Презентация к педагогическому совету Организация исследовательской деятельности студентов во внеаудиторное время
Организация исследовательской деятельности студентов во внеаудиторное время
-что это: очередная дань моде или попытка реформировать СПО?Научно-исследовательская работа
совместная деятельность учащихся и педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов работы, характерных для исследований в науке. (А.В. Леонтович)Исследовательская деятельность-
Цель НИД- самореализация педагога и учащегося
- навык самостоятельной исследовательской деятельности;- навык работы с научно-познавательной литературой;- инициатива и творчество;- использование, расширение и углубление школьных знаний;- навык совместной работы со специалистами;- самоутверждение учащихся в данной предметной области .Последствия участия студентом в НИД:
Исследовательская и проектная деятельность: в чем разница?{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Исследовательская деятельностьПроектная деятельностьТворческая исследовательская задача с заранее неизвестным решением;- Цель, достигаемая в процессе учебно-познавательной, творческой или игровой деятельности;Наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте;
Исследовательская и проектная деятельность: в чем разница?Исследовательская работаПроектная работаСтруктура работы:1) постановка проблемы и гипотезы2) изучение теории3) подбор методик исследования4) сбор, анализ, обобщение материала5) научный комментарий6) собственные выводыРезультат- интеллектуальный продукт, подтверждающий или опровергающий гипотезуСтруктура работы:1) выработка концепции о продукте2) задачи проекта3) определение доступных и оптимальных ресурсов деятельности4) создание плана, программы по реализации проекта5) реализация проекта6) рефлексия результатов деятельности
Виды научно-исследовательских работ учащихся Информационно-реферативныеВиды работ учащихся Экспериментально -творческиеНатуралистические и описательные Исследовательско -творческие Проблемно - реферативные
Текстовые работыКомпьютерные ВизуальныеФормы представления результатов исследовательских работ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}текстовыекомпьютерныевизуальныеконструкторскиеДокладСтендовый докладЛитературный обзорРефератРецензияНаучная статьяНаучный отчетпроектПрезентацияпроектВидеофильм, слайдыДействующая модель макет с текстовым сопровождением
Требования к докладу:Отражается новизна и практическая значимость темы.Раскрывается основное содержание темы.Обосновываются выводы и предложения (авторские).Может иметь форму связного текста или тезисов (публикуются в сборниках по итогам мероприятия: конференции, семинара, симпозиума и т.д.).Доклад
Требования к стендовому докладуНаглядность . Нацелена на формирование представления о тематике и характере выполненной работы.Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок – схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается 1:1. При этом текст должен быть выполнен шрифтом, свободно читаемым с расстояния 50 см.Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1 – 2 минуты.Популярность. Информация должна быть представлена в доступной для участников конференции форме. Стендовый доклад
Структура стендового докладаЦели и задачи работы.Описание сделанного в процессе исследования.Методы, используемые в ходе исследовательской деятельности.Основные результаты и выводы.Благодарности организациям и специалистам, оказавшим помощь в работе.Стендовый доклад
Структура реферата Содержание (оглавление с указанием страниц). Введение.Обоснование выбора темы, формулирование проблемы, её актуальность.Цели и задачи работы.Предмет и объект исследования, гипотеза (если это реферат исследовательского характера).Краткое представление первоисточников (кто разрабатывал эту проблему, в каких статьях, какие точки зрения по указанной проблеме существуют, какие тенденции в трактовке проблемы сложились и т. д.).Объем введения не должен превышать 1 – 2 страницы.Основная часть.Структурирование материала по разделам в соответствии с ключевыми понятиями темы, на основе которых раскрывается проблема.Выстраивание каждого раздела (главы) по типу рассуждения (тезис – аргументы).Описание сути понятия или проблемы, система аргументации (примеры).Обязательная расшифровка используемой информации (оформление сносок, комментариев).Каждый раздел основной части реферата завершается логическим выводом, вытекающим из содержания реферируемых источников, собственной оценкой материала.Заключение.Подведение итогов работы, формулирование выводов на основе проанализированных источников.Подтверждение актуальности заявленной темы (проблемы), её практическая значимость (где можно использовать полученные результаты и т.д.).Формулирование своей позиции (обобщение).Обозначение перспектив решения заявленной проблемы ( в т. ч. выход на новые проблемы, сформировавшиеся в ходе исследования).Объем заключения не должен превышать1 – 3 страницы.Список источников. Оформляется в соответствии с ГОСТом: в алфавитном порядке, указываются все библиографические данные: фамилия и инициалы автора, название книги, год и место издания, раздел, глава, страница и т.д. Может содержать не только литературные источники, такие как книги, журналы, газеты, но и сведения, почерпнутые из сети Internet, информацию из теле- и радиопередач, а также частные сообщения каких – либо специалистов, высказанные в личных беседах с автором реферата.Реферат
При оценивании реферата необходимо учитывать следующие компоненты работы:Содержательная часть (доминирующая) : глубина и полнота раскрытия темы, неординарность ( свежесть, новизна) темы,актуальность темы,научная доказательность (адекватность передачи информации),структура работы (композиционная целостность),единство стиля изложения и т. п.Оформление: соответствие стандарту оформления (А -4, шрифт 14 кегель, интервал 1,5; поля не менее 2 см., нумерация страниц в правом верхнем углу, начиная с 3-ей страницы) ,эстетика иллюстративного материала.Представление на процедуре защиты (в соответствии с требованиями к процедуре защиты)Оценка реферата
Виды проектаМонопредметный проект → в рамках одного предмета. Осуществляется в условиях классно – урочной системы.Межпредметный (междисциплинарный) проект → в рамках нескольких предметов, на основе надпреметных умений и навыков. Осуществляется во внеурочной деятельности.Надпредметный проект → на стыке областей знаний и за рамками содержания школьных предметов. Осуществляется во внеурочной деятельности, носит исследовательский характер. Проект
Выбор темы (актуальность, новизна, проблемность и перспективность исследования, степень разработки в науке)Объект исследования- явление, область, процесс исследования, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изученияПредмет исследования- конкретная часть объекта, совпадать с темой исследованияНп.,:Тема: Использование проблемного обучения на уроках литературы как средство развития мышления студентовОбъект- процесс развития мышления студентов на уроках литературы средствами технологии проблемного обученияПредмет- технология проблемного обучения на уроках литературыМетодологический аппарат исследовательской работы
4. Цель исследования – путь решения проблемы и результаты, которые должны быть получены (формулируется через существительное: «определение», «выявление», «создание».)5. Задачи исследования конкретизируют цель (формулируются через глагол: «изучить», «рассмотреть», «проанализировать», «провести», «разработать»)Методологический аппарат исследовательской работы
6. Гипотеза (линейная: «если…, то» или разветвленная: «коррекция поведения будет успешной при соблюдении следующих условий……»)7. Выбор методов исследования8. Описание теоретической и практической значимости исследования9. Перспективы дальнейшего исследования (применения на практике)Методологический аппарат исследовательской работы
-степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;-степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли (для проектных работ)-практическое использование предметных и ключевых ЗУН; -количество новой информации использованной для выполнения проекта; -степень осмысления использованной информации; -уровень сложности и степень владения использованными методиками; -оригинальность идеи, способа решения проблемы; -осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; -уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объёктами наглядности; -владение рефлексией; -творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; -социальное и прикладное значение полученных результатов. Критерии оценивания исследовательских работ
Мыследеятельностные (выдвижение идей, проблем, задач, путей решения)Презентационные: построение устного доклада о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;Компоненты исследовательской компетенции (=ОК 2-9)
Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.Компоненты исследовательской компетенции
Эффективность усвоения учебного материала
1) Выведение темы урока по ключевым словам2) «Три З» («Знаю», «хочу знать», «узнал»)3) «Дерево решений»4) Метод конкретных ситуаций (case-study)Приемы развития исследовательской компетенции на уроке
Приемы развития исследовательской компетенции на уроке5) ПОПС- формула (аргументирование своей позиции ) П – позиция (в чем заключается ваша точка зрения) - я считаю, что…О – обоснование (на чем вы основываетесь, довод - … потому, что… в поддержку вашей позиции)П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - … например…С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к - … поэтому…
6) сказка (рассказ) из терминов7) «Синквейн» («11 слов») праздникКрасивый необычныйНаслаждаться веселиться петь Ждать всегда праздничное настроение жизнь Приемы развития исследовательской компетенции на уроке