Формирующее оценивание, как основной компонент новой модели образования
Формирующее оценивание, как основной компонент
новой модели образования.
Сегодня роль образования как стратегического ресурса развития приобретает особое значение, так как именно благодаря ему во многом обеспечивается успешное, динамичное и гармоничное развитие общества. Важная роль в этом процессе принадлежит учителю. Современный учитель – это не просто информатор, это организатор, управленец, навигатор, тьютор, модератор, фасилитатор, эксперт и консультант. От трансляции знаний и способов деятельности учитель должен перейти к совместному проектированию индивидуальной траектории интеллектуального и личностного развития каждого воспитанника, к педагогической поддержке продвижения учащихся по индивидуальному образовательному маршруту. Именно такой подход к процессу обучения во многом определяется личностными качествами учителя, главные из которых – готовность к изменениям и высокая профессиональная компетентность.
Сегодня в школе приоритетными должны стать три новых «предмета»: как эффективно учиться, как думать и принимать решения, как стать самостоятельно действующим менеджером своего будущего. Важнейшим компонентом новой модели образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные проекты.
В связи с этим современный учитель должен перераспределить центр тяжести между компонентами процесса обучения, среди которых на лидирующее место выходит процедура оценивания. Оцениваются все продукты учебно-познавательной деятельности учащихся, показывающие не только результаты обучения, но и усилия, приложенные учащимся к конструированию нового знания, и его прогресс в обучении. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Задача формирования ключевых компетентностей не предусматривает пересмотр предметного содержания, а базируется на изменении технологий оценки образовательных результатов учащихся. Оценка должна быть ориентирована на определение глубины и объема индивидуальных знаний, готовности их использования, овладения специальными и универсальными способами деятельности, степени и характера личных усилий учащихся
Такое оценивание получило название формирующего, т.к. педагог переходит от оценивания для контроля, к оцениванию для развития. Формирующее оценивание становится наиболее адекватным механизмом саморегуляции образовательного процесса, учитывающим личностные особенности учащихся, динамику их развития на разных возрастных этапах становления личности, способствующим выработке у обучающихся стремления к самооценке, стимулирующим их образовательную активность. Трудно переоценить образовательные возможности формирующего оценивания для реализации компетентностной модели образования. Формирующее оценивание необходимо использовать, чтобы: оценить готовность учащихся и их прошлые знания; поддержать самостоятельность и взаимодействие; обеспечить диагностическую обратную связь ученикам и учителям; отслеживать прогресс; проверять понимание и поощрять метапознание; демонстрировать понимание и навыки. Таковы стратегии формирующего оценивания, каждая из которых раскрывается через многообразие методов и инструментов. Оценивание превращается в непрерывный процесс, сопровождающий обучающихся по стезе познания.
Начинать оценивание следует с определения потребностей обучающихся, анализа их первоначального опыта. Здесь полезными будут такие методы, как изучение работ учеников, которое дает возможность оценить качество ранее изученных задач, графические планировщики, позволяющие представить компоненты концепций или процессов и их отношения друг к другу. В процессе обучения планировщики помогают ученикам выявлять связи, организовывать мысли, формулировать план и последовательность шагов в процессе осуществления обучения. Графические планировщики включают учеников в такие стратегии как установление последовательности, сравнение, классификация, анализ и решение проблем. Карты ЗИУ (Знаю- Интересуюсь-Умею), требуют от учащихся выявления новых знаний, которым они научились, сравнения этих знаний с тем, что они уже знали и пояснения своих идей. Концептуальные карты, кластерные карты, карты причин - являются полезными инструментами, при помощи которых ученики могут разложить и обсудить идеи в ходе мозгового штурма.
Далее следует провести оценку самостоятельности и взаимодействия через использование планов действий, самооценки и рефлексии, обратной связи от сверстников. Одним из способов может быть перекрестное оценивание работы участников группы. Получая обратную связь от сверстников, ученики учатся учиться, оценивая деятельность других участников. Им приходится анализировать работы сверстников, а затем они могут перенести этот способ размышления и на свои собственные работы. Отзывы сверстников обеспечивают большую вовлеченность и ответственность и помогают ученикам определить, какой должна быть качественная работа.
В результате перекрестной оценки происходят многочисленные открытия. Когда эксперты находят сильные и слабые стороны автора, они помогают ему улучшить работу и показывают направления, в которых она может быть улучшена. Когда эксперты анализируют выводы, предположения, следствия, которые представил автор, их собственные навыки критического мышления подвергаются испытанию.
Следующая стратегия – мониторинг прогресса может быть представлена файлами статистики, контрольным перечнем прогресса, отчетами по выполнению проекта. Во время записи прогресса учащиеся фиксируют ключевые идеи, отслеживают ежедневные достижения, высказывают предположения о том, что будет дальше, наблюдают за изменениями, характеризуют этапы работы, записывают методики решения проблемы и отслеживают процесс их решения. Интересным инструментом среди прочих является наблюдение за навыками мышления. Исследуя артефакты мышления учеников, такие как обсуждения, средства графической организации и записи, учитель может многое узнать о мыслительных процессах своих воспитанников и использовать эту информацию для принятия удачных решений в индивидуальном и групповом обучении.
Важным этапом оценивания является контроль понимания и метапознания. Письменные, видео и фото журналы, структурированные интервью, перекрестные наблюдения – способствуют развитию творчества и навыков решения проблем, а значит, отражают осознание школьниками учебного материала. Долгое время считалось, что ученики автоматически приобретают умение думать, если они усвоят содержание или если им задавать соответствующие вопросы. К сожалению, это не всегда так. Учителя должны тщательно обучать детей тому типу мышления, который они от них ожидают, и оценивать его разными способами, стремясь к тому, чтобы ученики развивали свои мыслительные навыки. Именно в этом состоит основа метапознания.
Завершающей стратегией оценивания является демонстрация понимания. Причем в качестве демонстрации могут оцениваться как продукты учебной деятельности, так и представления приобретенных навыков. Т.о. систематическое использование формирующего оценивания ведет к возникновению ситуации, в которой учащиеся не только получают полезную информацию о своем учебном прогрессе, но и активно участвуют в процессе личностного осмысления знаний и навыков. Формирующее оценивание становится неотъемлемым компонентом компетентностно-ориентированного образования.
13PAGE 15
13PAGE 14115
Заголовок 315