Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию
детей старшего дошкольного возраста
«Культура и отдых»
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги
Актуальность проекта:
Актуальность данного проекта обусловлена социальной значимостью духовно-нравственного развития личности ребенка, когда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования. Проект «Культура и отдых» ориентирует на взаимодействие с родителями, которые должны участвовать как в его реализации, так и в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Работа в условиях реализации новых ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребенка дошкольного возраста.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории родного города способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно-нравственному развитию.
Цель проекта: создание единого пространства нравственно-патриотического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с семьей.
Таблица 1 – Задачи проекта и ожидаемы результаты
№ Задачи Ожидаемый результат
1 Образовательная: расширять и уточнять знания и представления детей о родном городе , крае и стране, о культуре и отдыхе жигулёвцев - знания о некоторых явлениях и событиях культурно-исторического календаря;
2 Развивающая: развивать креативное мышление, коммуникативные навыки. - развитое мышление и социально-коммуникативные навыки
3 Воспитательная: воспитывать патриотические и гражданские чувства, уважительное отношение к традициям и культуре своего народа и Отечества - приобщение детей к естественным культурно-историческим процессам через специально созданные ситуации;
- осознанная радость и гордость за своих земляков, за историю своей семьи, за свою Родину
4 Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств. - обогащение совместного эмоционального опыта членов семьи, возникновение совместных переживаний, повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей.
- переживание вместе с ребятами и их семьями состояние благодарности, гордости и радости за свой любимый край
5 Обогащать совместный эмоциональный опыт семьи в процессе познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности - приобретение положительных эмоций от совместного со своими детьми творчества
6 Обогащать знания педагогов детского сада о нравственно – патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. - транслирование собственного опыта работы и знакомство с опытами других педагогов;
- видеть желание воспитанников быть активными участниками на протяжении всего проекта;
Таблица 2 – Возможные риски проекта
№ Возможный риск Возможный способ преодоления
1 Высокая заболеваемость детей в данный календарный период Сохранение и укрепление здоровья детей через профилактические мероприятия
2 Неблагоприятные погодные условия, препятствующие посещению мест культуры и отдыха Сбор медиа-материалов по теме проекта
3 Низкая активность родителей при осуществлении этапов проекта Активная мотивация родителей через личный контакт
4 Недостаточное взаимодействие со специалистами и коллегами Таблица 3 – Этапы реализации проекта
№ Содержание работы Срок исполнения
Подготовительный этап:
Цель: самосовершенствование по данной теме; организация и проведение подготовительных работ для реализации мероприятий проекта
1. Составление перспективного плана по реализации проекта; 11.01.2016
2.
Анализ предметной среды группы.
Формулирование цели и задач проекта
Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического и духовного воспитания детей.
Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта 11.01.2016 – 12.01.2016
3.
Оценка собственных возможностей и ресурсов в решении проблемы; 12.01.2016
4.
Установление контакта не только с родителями, но и с близкими родственниками дошкольника; 13.01.2016
5. Установление контакта с Центральной городской библиотекой; «Историко-Краеведческим музеем», городским театром кукол «Дюймовочка»; выставочной художественной галереей в ДК «Жигулевский», Школой искусств, СК «Атлант», администрацией заповедника «Самарская Лука» 14.01.2016
6.
Чтение народных сказок, пословиц и поговорок, заучивание их, употребление в режимных моментах. Чтение художественной литературы, стихов, разучивание песен, танцев на данную тему; в течение всего проекта
7.
Оформление тематического уголка, посвященного родному городу Жигулёвск (карта области, государственный флаг, герб, гимн, познавательная литература о Самарской области и г. Жигулёвск, информация о проведении городских мероприятий и празднований) 4-ая и 5-ая недели проекта
8.
Прослушивание и разучивание различных музыкальных произведений календарных праздников, а также текста Государственного гимна России; в течение всего проекта
9. Подбор наглядного материала; 1-ая и 2-ая недели проекта
Основной этап:
Цель: закреплять знания детей о родном городе, о культуре и отдыхе горожан; развивать стремление к освоению знаний; воспитывать чувство любви к родному городу
Работа с детьми
Тема Задачи Пути достижения Оснащение Срок исполнения
Родной очаг - прививать любовь к своему дому;
- желание поддерживать в нём порядок;
-помогать взрослым членам семьи - экскурсии к месту жительства некоторых детей;
- сюжетно-ролевые игры «Строители»; «Почта» - беседа на тему: «Мой адрес»;
- рисование дома;
- фантазирование сказочного дома 11.01.2016 - 15.01.2016
Интересное в нашем доме - учить внимательнее относиться к событиям в доме;
- интересоваться делами, традициями - театрализованная деятельность;
- игры;
- концерты - беседы на темы: «Моя любимая игрушка»; «Самая интересная книга»; «Животные в доме»; «Домашние праздники» 18.01.2016 – 22.01.2016
Рождество - формировать элементарные представления о празднике, о характерных традициях и обычаях русского народа;
- развивать у детей желание как можно больше узнать о народной культуре;
- воспитывать интерес к традициям русского народа - рассказ педагога о традиции празднования Рождества с рассматриванием открыток, иллюстраций в «Детской Библии»;
- чтение колядок;
- психоэтюд «Радость» - «Детская Библия»;
- иллюстрации;
- рождественские открытки;
- мешок для сбора угощений;
- рождественская звезда (посох) 25.01.2016 – 29.01.2016
Крещение - продолжать знакомить детей традициями и обычаями русского народа;
- формировать познавательный интерес к русским традициям и праздникам православной церкви и таинству крещения;
- воспитывать любовь и почтение к своей стране, её народу - рассказ педагога о Крещении, рассматривание фотографий детей во время Крещения;
- просмотр видео фильма о Крещении детей;
- вопросы детям;
- слушание колокольного перезвона - «Детская Библия»;
- фотографии;
- свидетельства о крещении;
- видеофильм с обрядом крещения;
- аудиозапись с колокольным звоном 01.02.2016 – 05.02.2016
История детского сада - познакомить детей с историей детского сада - вечера воспоминаний - беседы рассматривание фотоальбомов 08.02.2016 – 12.02.2016
История города Жигулёвск - познакомить детей с историей возникновения города, его названия;
- вызвать интерес к своему городу, привить чувство гордости за него - показ фильма;
- экскурсия в городской Историко-Краеведческий музей - беседы, рассказ воспитателя об истории города;
- рассматривание фотоальбомов 15.02.2016 – 20.02.2016
Любимый город - закреплять знания детей о родном городе (кто в нём живёт, трудится);
- развивать стремление к освоению знаний;
- воспитывать чувство любви к родному городу - показ открыток, фотографий с изображением мест города, района; вопросы; рассказ педагога;
- рассматривание иллюстраций в книгах о городе;
- дид/игра «Назови правильно» - книги о городе;
-наборы открыток с достопримечательными местами;
- проспекты о культурных учреждениях города;
- календарь городских праздников 24.02.2016 - 29.02.2016
Работа с родителями 1. Подбор семейных фотографий, отображающих памятные события 1-ая и 2-ая недели проекта
2. Разучивание стихов, колядок в семейном кругу; рассматривание фотографий об обряде Крещения 3-я и 4-ая недели проекта
3. Посещение городских музеев и других мест культуры и отдыха 5-ая и 6-ая недели проекта
4. Участие в оформлении и наполнении патриотического уголка группы 2-ой месяц проекта
5. Изготовление макетов достопримечательных мест города 1-ый и 2-ой месяцы проекта
6. Участие в оформлении газеты «Наш семейный отдых» 7-ая неделя проекта
Обобщающий:
Цель: анализ и систематизация материалов, формулировка общих выводов
1. - высокий уровень социализации детей группы;
2. - у детей сформировано понятия: культура и отдых, достопримечательности города, праздники для всей страны и каждого человека, интерес, знание и уважение к семейной истории и традициям
3. - повысилась педагогическая компетентность родителей в воспитании чувства патриотизма, любви к малой Родине
4. - вместе с ребятами и их семьями пережили состояние благодарности, гордости за свой родной край и любимы город
Итоговое мероприятие: презентация проекта на педсовете
Заключение (вывод по результату проекта):
Я понимаю, что результаты моей работы по проекту «Культура и отдых» констатируется не только приобретёнными знаниями детей, оформлением группы и выставкой макетов. Плодотворная, активная работа с родителями в рамках моего проекта дает мне возможность рассчитывать на то, что в своих семьях они продолжат эти начинания по воспитанию гражданственности и нравственности.