Доклад на родительском собрании: «Как приохотить ребёнка к чтению». (1 класс)
Доклад на родительском собрании:
«Как приохотить ребёнка к чтению».
Павлова О. В.
«Чтение – вот лучшее учение»
А.С. Пушкин
«Всем лучшим во мне я обязан книгам»
М. Горький
Далеко не все из нас интересуются систематическим домашним чтением своих детей, а это значит, что не в каждой семье ещё понимают огромное познавательное и воспитательное значение книги. И это так. Дружба с хорошими книгами может научить человека очень многому.
Работники библиотек рассказывают, что среди детей младшего и среднего школьного возраста наиболее популярны сказки, повести о войне и шпионах, о приключениях, рассказы о дружбе детей, о школе, о жизни животных и о природе.
Читая художественные книги, дети с присущей им горячностью относятся описанным событиям, к мыслям и поступкам героев, с которыми знакомятся в произведении.
Дети подражают своим любимым литературным героям. Эти герои заставляют их оценивать свои действия, вглядываться серьёзней в окружающую жизнь, продумывать своё отношение к ней.
Школа уделяет очень большое внимание работе учащихся с книгой. Но ведь учителям много труднее, чем отцу и матери следить за тем, сколько, что и как читают школьники дома в свободное время, в зимние, весенние, летние каникулы. Поэтому и родителям необходимо серьёзно интересоваться домашним чтением детей, воспламенять всяческими способами у них любовь к книге.
Народный артист Игорь Ильинский писал: «Младшим школьникам уже можно читать классику. Н а первых порах лучше выбирать сюжетные произведения. Как правило, дети не любят слушать описания природы. «Открыть» детям Тургенева и Льва Толстого можно исподволь. Начать нужно с книг даже приключенческих, но с описательными элементами. И тогда ребёнок незаметно для себя научиться понимать и чувствовать красоту природы такой, как её увидел и понял художник. Очень верю в воспитательное значение книг о животных, сказок, басен. Но стоит ли дома детям читать в слух артистически. Мне хотелось предостеречь родителей, - не увлекайтесь изображением зверей и животных, не злоупотребляйте звукоподражательством. Однажды, когда я, читая своему трёхгодовалому сыну «Кот и лодыри», начал мяукать, он прервал меня: «Папа, читай просто». Это заставило призадуматься: эстрадные эффекты в домашнем чтении не нужны. Главное простота и настроение. При чтении басен, например, хрюканье, мяуканье, лай только помешает ребёнку понять смысл, угадать в животных людей – плохих, хороших, добрых, коварных
Читая детям вслух, не стоит навязывать им своего мнения о прочитанном. Достаточно интонации и как бы намекнуть на отношение к герою или событию и обязательно оставить ребёнку возможность самому домыслить.
Ни в школе, ни в каком другом учебном заведении, невозможно получить всех тех знаний, которые потребуются в жизни. Значит, эти знания надо всё время пополнять путём самообразования.
Успех же в работе по самообразованию, прежде всего, определяется умением самостоятельно, в определённой системе читать книги по тем вопросам, которые интересуют.
Поэтому, если родители замечают, что их дети привыкают читать только то, что придётся, надо поднять тревогу. Ибо такое бессистемное, случайное чтение без записи и продумывание – малополезное занятие.
Надо побуждать школьников, особенно старших, пользоваться библиотекой, где гораздо больше разнообразной литературы, чем дома. В библиотеке ученикам помогут советом, научить пользоваться каталогами, различными справочниками. Без этих умений им будет очень трудно заниматься самообразованием, а поступив в институт, им придётся за счёт драгоценного времени осваивать эту элементарную науку.
Школьникам же многое могут подсказать также и родители. Не только научно-популярная книга требует вдумчивого чтения. И художественную литературу надо приучать читать с карандашом в руке.
В каждом прочитанном произведении юный читатель встречает мысли, которые хочется запомнить, а поэтому их лучше всего записывать. Хорошо, когда дети приучены вести читательские дневники.
Настоящая книга – не средство «убить» время. Часто можно услышать: «Мой сын пристрастился к чтению – не оторвёшь от книги». Это значит, что мальчику попалась в руки та книга, которая побудила в нём эту благородную страсть. Если старой учительнице Ольге Ивановне пришлось потрудиться над тем, чтобы расширить у внука круг его книжных интересов, приучить его читать, не только повести о приключениях, то иному отцу, или иной матери именно с этих повестей и надо начинать, чтобы хоть как-то заинтересовать ребёнка книгой.
В семье нужно учит ребёнка тому, как читать книги, как вести читательские дневники, чтобы чтение действительно расширяло его познания, учила правильно мыслить и действовать.
Для детей любого возраста в семье необходимо, чтобы родители сами показывали пример большой любви к книге. Детям очень важно видеть, что книга является постоянным спутником в жизни их отца и матери.
«Дом без книги подобен телу, лишённому души». В наше время эта старинная поговорка приобретает особый смысл и значение.
15