Программа воспитательной работы с классом Мы все такие разные, но все- таки мы вместе (5 -7 класс)


Программа воспитательной работы
на 2015-2018 г.
(5 - 7 класс)
Пояснительная записка
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и обучающихся. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Каждый классный руководитель формирует ребёнка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, т. е. должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Кроме того, классный руководитель, решая свои задачи, обращается за помощью и к учителям-предметникам, и к родителям, и к социуму.
 Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.      Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.   
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать, наедине с ним.
Организуя свою работу, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создаёт условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Всё это осуществляется совместно с семьями детей и другими учителями, работающими в классе.
В основе программы воспитания лежит личностный принцип воспитания обучающихся, то есть учет индивидуальных особенностей как обучающихся, так и преподавателей, а также учет межличностных отношений в семье, с друзьями, в различных коллективах, членом которых может быть ребенок (кружок, музыкальная школа, спортивная секция и т.д.)
Программа рассчитана на период 2015-2018 годы. В процессе реализации программы в нее могут вноситься коррективы.
Приоритетным смысловым стержнем программы воспитания является воспитание духовно-нравственного ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Главная цель воспитательной программы – воспитание духовно развитой личности с позитивным отношением к жизни и активной гражданской позицией.
В соответствии с поставленной целью определены задачи программы воспитания:
развивать индивидуальные творческие способности обучающихсяформировать гражданско-патриотические качества личности
воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию, самосовершенствованию
формировать культуру здоровья
воспитывать позитивное отношение к себе, развивать Я-концепцию, нравственные качества личности
воспитывать чувство уважения к родителям, семье
воспитывать уважение к другим людям, терпимость к чужому мнению, традициям, формировать умение вести диалог и готовность к сотрудничеству
воспитывать ответственность, самостоятельность, добросовестное отношение к учебе и трудовой деятельности
формировать чувство осознания ценности культурных традиций своей Родины, понимание неразрывности связей Родины, ее культуры с другими странами
Программа предусматривает:
воспитание эстетического вкуса, формирование норм поведения, необходимых учащимся в быту, в общении со сверстниками, в семье, в общественных местах, на природе
воспитание совестливости, порядочности, точности и обязательности в обещаниях, соблюдение этикета, наличие тактичности в отношениях с родными и близкими, а также с другими людьми.
воспитание моральных качеств, чувства долга и адекватного своего восприятия художественных ценностей
воспитание внешней культуры школьника, умения сохранять свою индивидуальность и неповторимость.
Формы реализации задач:
изучение психологических особенностей обучающихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с обучающимися и родителями, анкетирование, мини исследования)
тематические классные часы
дискуссии, диспуты, конференции
ролевые, деловые, образовательные игры
экскурсии, походы, уроки в школьный музей
соревнования; викторины, интеллектуальные марафоны
проектные игры
участие в акциях.
Ожидаемые результаты
На первом этапе развития личности 5 класс:
лидерские качества;
адекватная самооценка;
сплоченность коллектива.
На втором этапе развития личности 6 – 7 класс:
способность включения в работу;
способность к выполнению намеченных целей;
способность к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон – желание самосовершенствоваться;
формирование социально активной личности, удовлетворяющей потребностям общества.
Основные принципы программы воспитания
Программа воспитательной работы разработана как целостная система воспитания и включает в себя принципы – наиважнейшие правила, выражающие объективную сущность отношений классного руководителя и обучающихся в процессе их взаимодействия, позволяющие воспитать социально-активную, нравственно и физически здоровую личность.
Приоритетными принципами построения воспитательной системы класса являются:
Принцип целостности в воспитании.
Надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Признать равно важными для общества и личностно значимыми для индивида все ипостаси человеческого. Единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы.
Принцип культуросообразности
Соответствие этапов вхождения личности в пространство культуры этапами вхождения в пространство культуры человека.
Принцип природосообразностиВсе принять таким как есть, развивать данные ребенку способности.
Принцип воспитания творческой личности ребенка.
Все дети талантливы, только талант у каждого свой, но его надо найти. Поэтому, исходная позиция классного руководителя к обучающимся – доверие, опора на имеющийся у него потенциал, поиск и развитие его дарований, любознательности, способностей, стимулирование внутренних сил ребенка, создание условий для раскрытия творческих способностей.
Принцип опоры на классное ученическое самоуправление.
Этот принцип предусматривает создание условий для социального становления обучающихся. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся в коллективе. Создается обстановка, при которой каждый ребенок ощущает сопричастность к решению важных задач, стоящих перед классным руководителем и обучающимися. Через свое участие в решении проблем ребята вырабатывают качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. Совместное участие в мероприятиях, походах, соревнованиях сближает обучающихся, позволяя им раскрыться в любых ситуациях. Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива обучающихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.Принцип сотрудничества.
Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание классного руководителя сделать все от него зависящее для организации необходимых условий для этого образуют вместе необходимое единство целей. Воспитательная система строится на отношениях партнерства, уважения и доверия. Разговор с ребенком идет с позиции: «Ты хочешь признания, уважения товарищей? Прекрасно, давай подумаем вместе, как этого достичь, что для этого нужно и что этому мешает».
Совместный поиск истины, через взаимодействие: семьи, школы и общества
Основные направления воспитательной работы:
«О здоровье без нотаций» (Здоровье, ЗОЖ, Охрана жизни и здоровья учащихся)
« Я среди людей». (Духовно-нравственное воспитание)
«Мир вокруг меня» (Гражданско-правовое и патриотическое воспитание)
«Учёба. Интеллект» (Познавательная деятельность)
«Учимся общаться» (Общение, развитие, взаимодействие, досуг и трудовая деятельность)
«Семья» (Работа с родителями и опекунами)
Индивидуальная работа
Формы воспитательной работы: тематические и организационные классные часы, экскурсии, встречи с интересными людьми и специалистами разного профиля, тематические родительские собрания,
индивидуальные консультации родителей и учащихся, посещение семей, посещение уроков в классе, вечера отдыха, интеллектуальные игры и конкурсы, участие в общешкольных мероприятиях, благотворительные и экологические акции, выполнение социально значимых проектов, инструктажи по технике безопасности и т.д.
Воспитательные технологии: индивидуальный подход в воспитании, технология КТД, метод проектов, технология «портфолио», использование ИКТ в воспитательном процессе.
Работа с родителями
Одна из главных задач классного руководителя — это создание условий для развития отношений в семье и взаимодействия семьи со школой. Основным средством ее решения является совместная деятельность родителей, детей, классного руководителя и учителей, которая может быть организована в различных формах:
Индивидуальные собеседования.
Пресс – конференция с родителями.
Родительские собрания, проводимые совместно с детьми.
Цель: Создание гармоничных отношений Семьи и Школы, направленных на всестороннее развитие обучающихся.
Задачи:
формирование культуры общения у родителей;
оказание помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей;
выработка совместных требований к обучающимся;
вовлечение родителей в воспитательный процесс:
создание атмосферы доверия среди родителей, побуждающей к различным видам деятельности, направленной на всестороннее развитие детей.
Тематика занятий по педагогическому просвещению родителей 5 класс
Сроки Тема родительского собрания
Примечание
Сентябрь: «Давайте познакомимся!» Особенности адаптации школьника к школе второй ступени.
«Экономическая безопасность» Ноябрь: Роль семьи в развитии способностей и задатков школьников. Организация самостоятельного учебного труда дома. Февраль: Младший подростковый возраст. Детская нервозность, ее предупреждение и лечение. Апрель: О переводной промежуточной аттестации и подготовке к ней.
Итоги года. Организация и проведение летнего отдыха. Циклограмма работы классного руководителя в течение года.
Ежедневно:
Работа с опоздавшими, контроль за посещаемостью, выяснение причин отсутствия обучающихся на занятиях.
Организация питания учащихся.
Организация дежурства по классу.
Индивидуальная работа с обучающимися.
Еженедельно:
Проверка дневников.
Проведение мероприятий по плану работы.
Работа с родителями по ситуации.
Работа с учителями-предметниками по ситуации.
Проведение классного часа.
Ежемесячно:
Встреча с родительским комитетом.
Работа с активом класса.
Сбор статистических данных о классе. /Мониторинги/
Один раз в четверть:
Оформление классного журнала по итогам окончания четверти.
Коррекция плана воспитательной работы на следующую четверть.
Проведение родительского собрания.
Один раз в год:
Оформление личных дел обучающихся.
Анализ и составление плана работы с классным коллективом.
Характеристика класса.
Данный классный коллектив начал формироваться в 2011 году. До 5 класса в нем было 24 человека. Количественный состав обучающихся в 5 классе: 15 девочек и 17 мальчиков в возрасте 10-11 лет. Физическое и психическое развитие учащихся соответствует норме.
Учащиеся класса довольно работоспособны. Класс имеет активную группу, проявляет интерес к общественным делам, выполняет общественные поручения, сознательно относится к урочной и внеурочной деятельности. Класс по количественному составу является большим, поэтому в нём имеются группировки, но в целом учащиеся относятся друг к другу положительно, готовы прийти на выручку.
Дети проживают в разных микрорайонах города, поэтому затрудняется их общение после школьных занятий. Однако, дети, живущие рядом, в одном районе проводят время вместе и после школы, либо вместе посещают внеурочные занятия по интересам.
Мальчики и девочки дружат между собой.
Школьники переживают удачи и неудачи своего класса. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе.
Ученики находятся на стадии формирования классного коллектива и актива класса, поэтому еще не владеют навыками выполнения коллективных дел, распределения между собой работы и наиболее рационального ее выполнения. Учащиеся ещё не умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга на классных собраниях, на перемене, при выполнении различных дел.
Учащиеся класса всегда информированы о том, что происходит в школе в целом и в других классах. Класс в общешкольных мероприятиях участвует активно. Все дети класса вовлечены во внеурочную и внеклассную деятельность, принимают участие в школьных мероприятиях, посещают кружки, секции с учётом своих интересов.
У учащихся наблюдается достаточный уровень сформированности познавательной активности и учебной мотивации. Школьники относятся к учёбе положительно, осознавая важность учёбы в дальнейшей жизни. Уровень работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной и внеурочной деятельности соответствует норме. Большинство учащихся добросовестно выполняет домашние задания.
В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Но практически любой другой из учеников в определённой ситуации может стать лидером и повести за собой остальных. Большинство учеников класса открыты и легки в общении, но есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети. За небольшим исключением класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности.
Отрицательными качествами для большинства детей является неусидчивость, несобранность, которые мешают учебной работе.
В классе формируются обычаи и традиции, которые скрепляют классный коллектив, развивают положительные качества всего коллектива и отдельного ребёнка в нём.