Фрагмент урока русского языка. Тема: Работа с пословицами. Решение орфографических задач. Определение падежа. (3 класс)
Фрагмент урока русского языка, 3 класс
Предмет: русский язык
Класс: 3-б
Учитель: Белоконева В.В.
Форма урока: интегрированный урок «Заседание Учёных Советов»
Используемые технологии: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии (использование презентации), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.
Группы формируемых компетенций:
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе. умение высказывать свою точку зрения
Познавательные УУД: добывание новых знаний; переработка полученной информации для формулировки выводов.Формы работы: групповая, в парах, индивидуальная, фронтальная, практическая работа
Приёмы работы: системно - деятельностный подход к обучению.
Методы работы: проблемный метод самоорганизации познавательной и исследовательской деятельности на всех этапах урока.
Тема урока Работа с пословицами. Решение орфографических задач. Определение падежа.
Тип урока урок закрепления изученного материала
Цель отрабатывать изменение имён существительных по падежам, определение падежей имён существительных в предложении, решение орфографических задач
Формируемые УУД Познавательные общеучебные: развивать познавательную активность, формировать умение выделять информацию из разных источников, развивать умение правильно, осознанно строить речевое высказывание.
Познавательные логические: умение выделять существенные признаки, выполнять анализ и синтез, правильно строить свои рассуждения.
Регулятивные: способствовать развитию умений: принимать и сохранять учебную задачу, оценивать результат своих действий, планировать, контролировать и оценивать свои действия в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками
Коммуникативные: способствовать развитию умений: договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, в группе), контролировать действия партнера, адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; формулировать собственное мнение и позицию.
Личностные: создавать условия для формирования выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Осваиваемые понятия Падеж, склонение
Планируемые результаты урока Учащиеся будут учиться употреблять существительные в нужном падеже, будут учиться использовать пословицы в своей речи
Ресурсы Учебник «Русский язык». 3 класс (Н. В. Нечаева). компьютер у учителя, проектор, карточки с пословицами, рабочий лист ученика, 2 словаря, 2 ноутбука
Этапы урока Формируемые УДД Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент
Упражнение «Поздоровайся локтями».
Личностные УУД Психологический настрой детей на урок, проверка готовности к уроку.
- Легонечко коснитесь друг друга локоточками, поприветствуйте соседа глазками.
- Наш урок сегодня пройдёт необычно. Мы проведём заседания «учёных советов» в Академгородке под названием Падеж (Слайд 2)
- Ребята, занятие я хотела бы начать выражением, но сначала его надо восстановить.
«Грамоте учиться — всегда пригодится»
(Слайд 3)
- Как вы понимаете эти слова?
- Что это? Учащиеся выполняют упражнение.
Восстанавливают пословицу
Это пословица. Когда мы учимся, мы узнаём что-то новое и умнеем. Это пригодится нам в дальнейшей жизни.
Надо добывать, получать знания не только на уроках, а самостоятельно узнавать новое из книг, энциклопедий, словарей и т.д.
Целеполагание
и мотивация Регулятивные УУД - Рассказ учителя: «Ответы на все случаи жизни есть у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя, радость ли – на всякие переживания даст разумный совет, наставление, утешение или развеселит пословица. Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно лишь одно: они пришли из далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. В них выражен народный опыт, наблюдения, это своеобразный учебник жизни, так как они помогают оценить свои поступки и действия других людей».
- Народ создал много мудрых пословиц и поговорок на разные темы. Пословицы и поговорки относятся к фразеологическим выражениям. Пословицы – это меткие народные изречения. Поговорки – это свернутые пословицы.
- Как вы думаете, с чем мы сегодня будем работать?
- С помощью них мы повторим решение некоторых орфографических задач и определение падежей имён существительных. - С пословицами.
Актуализация знаний Познавательные, коммуникативные УУД - Ребята, я предлагаю вам взять по одной карточке, такого же цвета, как и ваш бейдж.
-Что на них написано?
- Прочтите их.
- Соберитесь в группы возле табло такого же цвета.
Группы – «учёные советы» – формируются по цвету. Дети проходят по классу и находят карточку с цветным значком, пересаживаются за тот стол, где стоит соответствующий указатель цвета.
- Сейчас каждая группа должна дать название для своего «учёного совета», определив тему пословиц в группе.
- Сели за свои рабочие места. - Пословицы
1.Работа в группах.
1 группа – «Родина», 2 группа –«Дружба», 3 группа – «Труд»
Работа с материалом 1.Работа с алгоритмом. Познавательные УУД - Формы какого одного и того же слова встретились в ваших пословицах?
- Определите падеж выделенного слова в вашей пословице (карандашом надписывают падежи)
-Для того, чтобы правильно справиться с заданием давайте вспомним алгоритм определения падежей имён существительных.
- Просклоняйте существительные (1 группа – «Родина», 2 группа – «Дружба», 3 группа – «Труд») по падежам.- Как вы понимаете выражение «просклонять по падежам».
Уточним значение выражения «просклонять по падежам» в толковом словаре.
- Проведём исследовательскую работу.
(Учитель показывает карточку с названием падежа, встают учащиеся, у которых на бейджах такой же падеж и ставят название своего учёного совета в нужном падеже) 1.Восстановление алгоритма.
(Пока учащиеся определяют тему группы пословиц, 1 ученик работает с интерактивной доской, восстанавливает алгоритм определения падежей)
2.Устная работа «Ручеёк».
3. 2 ученика работают с толковыми словарями.
ПРОСКЛОНЯТЬ ВО ВСЕХ ПАДЕЖАХ Шутл. Словарные синонимы: часто упоминать, осуждая, упрекая, критикуя.
Как фразеологизм в предложении употребляется в переносном значении.
Например: Моё выступление члены жюри просклоняли во всех падежах. Значит - раскритиковали.
Устная работа «Ручеёк».
2.Решение орфографических задач Регулятивные УУД Перед «учёными советами» ставятся различные задачи. Вам тоже предстоит решить орфографические задачи.
- Какие орфографические задачи вы решали?
- Оцените свою работу.
(Если вы легко с ней справились, раскрасьте кружочек в зелёный цвет, были затруднения в жёлтый, не справились в красный). 1. Самостоятельная работа
(Учащиеся самостоятельно работают по карточкам с пословицами)
- Определение парной согласной в корне слова.
- Определение безударной гласной в корне слова.
- Определение непроизносимой согласной в корне слова и написание разделительного ь знака в корне слова.
Самооценка
3.Определение падежей
Самостоятельная работа Познавательные, регулятивные УУД 2 ученика работают с компьютерами или планшетами подбирают пословицы со словом слово, в которых оно было бы в разных падежных формах.
4.Работа с текстами в парах. Познавательные, регулятивные УУД - Мы с вами уже знакомились с произведениями Л.Н. Толстого. Все они поучительные.
- Вам предлагается произведение Л.Н. Толстого «Лгун». Ваша задача определить, какая пословица больше других подходит к данному произведению? Чтение произведений в парах.
Зачитывают пословицы.
Самооценка
4.Диалог «учёных советов» в режиме «onlinе» Коммуникативные, регулятивные УУД У 1-й группы начало пословицы, а у 2-й - конец.
- Соотнесите начало и конец пословиц. Один ученик зачитывает начало пословицы, а второй её конец.
5.Работа с интерактивным тренажёром Коммуникативные, регулятивные УУД 1 учащийся работает с интерактивным тренажёром.
Итог урока.
Рефлексия
1.Составление кластера в группах Коммуникативные УУД - Составьте кластер со словом «падежи». Работа в группах.
Падежи
1330325-635001130300-6350001558925-63501330325-6350682625-635000187325-63500
25114251612902320925161290201612516129018827751612900155892516129014541501612900113030016129098742616129006350001612905588001612901016001612901016001612900И.п. Р.п. Д.п. В. п. Т.п. П. п.
Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём?
2.Задание на смекалку. «Шуточные пословицы»
Познавательные, коммуникативные УУД Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чьё -то место заняла?
Первый клин комом.
Сашу маслом не испортишь.
Мы сами с ушами.
Не ноги горшки обжигают.
От бобра бобра не ищут.
В здоровом теле здоровый пух.
Крутится как булка в колесе.
На безрыбье и бак — рыба.
Яйца куницу не учат.
Не делай из муки слона.
Голода не бойся, по пояс мойся.
Два сапога — тара.
Ус хорошо, а два лучше. 3. «Яблонька успеха» Регулятивные УУД - Я очень рада, что у вас знаний стало значительно больше.
Выполните самооценку своей работы на уроке.
Оценки.
Домашнее задание: подобрать пословицы со словом хлеб, чтобы оно было в разных падежных формах. Учащиеся высказываются, используя слова:
Сегодня на уроке
Я смог …
Я узнал …
Я научился…
Учащиеся отмечают свой успех на яблоньке.