План по самообразованию Шайхутдиновой Румии Рахимзяновны














План
по самообразованию
Шайхутдиновой Румии Рахимзяновны ,
учителя татарского языка и литературы
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1 имени
Героя Советского Союза Ханжина Павла Семеновича» на 2012-2017 г. г.























2012-2017 учебный год










Тема школы: «Реализация эффективных образовательных технологий через совершенствование методики преподавания».
Тема ШМО: «Повышение качества образования на уроках татарского языка и литературы путем эффективного использования инновационных технологий в условиях внедрения и реализации ФГОС».


Тема самообразования:
«Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и совершенствования качества обучения татарскому языку и литературе».
Педагог должен:
Иметь высшее образование.
Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Использовать специальные подходы к обучению, чтобы включить в образовательный процесс всех учеников
Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
Владеть ИКТ-компетенциями. (Это уверенное владение всеми составляющими навыками ИКТ- грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности).

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.
Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу.
Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества
  Цель самообразования:
Цели:
Повышение профессиональной подготовленности и как следствие, повышение эффективности обучения по татарскому языку и литературе;
повышение своих теоретических знаний по применению новых образовательных технологий, совершенствование научно-методического уровня и профессионального мастерства;
обогащение духовного мира через познавательную деятельность
путём приобретения информации о культуре страны: литературы,
музыки, архитектуры, живописи, истории, быта;
организация учебно-воспитательного процесса на основе эффективных образовательных технологий.
Задачи:
- продолжение внедрения инновационных технологий, методик в преподавание татарского языка, литературы, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания;
- изучение психологических и возрастных особенностей школьников;
- проведение целенаправленной работы с одарёнными детьми;
- создание условий для проявления творческих способностей учащихся на уроках, для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по предмету.
- разработка и внедрение в практику образовательной деятельности рабочих (авторских) программ по преподаваемым предметам с применением ИКТ;
- разработка методических рекомендаций, дидактических материалов в рамках реализуемой инновации;
Развитие личностных качеств и компетенций в соответствии с профессиональным стандартом педагога:
Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
Умение отслеживать динамику развития ребенка.
Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей.
Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе.
Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ.
Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
Умение (совместно со специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.


Воспитание
Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности.
Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения.
Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
Уметь находить (обнаруживать) ценностный аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися.
Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.).
Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.


Ожидаемые результаты:
- повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
- разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме,
-доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет-ресурсы; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, экскурсии, театры, выставки, музеи
Формы самообразования:
-индивидуальная – через индивидуальный план,
-групповая – через участие в деятельности школьного и районного методических объединений учителей татарского языка, а также через участие в жизни школы.

Педагогический словарь:
Технология от греческого techno – искусство, мастерство, умение , логия - наука;
Технология - совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки информации, сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, в строительстве и т. д.; научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая такие приёмы и способы. Технология характерна для любого вида деятельности
Большая советская энциклопедия


Педагогическая технология -это
содержательная техника реализации учебного процесса.
(В.П.Беспалько)

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П.Волков)


«САМООБРАЗОВАНИЕ~ целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Нормативная правовая база
Конституция Российской Федерации Закон Российской Федерации от 25 октября 1991г. N1807-I «О языках народов Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
Закон Республики Татарстан от 8 июля 1992 года № 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»
Конституция Республики Татарстан
Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 № 68-ЗРТ «Об образовании»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. (Утвержден приказом МО и Н РФ от 06.10.2009 г. №373,зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785); изменений Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МО и Н РФ от 31.12.2015 г. №1576, регистрационный номер № 40936 от 02.02.2016г.);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189;

Информацию по нормативным документам можно найти на следующих сайтах :
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Министерство образования и науки РФ);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Федеральный портал «Российское образование»);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Акты МОиН РФ, сайт ВШЭ).

Научная и методическая литература
Интернет- ресурсы:
http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
http: //edu.tatar.ru
http://13 HYPE
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·



Государственные программы

«Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 – 2020 годы»
«Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014-2020 годы»
«Сохранение национальной идентичности татарского народа 2014-2016 годы»

Направления самообразования
  
Основные направления
Действия и мероприятия
Форма
результатов

Организационный этап

1. Изучение нормативных документов.
2.Изучение методической литературы по данной теме.
3. Изучение периодических изданий по предмету.
4. Анализ собственной деятельности за истекший период.
5. Изучение передового педагогического опыта


Профессиональное
1.Изучить программы и учебники, уяснить их особенности и требования по татарскому языку и литературе.
Изучение материалов по теме:
«Формирование УУД на уроках татарского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС второго поколения »
2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.
3.Повышать квалификацию на курсах для учителей.
4. Успешно пройти аттестацию в 2017/2018 учебном году.
5. Тестирование учителей.
6. Экзамен учителей в формате ЕРЭ.



Конспекты
Памятки
Рекомендации.


Повышение профессиона
·льного уровня развития.
1.Прохождение курсов повышения  квалификации учителей.
2.Изучение опыта работы педагогов района и округа через участие в семинарах, вебинарах , видеоконференциях, мастер-классов, круглых столов, через Интернет-ресурсы.


Психолого-педагогическое
Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.


Методические
1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся.
2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.
3. Принимать активное участие в работе школьного и муниципального МО.
4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.
5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы и через Интернет.
6. Посещать уроки коллег в школе и участвовать в обмене опытом.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.
9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района.
10. Выступать с докладами, с творческим отчётом на тему: « Использование новых технологий на уроках  татарского  языка и литературы  в рамках реализации ФГОС
на заседаниях МО».
11. Работа в сообществе:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Программы и
учебно-тематические
планы.


Учебные рабочие программы,
тестирующие
программы,
Методико-дидактические
материалы



Конспекты мероприятий, в том числе и посещенных




Информационно-технологические технологии
1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.
2.Обзор в Интернете информации по татарскому языку, литературе, педагогике и психологии.
3.Создать электронную почту и личный сайт -портал для контакта с единомышленниками.
Комплекты методико-дидактических электронных материалов


Охрана здоровья


Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.


Научная литература
Ознакомление с научной литературой по проблеме самообразования:
1. Закон Республики Татарстан о государственных языках в Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан. Государственная программа Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014 – 2020 годы;
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010-2013 гг;
3. «Рус телле балаларга татар телен k‰м ‰д‰биятын коммуникатив технология нигезенд‰ укыту программасы» (т™з_че- авторлар: Р. З. Х‰йд‰рова, Р.Л. Малафеева, Казан: Татарстан китап н‰шрияты, 2013 год);
4. «Татар теленн‰н гомуми белем бир_неS д‰_л‰т стандарты”, Казан,Татарстан Республикасы М‰гариф k‰м ф‰н министрлыгы, 2008 ел, «Татар ‰д‰биятыннан гомуми белем бир_неS д‰_л‰т стандарты”, Казан,Татарстан Республикасы М‰гариф k‰м ф‰н министрлыгы, 2008 ел.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение.2010 г.
6. Хайдарова Р.З. Научно-педагогические аспекты билингвального образования в Республике Татарстан, 2012 год;
7. Электронный научный журнал “Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании”. Интернет-ресурс http://jurnal.kuzspa.ru





Перспективный план



Направление работы
Учебный год



2012-13
2013-14
2014-15
2015-16
2016-17


Аттестация




*


Курсы
*


*
*


Переподготовка







Выступление на МО
*
*

*



Выступление на педсовете
*
*
*
*
*


Выступление на августовском совещании

*

*



Грант

*





Участие в семинаре
*
*
*
*



Участие в предметной неделе
*
*
*
*
*


Публикации
*
*
*
*
*


Участие в олимпиадах
*
*
*
*
*


Участие в научно-практических конференциях

*

*



Подготовка к ОГЭ

*
*
*



Подготовка к ЕГЭ







Воспитательная работа







Родительские собрания
*
*
*
*
*


Мониторинг

*





Авторская программа (разработка, указываем направление)
*






Национальное образование









Циклограмма по самообразованию
Ежедневно

Поурочные планы

Заполнение электронного журнала

Проверка тетрадей

Подготовка к экзаменам по татарскому языку





Еженедельно

Дежурство

Взаимопосещение уроков





Ежемесячно

Пробные экзамены по предмету

Участие в конкурсах





Каждую четверть

Организация работы по преемственности

Отчеты по качеству, успеваемости, движению

Посещение семинаров





Один раз в полугодие

Посещение семинаров





Один раз в год

Разработка и утверждение рабочей программы

Утверждение плана по самообразованию

Анализ открытых уроков

Школьные олимпиады

Муниципальный этап олимпиады

Стартовый контроль

Входной контроль

Промежуточная аттестация

Подготовка материалов к промежуточной аттестации





ПЛАН на 2016-2017 учебный год
Наименование работы

Содержание
Сроки

С Е Н Т Я Б Р Ь

Нормативная база
Изучение положений, приказов, рекомендаций на новый учебный год. (Учебный план, положение об аттестации, график каникул)
1 неделя

Взаимопосещение уроков
Посещение уроков учителей татарского языка и литературы.
Цель: Обмен опытом работы
В течение месяца

Работа с документацией
Заполнение электронного журнала.
Корректировки тематического плана
В течение месяца

Работа над методической темой,
методическая работа
Работа учителей по ФГОС
Проведение стартовых и входных контрольных работ по татарскому языку.
Составление списка обучающихся «группы риска»
Составление списка одаренных обучающихся
Определение темы открытого урока, мероприятия
2-4 неделя

Научно - исследовательская работа
Выбор конкурса по исследовательской работе
Ознакомление учащихся с оформлением исследовательских работ.
Составление списка учеников на олимпиаду
2 неделя

О К Т Я Б Р Ь

План взаимопосещений
Посещение уроков

В течение месяца

Работа с документацией
Заполнение электронного журнала.
Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися. Подписка на издания.
В течение месяца

Работа над методической темой,
методическая работа
Работа учителей по ФГОС
1.Проведение тематической контрольной работы в 7 классе.
2. Подборка материалов для научно - исследовательской работы.
3. Изучении источников, исследований, публикаций по теме. 4.Реферативное изложение изученной литературы. 5.Анализ и систематизация материалов. 6. Подбор аргументов, цитат из литературы, которые будут приведены в научно- исследовательской работе.
До 28 октября

Научно - исследовательская работа.
1. Проведение консультаций с обучающимися по подбору материала, видам исследовательских работ, последовательности их выполнения и требованиям к ним.
2. Определение тем для проведения научно - исследовательской работы обучающихся. 3. Подготовка учащихся к олимпиадам.
До 10 декабря

НОЯБРЬ

План взаимопосещений
Посетить уроки учителей татарского языка и литературы.
Цель: Обмен опытом работы
В течение месяца

Работа с документацией
Заполнение электронного журнала.
Работа со слабыми и одаренными обучающимися.
В течение месяца

Работа над методической темой,
методическая работа
Работа учителей по ФГОС
1. Подборка материалов для методической копилки учителя
2. Изучении источников, исследований, публикаций по своей теме. 3. Реферативное изложение изученной литературы. 4. Анализ и систематизация материалов.

В течение месяца

Научно - исследовательская работа.
1. Участие учащихся в олимпиадах
2. Курсы
В течение месяца

ДЕКАБРЬ

План взаимопосещений
Посетить уроки учителей татарского языка и литературы.
Цель: Обмен опытом работы
В течение месяца

Работа с документацией
Заполнение электронного журнала.
Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися.
В течение месяца

Работа над методической темой,
методическая работа
Работа учителей по ФГОС
Проведение контрольных работ по татарскому языку.
Работа с обучающимися «группы риска»
Работа с одаренными обучающимися
Участие в школьных и городских мероприятиях
В течение месяца

Научно - исследовательская работа.
Участие в школьных и городских мероприятиях
В течение месяца

ЯНВАРЬ

План взаимопосещений
Посетить уроки учителей татарского языка и литературы.
Цель: Обмен опытом работы
В течение месяца

Работа с документацией
Заполнение электронного журнала.
Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися.
В течение месяца

Работа над методической темой,
методическая работа
Работа учителей по ФГОС
1. Подборка материалов для методической копилки учителя
2. Изучении источников, исследований, публикаций по своей теме. 3. Реферативное изложение изученной литературы. 4. Анализ и систематизация материалов.

В течение месяца

Научно - исследовательская работа.
Участие в школьных и городских мероприятиях
В течение месяца

ФЕВРАЛЬ

План взаимопосещений
Посетить уроки учителей татарского языка и литературы.
Цель: Обмен опытом работы
В течение месяца

Работа с документацией
Заполнение электронного журнала.
Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися.
В течение месяца

Работа над методической темой,
методическая работа
Работа учителей по ФГОС
Проведение мероприятий, посвященных Дню родного языка.
Проведение викторины «Умники и умницы»
Работа с обучающимися «группы риска»
Работа с одаренными обучающимися
Участие в школьных и городских мероприятиях

В течение месяца

Научно - исследовательская работа.
Участие в школьных и городских мероприятиях
В течение месяца

МАРТ

План взаимопосещений
Посетить уроки учителей татарского языка и литературы.
Цель: Обмен опытом работы
В течение месяца

Работа с документацией
Заполнение электронного журнала.
Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися.
В течение месяца

Работа над методической темой,
методическая работа
Работа учителей по ФГОС
Работа с обучающимися «группы риска»
Работа с одаренными обучающимися
Участие в школьных и городских мероприятиях
В течение месяца

Научно - исследовательская работа.
Участие в школьных и городских мероприятиях
В течение месяца

АПРЕЛЬ

План взаимопосещений
Посетить уроки учителей татарского языка и литературы.
Цель: Обмен опытом работы
В течение месяца

Работа с документацией
Заполнение электронного журнала.
Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися.
В течение месяца

Работа над методической темой,
методическая работа
Работа учителей по ФГОС
Проведение Недели татарского языка.
Мероприятия, посвященные Г. Тукаю
Работа с обучающимися «группы риска»
Работа с одаренными обучающимися
Участие в школьных и городских мероприятиях
В течение месяца

Научно - исследовательская работа.
Участие в школьных и городских мероприятиях
В течение месяца

МАЙ

План взаимопосещений
Посетить уроки учителей татарского языка и литературы.
Цель: Обмен опытом работы
В течение месяца

Работа с документацией
Заполнение электронного журнала.
Составление планов работы с отстающими и одаренными обучающимися. Подписка на издания.
В течение месяца

Работа над методической темой,
методическая работа
Работа учителей по ФГОС
1. Подборка материалов для методической копилки учителя
2. Изучении источников, исследований, публикаций по своей теме. 3. Реферативное изложение изученной литературы. 4. Анализ и систематизация материалов.

В течение месяца

Научно - исследовательская работа.
Подведение итогов научно – исследовательских работы
В течение месяца



 
·