НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С СЕМЬЕЙ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ УСТАНОВОК
направления деятельности социального педагога при работе с семьей, как средство формирования позитивных жизненных установок
конкурсная работа
Выполнила:
социальный педагог высшей категории
Сулацкова Елена Павловна
Волгоград
Содержание:
Введение
3
Характеристика семьи и ее особенности
3 - 4
Социальный статус семей
4
Семья как провоцирующий фактор
4 - 5
Социально-педагогический процесс оказания помощи семье
5 – 9
Заключение
10
Литература
11
Приложения
12
Введение.
Семья - веками отрегулированная, автономная, закрытая, самовосстанавливающаяся система. Функционирование семьи, как и государства, регулируют следующие правовые документы:
Конвенция о правах ребёнка (принята 5.12.89 г. 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90 г.)
Семейный кодекс РФ (подписан Президентом РФ 29.12.95 г. за№223-ФЗ)
Жилищный кодекс РСФСР
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Трудовой кодекс РФ.
И массой других законов и локальных актов как федерального, так и областного уровня.
Характеристика семьи и её особенности.
В современном мире существует и развивается специальная система помощи семье в решении различных проблем, особенно при возникновении трудной жизненной ситуации. И работа социального педагога строится, исходя из типов семей и их особенностей.
В зависимости от условий жизни различают следующие категории семей:
благополучные семьи;
семьи группы риска;
неблагополучные семьи;
асоциальные семьи.
В зависимости от социально-педагогического потенциала можно выделить следующие типы семей:
семьи материально-обеспеченные;
материально малообеспеченные;
бедные;
многодетные;
семьи с детьми-инвалидами;
семьи матерей-одиночек с незарегистрированным браком;
семьи, остающиеся с одной матерью семьи
семьи, остающиеся с одним отцом
семьи, живущие без родного отца;
семьи алкоголиков;
семьи зафиксированных наркоманов;
семьи, имеющие онкологических больных;
семьи, имеющие больных СПИДом;
семьи, имеющие больных хроническими и неизлечимыми заболеваниями;
семьи с детьми, состоящими на учёте в милиции;
семьи, в которых один из родителей находится в УИН;
семьи беженцев и мигрантов;
семьи, живущие в местах национальных конфликтов.
Каждая из вышеперечисленных семей имеет свои особенности и решает свои, присущие только ей проблемы. Нельзя сказать, что какая-то семья имеет свои преимущества перед другими. Окружающая нас действительность "задавила" почти всех. И обычные семьи, и неблагополучные решают массу вопросов, но, пожалуй, семьи, где живут больные люди, находятся в худшем положении. Задача социального педагога состоит в том, чтобы выявить семьи, нуждающиеся в помощи как можно раньше.
Социальный статус семей.
Социальный статус является основной характеристикой процесса адаптации семьи в современном обществе и отражает состояние семьи как целостной системы, её положение в определенной сфере жизни в конкретный момент времени. В научной литературе выделяют четыре основных статуса:
социально-экономический, определяющийся материальным положением семьи;
социально-психологический, характеризующийся психологическим микроклиматом в семье, более или менее устойчивым эмоциональным настроем;
социокультурный, определяющий общий уровень культуры семьи, образовательный уровень её взрослых членов;
ситуационно-ролевой, связанный с характеристикой отношения к ребёнку в семье.
Знание характеристики семьи, её особенностей даёт возможность отобрать оптимальную систему форм, методов социальной и психолого-педагогической работы.
3. Семья как провоцирующий фактор.
Все конфликты в семье практически всегда отражаются на поведении детей в школе. Классный руководитель в первую очередь замечает это. На основе поведения ребенка можно сделать предположение, что происходит в той или иной семье. И если, после определенных шагов, ситуация оказывается именно такой, какую предполагали, можно начинать проводить профилактическую работу. Чем раньше будут выявлены проблемные семьи, тем легче скорректировать поведение детей. Большую помощь в этом может оказать таблица «Типы возможного поведения детей и подростков». (Приложение № 1)
Следует обращать внимание и на внешний вид детей в школе. Отсюда тоже можно сделать определённые выводы:
Дети одеты не по погоде или постоянно болеют ОРЗ, ОРВИ, воспалением лёгких.
У детей есть сильная сыпь или другие кожные заболевания, появившаяся в результате плохой гигиены.
Дети постоянно грязны.
Дети часто пропускают занятия в школе.
У ребёнка случаются обмороки, жалобы на боли в животе, тошноту.
По необходимости как можно быстрее провести изучение и жилищно-бытовое обследование данной семьи. Беду легче предупредить, чем долго и болезненно исправлять последствия.
4. Социально-педагогический процесс оказания помощи семье.
Процесс - это совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Понятие " социальный " означает общественный, то есть связанный с жизнью общества и включает различные характеристики:
структуру общества: социальные институты, группы и коллективы;
факторы, на основании которых формируется структура общества: экономические, профессиональные, национальные, демографические.
Понятие "педагогический " базируется на определении сущности педагогики как науки о процессах воспитания и обучения.
Оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, включает работу различных социальных институтов, объектом деятельности которых является семья. В этом случае процесс будет социальным и решит проблемы экономического, профессионального, национального, демографического характера. Но всё же трудную жизненную ситуацию каждая семья должна преодолевать самостоятельно, а для этого нужна помощь в осознании собственных проблем. Чему может помочь опытный психолог или социальный педагог. Это и есть педагогическая помощь.
Социально-педагогический процесс состоит из 4-х взаимосвязанных и взаимозависящих друг от друга компонентов:
Диагностика - то есть выявлении исходного уровня развития, состояния и характеристики объекта.
Целеполагание - то есть постановки целей задач деятельности, организованной для достижения положительного результата.
Система средств - т.е. проектирования и реализации в практической деятельности оптимальной системы средств для достижения положительного результата.
Анализа и оценка результата.
Более подробно о каждом компоненте можно сказать следующее, с учётом работы МОУ СОШ № 89.
Диагностика семьи.
Диагностика семьи включает систему психолого-педагогических и социологических методик, позволяет выявить специфические особенности конкретной семьи как объекта профессиональной помощи. Диагностика может проходить в несколько этапов и включать данные, имеющиеся или специально полученные из различных источников от специалистов, занимающихся проблемами данной семьи.
Каждый год, в августе я раздаю классным руководителям бланк социального паспорта класса. До 5 сентября кл. рук. заполняют его, указывая фамилии семей. Семьи, нуждающиеся в помощи, сразу выделяю, заношу в отдельный список. На основании соц. паспортов классов создаётся социальный паспорт школы. Сразу же делаю сверку с организациями, где семья может стоять на учете:
учреждениями здравоохранения;
учреждениями правоохранительной службы;
комитетом по делам семьи.
Большую помощь оказывает психолог школы, занимающийся изучением особенностей личности членов семьи. Причём, его информация носит закрытый характер и ко мне поступает в виде общей характеристики и рекомендаций. На основании этих обобщённых данных составляется социально-патронажная карта семьи. Данная информация носит конфиденциальный характер и используется только специалистами в решении проблем конкретных людей, в оказании им экстренной помощи, рассчитанной на определённый промежуток времени.
Изучение семьи не обходится без посещений на дому. После чего составляется акт жилищно-бытовых условий семьи.
Диагностическая работа может быть представлена в виде алгоритма:
1 шаг: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб соседей, обработка так называемых "слухов" (неофициальной информации).
2 шаг: первичное обследование жилищно-бытовых условий проблемной семьи.
3 шаг: знакомство с членами семьи и её окружением, беседы с родителями, оценка условий их жизни.
4 шаг: знакомство со службами, которые уже оказывают помощь семье; изучение их действий, выводов.
5 шаг: изучение причин неблагополучия в семье, её особенностей, целей, ценностной ориентации.
6 шаг: изучение личностных особенностей членов семьи.
7 шаг: составление социально-патронажной карты семьи.
8 шаг: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (школы, центры защиты семьи, центры социальной реабилитации детей и подростков, приюты, детские дома, КДН и др.).
2. Целеполагание.
В научной литературе понятие "цель" означает мысленное предвидениерезультатов деятельности. "Задачи" это частное выражение цели, т.е. еёопределённая часть, своеобразный шаг по достижению общей цели. Целеполагание - умение определять, формировать цели и задачи в своей конкретной профессиональной деятельности, исходя из характеристик конкретной проблемы и особенностей семьи.
Виды целей.
Перспективные Актуальные Конкретные
Перспективные - отстранённые во времени, требующие для своего решения не только оптимальных средств, но и определённого промежутка времени. Многие социальные проблемы невозможно решить быстро, так как они связаны с конкретным человеком. Поэтому в реальной жизни возникает необходимость определять и ставить перспективные цели.
Актуальные и конкретные цели - цели важные на данный период времени, в течении дня, нескольких дней или недели. Их актуальность определяется необходимостью принятия срочных действий, от которых может зависеть жизнь, физическое или психическое здоровье человека. Это ориентиры, способствующие находить конкретные формы и методы оказания различных видов помощи семье.
9 шаг: составление программы работы с неблагополучной семьёй, вовлечениеребёнка в общественную жизнь школы, где все роли играютдети из социально-незащищённых семей.
10 шаг: текущие и контрольные посещения семьи.
3. Система средств.
Виды средств
формы и виды организации деятельности
нормативные документы и законодательство
методы, приёмы и технологии конкретных профессиональных действий
технические средства
информация
Образовательная деятельность
Помощь в обучении:
формирование педагогической культуры родителей повышение социального статуса избегание ошибок в воспитании детей
Помощь в воспитании:
проигрывание ситуаций; формирование умений оптимально использовать методы воспитания
Методы семейного воспитания.
Методы повседневного общения:
Методы педагогического и психологического воздействия на личность
метод убеждения
метод уважения детской личности
обращение к сознанию (через пример разъяснение, актуализацию мечты снятие напряжения)
метод обсуждения разнообразных вопросов в доверительном разговоре
метод доверия
обращение к чувству: совести, справедливости, самолюбию, состраданию, милосердию, страху и бесстрашию
метод побуждения
метод сочувствия
метод предостережения
влияние на волю ребёнка: внушение, поощрение, наказание или порицание
стимулирование конкретных поступков ребёнка и его действий
метод понимания
метод критики
Посредническая деятельность
Помощь в организации
- восстановление семьи
- организация семейного
- досуга дополнительное образование
- организация летнего отдыха трудоустройство
Помощь в координации
- передача ребёнка на воспитание в приёмную семью
- помещение детей в приюты, детские дома, школы-интернаты, санатории
- усыновление ребёнка
помещение детей в спец.школы
Помощь в информировании
- обеспечение информацией по вопросам социальной защиты
Основные методы работы с семьёй:
патронаж семьи;
консультационные беседы;
социально-психологический тренинг;
имитационные и ролевые игры.
В зависимости от индивидуальной ситуации в семье, возможно использование различных средств работы с семьёй. Реальный результат будет виден не сразу, а по истечении определённого времени и тут же вытекает этап следующий.
4.Анализ и оценка достигнутых результатов.
При необходимости планирование и осуществление социально-педагогического процесса, исходя из достигнутого результата и новых обстоятельств жизни семьи.
Заключение.
Как видим, система работы с семьёй весьма объёмна. В большинстве случаев семьи приходят к согласию, дети вырастают и всё налаживается.
Но бывают и другие ситуации, когда родители воспитанием детей не занимаются, на контакт с администрацией школы не идут и всячески уклоняются от своих обязанностей. Тогда, исходя из ст. 63,65,69,70 Семейного кодекса РФ решается вопрос о лишении родительских прав (список необходимых документов (Приложение № 6) таких горе-родителей.
Если малыши имеют родственников, желающих взять их под опеку или попечительство, то исходя из ст. 121,123,145,146,147,148,149,150 Семейного кодекса РФ начинается процесс установления опеки (попечительства) (документы, необходимые для этого в Приложение № 7).
Если родственников (или знакомых) нет, дети определяются в приют (до момента лишения прав) или детские дома. Взаимодействие различных ведомств при работе с семьями можно увидеть в Приложении № 8.Литература.
Новый иллюстрированный Энциклопедический словарь под ред. В. И. Бородуликина и др., М.: БРЭ 2000 г.; с. 651.
Петровский А.В. " Популярные беседы о психологии". М.: Педагогика; 1983 г.
Титаренко В.Я. " Семья и формирование личности". М.: Мысль; 1987 г.
Учебный справочник школьника под ред. Рудомазина Н.Е. и др. М.: Дрофа. 2002 г. 1664 с.
Хямяляйнен Ю. "Воспитание родителей". М.: "Просвещение"; 1993 г.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. "Семейная психотерапия". М.: "Медицина"; 1990 г.
13PAGE 15
13PAGE 141115
15