, Армении, США и в других странах. Общая численность – 146 млн. человек. Язык – русский. Большая часть верующих – православные, в том числе старообрядцы.
Ученик. С чего начинается любое знакомство? С познания самого себя, с ответа на вопрос «Кто я? Какой я?». Это вопрос уникальности каждого человека на планете Земля. Вопрос этот каждый формулирует для себя по-разному, и для каждого человека в новом периоде его жизни он звучит не так, как в предыдущем. По-своему на него отвечает и трехлетний малыш, и юноша, вступающий в бурную жизнь, и убеленный сединами старик. Задумаемся над ним и мы. С чего начинается наше «Я»?
Ученик. С нашего имени! Известный античный поэт Гомер говорил:
«Между живущих людей безымянным никто не бывает.
Вовсе в минуту рождения каждый –
И низкий, и знатный –
Имя свое от родителей в сладостный дар получает».
Упражнение «История моего имени».
Учащиеся рассказывают об истории своих имен, своей семьи, рода, о корнях.
Учитель. Обычаи, праздники являются неотъемлемой частью жизни каждого народа. В них отражаются психологические черты, присущие народу, его самобытность, уклад жизни.
Учащиеся рассказывают о народных обычаях и праздниках.
Крещение (19 января)
Ученик. Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение – такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются «Орешки». Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а так же настроение счастливой удачи, прибытка.
Карлаг
Ученик. В Чечне нередко можно увидеть на обочинах дорог высокие кучи камней, щепок, земли. Каждый проходящий мимо обязательно бросит туда с проклятием и свой камень. Это карлаги, знаки того, что здесь когда-то было совершено преступление или антиобщественны поступок: обидели вдову или сироту, убили путника, срубили грушевое дерево. Не всегда имя преступника становится известным, но народ верит, что если все общество осудит кого-то, пусть даже не зная имени, то Божья кара обязательно настигнет человека и его потомков. Дети, видя карлаги и слыша истории об их появлении, твердо усваивают истину, как надо себя вести, чтобы не заслужить проклятие своих сородичей.
Новруз Байрамы
В Азербайджане с праздником Новруз поздравляют словами «Novruzbayramınızmübarəkolsun!» («Пусть ваш праздник Новруза будет счастливым!») и отвечают на поздравление словами «Sizinləbahəm!» («И ваш тоже!»). И как только яйцо качнется — наступает Новый год. Все сидящие за столом начинают поздравлять друг друга. Так же на столе бывает много сладостей, такие как пахлава, шекербура, бадамбура и многое другое. Угощая гостей, желают быть год таким же сладким как сладости приготовленные в домашних условиях.
Ураз-байрам
В Дагестане верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!» (благословенного праздника!). Накануне и в день праздника собирается обязательная милостыня (закят аль-фитр). Собранные средства идут в пользу общины (малоимущим, путникам и др.) в виде сухих продуктов питания, либо денежного эквивалента этих продуктов (в ханафитскоммазхабе).
В день праздника мусульмане совершают праздничную ритуальную молитву (ид-намаз), надевают лучшую одежду, готовят традиционные блюда, а после праздничной молитвы накрывают праздничные столы, приглашают в гости соседей, родственников и друзей, совершают ответные гостевые визиты с подарками, радуются и веселятся.
В счастливый для всех мусульман день праздника дети принимают участие в различных играх, посещают соседей, которые раздают им сладости. В это время принято также раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.
Учитель. Ребята, ввиду того, что коллектив учащихся нашей школы, а так же население нашего города многонационально по своему составу, возникает необходимость подготовки к межкультурному взаимодействию, достижению грамотности во взаимоотношениях с представителями различных этнических групп. Сейчас вам будут предложены ситуации, и возможные варианты выхода из них. Ваша задача выбрать наиболее правильный, с вашей точки зрения вариант.
Ситуация №1
В подготовительной к школе группе готовили постановку спектакля. Роль рыцаря исполнял даргинец Арсен. Когда по ходу действия Арсену нужно было встать на одно колено перед «своей избранницей» - Юлей (девочка из его группы), он категорическим тоном выразил протест и даже отказался от роли, которую сам прежде и выбрал. Воспитатель была в недоумении.
Как бы вы объяснили воспитателю поведение Арсена?
1.Воспитатель потребовала в грубой форме выполнения Арсеном ролевых действий.
2.Арсен не хотел, чтобы его напарницей по роли была Юля.
3.Мальчик был «не в настроении».
4.Арсену было оскорбительно стоять на коленях перед девочкой.
Вы выбрали объяснение №1. Ответ неверный. Во-первых, Арсен выразил свой протест прежде, чем воспитатель стала работать с ним над ролью, во-вторых, в тексте не указывается на некорректность педагога. Вернитесь к ситуации и сделайте правильный выбор.
Вы выбрали объяснение №2. Данное объяснение является неверным. Если бы Арсен был против совместной игры с Юлей, то он высказал бы протест ранее. Вам необходимо найти более точное объяснение.
Вы выбрали объяснение №3. Нельзя исключить возможность, что Арсен был «не в настроении». Однако, мальчик не отказался бы от роли вообще, тем более, что он сам выбрал эту роль. Найдите более точное объяснение.
Вы выбрали объяснение №4. Это лучший вариант ответа. В культуре народов Северного Кавказа не предусмотрены публичные демонстрации своих чувств. А коленопреклонение рассматривается как принижение статуса мужчины. Арсен, как неопытный артист, воспринял ролевые действия как личные и поэтому коленопреклонение перед девочкой расценил как личное унижение.
Ситуация №2
На дне рождения Андрея собрались все его друзья. Последними, когда компания уже сидела за столом, пришли школьная подруга Андрея Катя и Руслан, недавно приехавший в Москву из Ингушетии. Руслана с Катей посадили на свободные места в конце стола. После этого Руслан, недовольный местом, которое ему досталось за столом, хмурился весь вечер, хотя хозяева, как ни в чём не бывало, общались с ним и всячески развлекали. В следующий раз Руслан отказался идти в гости в компанию Андрея.
Как бы вы объяснили Руслану, почему его посадили за праздничным столом на столь непрестижное, с точки зрения его культуры, место?
1) Место в конце стола у русских считается особо почётным.
2) Русские очень пунктуальны и в конце стола сажают опоздавших гостей в наказание за опоздание.
3) Его хотели обидеть, посадив за стол рядом с девушкой.
4) В этой компании не имеет значение место гостя за столом.
Вы выбрали объяснение №1. Оно не верное, т.к. подобного правила в русской культуре не существует. Попробуйте найти другой вариант ответа.
Вы выбрали объяснение №2. Это не так. Русские сами часто опаздывают (представители многих других культур даже считают, что опоздание – неотъемлемая черта русского характера), поэтому они снисходительны к опозданиям других. Вот и в этом случае Руслану оказывали большое внимание и всячески развлекали. Найдите правильное объяснение.
Вы выбрали объяснение №3. Оно может рассматриваться как правильное объяснение с точки зрения Кавказца, т.к. место за столом должно соответствовать статусу гостя. Посадив мужчину рядом с женщиной, хозяева тем самым распространяют её более низкий статус на него. Однако, в тексте нет указаний на то, что хозяева пользовались каким-то принципом при посадке гостя. Поэтому данный вариант ответа не является подходящим объяснением.
Вы выбрали объяснение №4.Оно является правильным, т.к. в современной русской молодёжной среде не соблюдаются строгие правила этикета, характерные для застолий в традиционных культурах. Места за праздничным столом не делятся на более почетные и менее почётные, тем более не выделяются места для мужчин и для женщин. При этом большое значение придаётся не тому, где гость сидит, а тому, какое внимание ему оказывается. Поэтому Катя и Руслан, последними пришедшие в гости к Андрею, оказались рядом в конце стола
Учитель. Россия многонациональная страна, и тот уровень её развития в различных областях человеческой деятельности, достигнут благодаря огромному вкладу представителей разных национальностей. Познакомимся с некоторыми из них.
Ученик. Микоян Артём Иванович, советский авиаконструктор армянской национальности. В организованном Микояном опытном конструкторском бюро, совместно с М.И.Гуревичем (отсюда марка самолётов МиГ) созданы применявшиеся в Великой Отечественной войне высотные истребители МиГ – 1 и МиГ – 3. Под руководством Микояна созданы так же реактивные истребители Миг – 15; 19; 21; 23; 25. На созданных под руководством Микояна самолётах установлено 55 мировых рекордов.
Ученик. Бобров Всеволод Михайлович, русский спортсмен и тренер. Чемпион Олимпийских игр, мира, Европы по хоккею с шайбой, многократный чемпион СССР по футболу и хоккею. Он был единственным в истории спорта участником Олимпийских игр, капитаном футбольной и хоккейной команд.
Ученик. Гамзатов Расул – народный поэт Дагестана. Отличительная черта его творчества – свежесть восприятия, умение сердечно и выразительно писатель о людях и природе родного края. Стихи Р.Гамзатова переведены на русский и многие другие языки. Его поэмы и сборники стихов принесли дагестанской литературе мировое признание.
Ученик. Церетели Зураб Константинович, российский скульптор, живописец грузинской национальности. Автор ярко декоративных мозаик, витражей, декоративно-игровой скульптуры в курортных комплексах Пицунды и Адлера. Среди монументальных работ Церетели выделяются памятный знак “Дружба на веки” и памятник Петру I в Москве. Участвовал в оформлении мемориального комплекса на Поклонной горе и Манежской площади в Москве. С 1997 года является президентом Российской академии художеств.
Учитель. О Великой Отечественной войне сказано и написано немало, однако редко можно услышать и прочитать о том, что народы всех союзных республик бывшего СССР, посылали своих сыновей для выполнения задач по защите Отечества. Равную ответственность за судьбу единого Отечества несли представители всех наций и народностей страны. Национальные формирования выполняли свои задачи, действовали в едином строю со всеми частями Советской Армии и вписали немало ярких страниц в эпопею всенародной борьбы. Героически сражались у стен Сталинграда узбекские и казахские соединения. В боях за Одессу прославилась 95-я Молдавская стрелковая дивизия. На Дону отличилась 112-я Башкирская кавалерийская дивизия. 89-я Армянская стрелковая дивизия победно пронесла свои знамёна от Кавказа до Берлина.
Среди более 11 тысяч героев Советского Союза – представители более 60 народов. В их числе 8181 русских, 2072 украинцев, 311 белорусов, 161 татарин, 108 евреев, 96 казаков, 91 грузин, 90 армян, 69 узбеков, 61 мордвин, 39 башкирцев, 32 осетина и другие.
В годы Великой Отечественной войны выдвинулась блестящая плеяда советских полководцев. Среди них: русские Н.Н.Воронов, Г.К.Жуков, И.С.Конев, украинцы А.А.Гречко, П.С.Рыбалко, армяне И.Х.Баграмян, А.Х.Бабаджанян, грузин К.Н.Леселидзе, осетины И.А.Плиев, Х.Д.Мамсуров и другие.
Учитель. Песни и танцы разных народов во все времена являлись их визитной карточкой. В них ярко выражены национальный колорит, особенность ритмов и звучания родного языка.
Учащиеся слушают:
Грузинская народная песня «Сулико» (на грузинском языке);
Русская народная песня «Ах, Самара – городок»,
Украинская народная песня «В саду гуляла».
Смотрят кавказский танец «Лезгинка».
Заключительное слово учителя.
Иная птица людям доверяет
И ласточка для птенчиков своих
В близи жилья людей гнездо свивает
И веря людям, не боится их.
Спасибо ласточкам, что с нами дружат. И к людям обращаюсь я сейчас
Я говорю: старайтесь быть не хуже
Того, что птицы думают о нас.
К. Ломиа (абхазский поэт)
Уважаемые учащиеся! Хочется выразить надежду, что сегодняшнее наше общение оставило не только информационный след в вашей памяти, но и затронуло самые тонкие струны вашей души. Будет весьма полезным, если вы научитесь проявлять тёплое, толерантное поведение по отношению к представителям разных национальностей, и тогда каждый из вас почувствует это тепло по отношению к себе.