«Развитие познавательной и творческо активности через систему КТД»
Человек не воспитывается по частям,он создается синтетически всей суммой влияний, которым он подвергается.Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным,и отрицательным, решающим моментомявляется не его прямая логика, а действиевсей системы средств, гармонически организованных.А.С.Макаренко
Современная эпоха создала потребность в новом типе личности, способной самостоятельно принимать решения, осознанно осуществлять свой выбор, умеющей гибко реагировать на изменение обстоятельств и самой творить новые обстоятельства. Этим потребностям удовлетворяют качества личности, которые психологи определяют как творческие. Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Но, как ни привлекательно творчество, исследователи этого феномена не отмечают роста его среди современных людей. Напротив, наблюдается снижение потребности к творчеству, уровня подготовленности к нему. Возрастает же тривиальное мышление, стандартизация в мыслях и чувствах. Как научить школьника “правильно использовать” свой мозг, избавить его от стереотипов мышления, научить учиться и жить, проявляя собственную уникальность и неповторимость? Данная проблема становится одной из основных в современном образовании. Для ее решения необходимы специальные образовательные технологии, которые бы позволяли развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика, сохраняя при этом массовость образования. Так как педагогу, при его загруженности, не хватает времени для индивидуальной работы по развитию творческого потенциала, необходимо найти форму работы, которая являлась бы коллективной, но в то же время развивала бы творческие способности каждого ученика. Такой формой работы является коллективная творческая деятельность (КТД).
Важная определяющая данной системы - создание условий для совместной деятельности воспитанников , при этом каждый учащийся, готовя коллективное дело или участвуя в мероприятиях различного уровня, получает возможность проявить свои творческие способности, личностные качества. Чтобы пробудить в ребенке чувство собственной неповторимости, индивидуальности, помочь детям «открыть себя» и лучше помочь другим необходимо создать условия. Какие же условия для этого необходимы? 1. Внимание. Это важное условие познания мира, позволяющее сосредоточить силы ума и души, когда вглядываешься и вслушиваешься в окружающий мир. Без умения управлять вниманием, нельзя увидеть и понять красоту в жизни, искусстве, человеке. Поэтому можно утверждать, что развитие творческой личности начинается с формирования внимательного взгляда на окружающий мир.2. Атмосфера доверия и уважения. Дети все разные, и к каждому нужно найти подход, помочь преодолеть трудности одним в общении, другим в самовыражении, третьим в адекватной рефлексии. Общеклассные праздники, коллективные творческие дела, индивидуальные творческие вечера не только приобщают к искусству, миру прекрасного, но и «творить» себя и свои отношения в коллективе, умение сопереживать и сотрудничать, при этом познавая и создавая себя, свою личность.3. Творческая активность. Это условие проявления и развития креативных способностей учащихся. Выполнение этого условия будет способствовать формированию у детей уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру.4. Рефлективность. Без формирования внутреннего «Я» трудно представить возможность обретения своей индивидуальности. В связи с этим очевидна целесообразность формирования у детей умений и навыков самоанализа и самооценки, потребности в рефлексии событий, происходящих в совместной или индивидуальной жизни. Организация коллективной деятельности школьников выполняет очень важную функцию – сближает учебную и внеучебную работу. Характер общения воспитанников на уроках и во внеурочное время весьма различен. В результате остаются нереализованными все возможности формирования познавательной, творческой и общественной активности школьников. Для разработки коллективно-творческих дел необходима единая целеустремленная команда, другими словами актив класса. В начале года в нашем классе на коллективном собрании было выбрано самоуправление класса, которое стало своеобразной инициативной группой. Следующим моментом было планирование коллективно-творческих дел с учетом их типа и направлений воспитательной программы. С активом класса были выбраны те мероприятия, которые им больше нравятся. В течении года дети активно участвовали не только в классных , но и в школьных мероприятиях, а так же в трудовых десантах по уборке школьной территории.Как известно, готовых рецептов воспитания не бывает. Существуют сотни и тысячи моделей работы с детьми. У каждой свой сценарий, своя композиция, свой монтаж, своё содержание, свой набор творческих ролей. Здесь важен замысел коллективно творческого дела. Сам потенциал коллективного дела (в котором куча индивидуальных ролей, положений, заданий, ситуаций, находок) богат коллективными мыслями ребят. Детская импровизация – высшее достижение КТД. И у каждого из нас всё получается по-разному. Любую модель можно насытить содержанием разных направлений воспитательной деятельности. Главное, чтобы дети нашли себя, реализовались в деле, насытились роскошью общения, содружеством и сотворчеством. В своей работе, я, как воспитатель, постоянно опирается на микроколлективы: команды, советы дела, творческие объединения, приятельские группы, чтобы дойти до каждого в том или ином КТД. Дети могут на разных этапах подготовки, проведения и анализа быть в разных микрогруппах. И это очень важно. В разных группах ребенок вступает в новые отношения, занимает новые положения. Разбить ребят на «группы действия» помогут такие приемы, как жеребьевка, считалка, добровольное желание, заявка на участие. Ребят можно «развести» по группам, по игровым и даже шуточным приметам: по цвету волос, глаз, росту, именам, по дню рождения, месту жительства и т.д. Можно назвать трех – четырёх первых членов группы, те выберут по одному партнёру, выбранные назовут следующих, так быстро укомплектуется команда. Ребят надо учить работать вместе, уважая мнение каждого своего товарища, считаясь с его интересами и желаниями. Если все хотят делать что-то, используйте конкурс, если никто не хочет жеребьевку. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, которая заключается в том что каждый ученик находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. Результатом такого творчества становятся написанные детьми или взрослыми по отдельности или совместно сценарии, на сцене демонстрируются спектакли, миниатюры и т.д .Публичные выступления ребят на сцене друг перед другом, часто не просто перед ровесниками из параллели, а перед младшими и старшими, создают ситуации демонстрации успеха, ситуации оценки своих достижений относительно успехов других. КТД имеет огромное влияние на личность каждого человека, на класс, который является первичным коллективом, так и на весь большой ученическо-учительский коллектив.
В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать в коллективе, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового, наконец, просто знакомятся и приобретают друзей. КТД становятся мощной силой, обеспечивают широкую внеурочную занятость детей. Положительно эмоциональный настрой, гарантированная ситуация успеха высвобождает добрые чувства, сопереживания всех всем.
КТД – это верный путь соединения и создания школьной общности на длительное время, создание и расширение пространства, способствующего развитию личности.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Ростовской области
«Новошахтинская школа-интернат»
Отчет по теме самообразования:
«Развитие познавательной и творческо активности через систему КТД»
Воспитатель
Костенко Г.П.
Май 2016г.