Формирование базовых ценностей патриотизм и природа в условиях туристического объединения Альтаир
Столетова Надежда Михайловна
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ
«ПАТРИОТИЗМ» И «ПРИРОДА» В УСЛОВИЯХ ТУРИСТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «АЛЬТАИР»
ГБОУ СОШ С.Красный Яр СП ДОД Детско-юношеский центр
О значимости формирования базовых ценностей никто не спорит. Важная задача - воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Роль семьи, безусловно, имеет огромное значение, но очень многое зависит и от нас - учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности.
Ребёнок подобен ростку. На вид кажется хрупким, но на деле способен пробиться через асфальт. Его способность к росту зависит от того, чем питаются его корни. Педагог должен создавать развивающую среду для каждого воспитанника независимо от того, каким он пришел в школу, и поддержать его в период становления. Нужно принимать детей такими, какие они есть, и создавать ситуацию успеха для каждого, давать воспитанникам силы для дальнейшего роста.
Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Но на его срезе ранний возраст навсегда отмечен первым тонким колечком - это стержень всего ствола. Важно, чтобы сердцевинная часть каждой жизни была пропитана патриотизмом - любовью к Родине.
В процессе формирования истинных патриотических ценностей педагог, выступая в роли руководителя объединения юных туристов, может сделать очень многое.
Российский патриотизм – это, прежде всего, любовь к родной природе. В процессе туристско-краеведческой деятельности у школьников формируются умения коллективно действовать, «вживаться» в окружающую среду как природную, так и социальную. Познание природы возможно только при непосредственном общении с ней. Походы выходного дня по живописным местам села Новый Буян: Верхний, Николаевский, Студёный пруды, сосновый бор, Хуртинский овраг, родники. Такую красоту невозможно не полюбить, невозможно насладиться ею. И постепенно формируется привязанность и любовь к родной земле. Поэтому в процессе воспитания происходит формирование не только эстетических чувств, но и формирование чувства патриотизма, то есть любви к своей Родине, гордости за свою страну, а вместе с тем появляется стремление активно участвовать в ее жизни.
Духовное ощущение природы невозможно отделить от нравственных и патриотических чувств человека. Трудно найти грань, где кончается эстетическое переживание и начинается нравственное, потому что разрушение красоты живого не может не вызвать чувства сострадания, жалости, желания помочь. Сохранение природы во время туристических походов и защита её от «туристов» является естественным. Это желание помочь, защитить, внести свой вклад, вложить в него душу и есть проявление патриотизма.
Патриотизм проявляется не только в любви к красоте родных мест, но и в заботе о будущем страны, в сохранении памяти о прошлом своей земли.
Нельзя научить любить природу вообще, не открыв красоту ближайшего нашего окружения. Краеведческая работа с туристами имеет разные формы. Школьный музей – первое приобщение к истории родного края. Мы посещаем краеведческие музеи с. Красный Яр, г. Самара, ботанический сад. Мы принимаем участие в военно-историческом фестивале «Ратное дело» в с.Старый Буян и в ежегодном фестивале авторской песни им. В. Грушина. Совершаем восхождение на Царев курган и Сокольи горы, посещаем заповедные места Жигулевских гор: Молодецкий курган, Девью гору
·, гору Верблюд и т.д. Неотъемлемой частью изучения истории нашего края является знакомство со святыми местами. Это - Новобуянский храм в честь Казанской иконы Божьей Матери, святые источники в с. Ташла, «Каменная чаша» около с. Ширяево, «Неупиваемая чаша» в п. Волжский.
Патриотизм – это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор или военные конфликты. Воспитание чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за судьбу своей страны проявляется с малого: с ответственности за свою семью, за свою команду. Хорошо участвовать в успешной команде, а если не все получается? Кто виноват? Удрученные неудачей дети способны на резкие слова и поступки. Выдержка, взаимовыручка, понимание друг друга, умение прощать – этому не научишь за один поход и соревнование. Но если ребенок снова пришел на занятие значит, ему это нужно. Даже небольшая победа воспитывает гордость за свою команду, за свою школу, за свою малую родину. «Чемпионы Самарской области живут в селе Новый Буян» - это не просто заголовок в районной газете, это награда за несколько лет упорной работы детей.
За 10 лет около 200 подростков прошли обучение в творческом объединении «Альтаир» по программе «Спортивный туризм». Юные туристы команды «Альтаир» - постоянные участники областных слетов туристов и краеведов, областных соревнований «Золотая осень», «Самарская Лука», «Юный спасатель», «Школа безопасности», городских соревнований по спортивному туризму и спортивному ориентированию.
Мои воспитанники многократно становились победителями и призёрами различных районных и областных туристических соревнований, были участниками всероссийских соревнований по спортивному туризму в составе команды Самарской области. Успех нашей малой родины складывается, в том числе, из успехов туристов «Альтаира».
В последние годы значительно возросла активность воспитанников, увеличилось количество участников спортивных соревнований на всех уровнях. Соревнования вызывают дополнительную мотивацию у ребят для занятий спортом.
Высокие достижения учащихся радуют меня, и я горжусь тем, что, даже закончив обучение, ребята не теряют связь со своими товарищами, приходят делиться опытом с юными туристами, продолжают участвовать в соревнованиях не только в качестве спортсменов, но и судей.
Воспитание подрастающего поколения продолжается!
Библиографический список
1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М: Просвещение, 2014.
2. Курбатов М.А. Патриотическое воспитание средствами спортивно-познавательного туризма. Электронный ресурс: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Шелкопляс Г.Ю. Воспитание бережного отношения к природе у юных туристов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Электронный ресурс:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 14315
Заголовок 1щђЗаголовок 315