Отчет С Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю?
Что мне необходимо сделать для преобразования школы, в которой я работаю?
После сбора данных и проведенной работы по обработке результатов я обратилась к директору школу. В совместной профессиональной беседе мы пришли к мнению, что выявленные проблемы, действительно на данный момент являются приоритетными. В ходе беседы мы пришли к выводу, что нужно продолжить работу, направленную на повышение качества знаний и остановились на теме ПРШ « Совершенствование вычислительных навыков через применение формативного оценивания». Были намечены пути изменения практики обучения, основанные на рекомендациях ОЭСР о необходимости изменений подходов в преподавании и обучении.[1] Начать преобразования в школе, я решила с создания инициативной группы. Нужно было найти единомышленников, которые смогут меня поддержать, будут принимать активное участие в процессе исследования. Я планировала привлечь в группу учителей, прошедших уровневые курсы, так как они имеют знания и представления о том, как происходит обучение, готовы к сотрудничеству с коллегами, совершенствуют свои профессионализм и могут принимать участие в разработке и планировании учебной среды. Я попросила директора предоставить мне слово на совещании. После моего выступления, где я рассказала о планируемой работе, такие единомышленники в школе нашлись. Меня очень порадовало, что это не только коллеги, прошедшие курсы 2 и 3 уровня, но и учителя, которые еще не прошли курсы, но с удовольствием используют в своей педагогической деятельности новшества. Собрав инициативную группу, я поделилась с ними своими планами о предполагаемой работе и обратилась к коллегам за поддержкой и помощью. Коллеги с готовностью откликнулись на мою просьбу и внесли свои предложения по преобразованию практики. Мы знали, что в школе есть много педагогов готовых к изменениям, которые обладают высоким потенциалом, и были уверены, что их знания, богатый опыт, широкий диапазон педагогических стратегий, помогут в постепенном улучшении, изменении школьной практики.
При участии учителей инициативной группы был составлен SWOT-анализ, который помог нам в определении сильных и слабых сторон школы. В основном учителя нашей школы обладают широким диапазоном приемов и методов, с помощью которых можно передать знания школьникам. Но с другой стороны знают мало подходов и форм, которые способствовали бы развивающему обучению и использованию знаний на практике. К слабым сторонам можно отнести и то, что не все учителя уделяют внимание взаимооцениванию и самооцениванию, стараются повышать мотивацию отдельных учеников. К сильным сторонам можно отнести, то, что педагоги нашей школы умело используют на своих уроках ИКТ, что позволяет учащимся лучше усваивать материал. Учителя привлекают учащихся к созданию исследовательских проектов, что содействует «открытиям» учеников, способствует самообучению учащихся. Следует отметить, что значительно улучшилась организация групповой работа, учителя используют стратегии и методики, которые содействуют совместному обучению. С другой стороны не все учителя готовы сотрудничать с педагогами других школ и заинтересованных партнерских организаций. Поэтому мы пришли к мнению, если правильно организовать систему работы сетевого сообщества, то взаимодействие и сотрудничество пойдут на пользу всему коллективу. Работая в сетевом сообществе, учителя смогут выступать в качестве менторов, у учителей появится возможность совместного планирования, что приведет к общению учителей за пределами одной школы. Еще одной слабой стороной является, то, что учителя затрудняются критически оценивать свою практику, не уделяют должного внимания рефлексии своей деятельности, а если и рефлексируют, то только от случая к случаю.
Составленный ПРШ содержит мероприятия, направленные на реализацию основной цели. После обработки данных пришлось изменить и дополнить некоторые вопросы изучения на коучингах. Потому что проведенное анкетирование показало, что есть учителя, которые не придают должного значения взаимооцениванию и самооцениванию на уроках, они считают, что внедрение формативного оценивания в процесс обучения не будет способствовать повышению качества знаний. Мы с коучем (учителем 3 уровня) подготовим вопросы, способствующие изменению убеждений учителей, в процессе этого может возникнуть необходимость в дополнительной неформальной беседе с коллегами. В ходе работы, для того чтобы достичь ожидаемого результата, к которому мы стремимся, запланированы дополнительные менторские встречи с учителями. В ходе этих встреч я разъясню коллегам необходимую информацию. У нас в школе планирование практически не имеет никакой корректировки, поэтому я предложила учителям изменить существующее положение в школе. И начать я им предложила с ПРШ. Мне хотелось чтобы коллеги могли сами предложить меры по улучшению положения в школе, чтобы они имели возможность не только планировать, но и вносить свои изменения в школьные планы.
Возможно, если учитель будет в планировании и проведении урока использовать формативное оценивание, это поможет в повышении мотивации учащихся, и повлияет в свою очередь на повышение качества обучения. Исходя из этого, нами была поставлена цель: повышать уровень педагогического мастерства по развитию формативного оценивания деятельности учащихся и процесса преподавания. Для реализации этой цели, необходимо провести ряд мероприятий, направленных на её достижение. Это коучинги, мастер-классы, беседы. Используя ИКТ, различные инструменты, стратегии, методы и формы, нужно формировать умение учителя в совершенствовании вычислительных навыков учащихся. Вместе с коллегами я буду способствовать развитию дифференцированной работы на уроке, улучшению педагогической деятельности на основе стратегий, инструментов развития критического мышления для повышения мотивации учащихся. Учителям необходимо помочь развивать рефлексивные навыки, критическое оценивание своей практики для отслеживания динамики изменения педагогической деятельности на основе собственного опыта. Мне кажется, что нужно, предоставить необходимые условия, где главным будет создание коллаборативной среды: атмосферы сотрудничества, сотворчества, профессиональной поддержки, что не может не оказать положительного влияния на процесс обучения.
При составлении, вместе с инициативной группой, ПРШ мы запланировали проведение двух коучингов и мастер-класса, потому что после выступления на совещании, возникла необходимость рассказывать учителям о новых подходах в обучении и преподавании более подробно. Двое коллег (учителя не прошедшие уровневые курсы) попросили меня о помощи в разработке по одному поурочному плану для понимания использования формативного оценивания.
Еще один пункт в ПРШ был внесен после проведенного мною родительского собрания. На собрании использовалась групповая работа, родителям этот метод очень понравился, и они высказали пожелание в дальнейшем участвовать в планировании деятельности класса и школы. Поэтому мы пришли к выводу, необходимо внести в ПРШ работу с родителями.
В течение 3 недели мы предполагаем увидеть, как учителя используют на своих уроках формативное оценивание на различных этапах урока. Учителя, вошедшие в инициативную группу, будут посещать уроки коллег. В ходе бесед с коллегами и учениками выяснилось, что некоторые учителя не видят необходимости этим заниматься, они работают по старому, объясняя это тем, что у них достаточно большой стаж и их методика приносит неплохие результаты. Другие просто не могут понять, как применяются те или иные стратегии и на каком этапе урока их эффективно применить. Вероятно одного занятия с учителями на коучинге, длящегося 50 минут, будет недостаточно для понимания учителями сущности формативного оценивания. Чтобы изменить эту ситуацию, мы запланировали работу по проведению менторинга с учителями.
При составлении ПРШ мы знали, что возможно придется в процессе работы вносить изменения в план. Он будет меняться в зависимости от конкретной ситуации и потребностей учителей. Чтобы запланированные мероприятия принесли пользу в улучшении преобразования учебного процесса, были поставлены цели, способствующие достижению результата в соответствии с программой развития школы. Одним из главных критериев работы является понимание учителями ключевых идей Программы обучения уровневых курсов. Для реализации моего плана мне было необходимо выступить в качестве ментора для одного или двух учителей школы, чтобы в дальнейшем они могли выступать в качестве коучеров для своих коллег. В школе у нас есть учителя, прошедшие 2 уровень курсов, но так как они работают в казахском отделении, у нас могут возникнуть трудности в языковом плане, поэтому в качестве менти я возьму двух коллег не прошедших курсы, эти учителя сами изъявили желание обучаться. Мне интересно работать с этими учителями, так как они не достаточно хорошо знакомы с идеями Программы, но у них огромное желание узнать об этом подробно. Это учителя, которые имеют достаточно богатый опыт работы с детьми, и я уверена, что у них получится работа и с коллегами.
Я запланировала менторскую сессия, целью которой является изучение формативного оценивания и его влияние на совершенствование вычислительных навыков учащихся. А также посещение серии уроков, показывающих результаты работы. В ходе проведения уроков фокусом своего наблюдения я выберу наблюдение за использованием моими подопечными инструментов формативного оценивания. Отношения между мной и менти будут строиться на уважении и взаимопонимании. Я думаю, это сотрудничество будет иметь продолжение и после прохождения курсов. После проведенной работы я обязательно ее проанализирую и продолжу эту деятельность, для того, чтобы улучшить показатели менти в работе. Менти в своём рефлексивном отчёте расскажут о том, способствует ли сотрудничество их профессиональному росту, заметили ли они изменения в лучшую сторону или все осталось на прежнем уровне. И думаю, изучив их отчет, я сделаю соответствующие выводы. Мои коллеги после проведенной работы поделятся с остальными своими знаниями о том, что учителя должны иметь своё нравственное убеждение, и учить учащихся не механически запоминать теорию, а сами должны формировать знания, и уметь использовать их в дальнейшем в практических ситуациях. Это полностью соответствует конструктивистской теории, на которой основывается Программа уровневых курсов.[2] Для того чтобы заинтересовать коллег, менти расскажут о семи модулях обучения, в частности о значении формативного оценивания для повышения мотивации к обучению.
Мне кажется, после первого коучинга возникнет необходимость в проведении следующего коучинга. Второй коучинг я предложу провести учителю, прошедшему 3 уровень обучения на курсах. Это учитель начальных классов. Как учитель, прошедший уровневые курсы, она знакома с новыми подходами в обучении. Коучер продолжит работу в направлении изучения и использования формативного оценивания, эта тема выбрана потому, что определяя и оценивая промежуточные результаты учащихся, мы можем корректировать свою деятельность и достичь конечного результата. Кроме вопросов формативного оценивания, на коучинге будет изучен вопрос о роли рефлексии на уроке, об использовании обратной связи в процессе планирования уроков. Цель обратной связи – узнать мнения учеников о своей самореализации, выяснить изменяется ли их мотивация. В процессе 2 коучинга учителя узнают, что продуманное планирование дает возможность учителям включить формативное оценивание на каждом уроке и позволяет совершенствовать вычислительные навыки учащихся. Запланировав работу по внедрению и изучению формативного оценивания, мы будем постепенно улучшать свои уроки и повышать качество знаний учащихся. Так как это очень трудоемкая работа, у учителей может появиться много дополнительных вопросов.
Для того чтобы завершить эту работу, учитель 2 уровня проведет мастер-класс для коллег. Это учитель химии и биологии в казахском отделении, который владеет достаточными знаниями по изучаемой теме и может доступно объяснить этот вопрос другим учителям. Я знаю, что этот учитель обладает коммуникативными навыками, имеет большой стаж работы, а также является активным участником семинаров, круглых столов по обмену опытом. После проведенных коучингов и мастер-класса возникнет необходимость проанализировать работу в соответствии с планом ПРШ. Выявив с инициативной группой положительные и отрицательные стороны, мы проведем заседание с целью внесения изменений и корректировки ПРШ.
Следующим шагом в ПРШ стоит проведение уроков LS. Вместе с учителем прошедшим уровневые курсы и моим менти мы запланировали провести уроки LS. LS является эффективной формой исследования, как подтверждает мировая практика. Я думаю развивать навыки исследования на уроке, проводить наблюдение и обсуждение, взаимодействовать с коллегами, сообща планировать и ставить цели, а также определять методы достижения этих целей – является еще одним направлением, на котором можно остановить свое внимание в период прохождения практики в школе. Могу предположить, что проведение уроков LS с использованием новых подходов в обучении и с применением семи модулей программы поможет реализовать поставленную цель. Тема ПРШ позволит в дальнейшем выяснить насколько эффективны вводимые в учебный процесс преобразования. Прогнозируя ожидаемые результаты, могу сказать, что реализация указанной темы позволит ученикам повысить качество знаний, потому что самооценивание и взаимооценивание поможет ученикам в самовыражении и самореализации. Я постараюсь направить свою деятельность на обучение детей тому, как учиться, объем материала, который можно усвоить в рамках традиционной системы преподавания, ограничен, поэтому ученики должны развивать навыки учиться самостоятельно.
Составляя ПРШ, мы с коллегами из инициативной группы старались придерживаться потребностей школы, так как систематическое использование ФО будет способствовать повышению мотивации. Нам кажется, что цели которые мы ставили при проведении того или иного мероприятия являются SMART- целями, так как они достижимы, измеримы и ориентированы на результат. Запланированные мероприятия отвечают потребностям школы, проведение LS предложил учитель 3 уровня, при планировании мероприятий мои коллеги принимали активное участие и вносили свои предложения. Также при составлении ПРШ мы учитывали собранные при анкетировании данные, а значит наш план отвечает реалиям сегодняшнего дня. Все запланированные мероприятия реально провести в заявленные сроки.
Для мониторинга работы мы планируем использовать интервью с учениками, учителями школы. Многие уже говорят о том, что есть первые положительные, хотя и небольшие результаты. Я считаю, что самым главным показателем успешности проводимых преобразований будет являться то, что у учеников появится интерес к учебе, самосовершенствованию. Многие учителя уже сейчас готовы продолжать и улучшать работу в этом направлении. Одним из показателей успешности ПРШ могут стать поурочные планы учителей, из которых будет видно, что мои коллеги понимают ключевые идеи программы. Если рефлексия учеников будет говорить о том, что уроки стали интереснее, и у учащихся повысилась мотивация, то можно будет сделать вывод о успешности проведенной работы. Конечно, я думаю, не обойдется и без трудностей, так как есть категория учеников и учителей которые не хотят или затрудняются писать и размышлять о чём – либо, но мне кажется, если делать эту работу систематически, то можно помочь им преодолеть барьеры. Формативное оценивание на уроках может способствовать положительному отношению к оцениванию, позволит ученикам безболезненно относиться к неудачам. В результате у учеников повысится мотивация к обучению, будут развиваться вычислительные навыки. Этого результата мы с коллегами и ожидаем, можно сделать вывод, если составленный ПРШ принесет положительные результаты, то эта работа будет продолжена в дальнейшем.
Использованная литература
1. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». ЦПМ. 2014
Приложения.
План развития школы
Проблема: низкое качество знаний
Тема: Совершенствование вычислительных навыков учащихся через применение формативного оценивания.
Приоритеты плана развития школы
Подготовка учителей Результат и критерии успеха
Повышают уровень педагогического мастерства по развитию формативного оценивания деятельности учащихся и процесса преподавания:
Внедряют в практику взаимо и самооцениваниеРазвивают вычислительные навыки учащихся Учителя
Систематически используют различные стратегии формативного оценивания
Способствуют развитию у учащихся навыков критериального оценивания, взаимооценки и самооценки
Ученики
Применяют самооценивание и взаимооцениваниеЗнают приемы быстрого счета
№ п/п Мероприятие Цель Критерии успеха Ресурсы Мониторинг/Эвалюация Сроки Ответственные
1. Встреча с директором и администрацией Заручиться поддержкой. Содействие в работе Директор, завучи Беседа 1 неделя Учитель 1 уровня
2 Создание творческой группы учителей - команды развития Создать творческую группу учителей для внесения изменений в процесс обучения Заинтересованность учителей, участие учителей в реализации программы развития школы Учителя, прошедшие уровневые курсы Анкетирование 1 неделя Учитель 1 уровня
3 Заседание инициативной группы Распределить обязанности, составить план мероприятий, установить сроки Выявлены проблемы. Составлен план мероприятий Администрация, учителя предметники Рефлексия 1 неделя Учитель 1 уровня
4 Коучинг на тему «Формативное оценивание на уроках, как способ повышения активности учащихся» Познакомить учителей с видами оценивания Разработка планов с использованием элементов формативного оценивания Учителя, презентация Обратная связь 2 неделя Учитель 1 уровня
5 Взаимопосещение уроков (составление графика) Использование на уроках элементов формативного оценивания, развитие вычислительных навыков Знают стратегии формативного оценивания и умеют их эффективно использовать Учителя политехнического цикла Самоанализ урока 2 неделя Учителя предметники
6 Круглый стол на тему «SWOT- анализ» Проанализировать проведенную работу, выявить недостатки, наметить дальнейшие пути с целью улучшения работы. Выявлены недостатки. Составлен план работы Администрация, учителя предметники Корректировка плана работы на неделю 2 неделя Учитель 1 уровня
7. Работа по планированию менторингаСовместная разработка плана, оказание методической помощи Составлен план менторингаУчитель 2 уровня Беседа 2неделя Учитель
8. Мастер-класс на тему «Формативное оценивание на разных этапах урока» Обмен опытом Рекомендации по устранению выявленных недочетов по посещенным урокам Учителя
Раздаточный материал Рефлексия 3 неделя Учитель 2 уровня
9. Тренинги, направленные на создание комфортной атмосферы. Установить доверительные отношения среди учителей, определить выполняемые обязанности для дальнейшей работы Творческие и доверительные отношения между учителями, нет боязни в поиске и экспериментирова-нию и проведении уроков по новому Зам. директора, учитель 2 уровня Эссе 3 неделя Учителя. Учащиеся, родители
10. Заседание инициативной группы Проанализировать проведенную работу, выявить недостатки, наметить дальнейшие пути с целью улучшения работы. Выявлены недостатки. Составлен план работы Администрация, учителя предметники Корректировка плана работы на неделю 3 неделя 11. Совместная подготовка уроков, основанных на семи модулях, с применением формативного оценивания Составление планов уроков с использованием элементов формативного оценивания
Использование различных элементов формативного оценивания на уроках Учителя прошедшие уровневые курсы Анализ планирования уроков 4 неделя Учитель 3уровня
12. Заседание инициативной группы Проанализировать проведенную работу, выявить недостатки, наметить дальнейшие пути с целью улучшения работы. Корректировка плана. Намечены пути улучшения работы. Инициативная группа План работы на неделю с учетом выявленных недостатков 4 неделя Учитель первого уровня
13. Подготовка Lesson Study Ознакомить с сущностью Lesson Study. Создать команду по для проведения Lesson Study Выбран класс. Разработка основных правил. Определение ожидаемых результатов. Группа учителей. Анкетирование учащихся и выявление проблемы. 4 неделя Учитель 3 уровня
14. Посещение урока менти. Оказать методическую помощь Менти понимает и умеет эффективно использовать формативное оценивание Учитель Самоанализ и анализ урока, беседа 5 неделя Учитель 1 уровня
15. Коучинг на тему «Формативное оценивание на уроках математики как фактор развития знаний и вычислительных навыков учащихся» Содействовать учителям в понимании различных форм оценивания, в изучении и применении техник формативного оценивания Учителя используют различные формы оценивания на уроках. Учителя, интернет ресурсы презентация, видео Обратная связь 5 неделя Учитель 3 уровня
16. Урок и анализ Lesson Study Стимулировать учителей и учащихся к творческому подходу Учителя внедряют и совершенствуют уроки Группа учителей Анализ проведенной работы 5 неделя Учитель 3 уровня
17. Профессиональная беседа с менти. Выявить дальнейшие приоритеты в работе Менти высказывает свое мнение о проведенной работе, вносит предложения по дальнейшей работе. Учитель Отзыв учителя менти о работе. Беседа 6 неделя Учитель 1 уровня
18. Круглый стол «Чего достигли и что делать дальше?» Ответить на вопросы: Где мы? Что делать для дальнейшего улучшения? Анализ проведенной работы. Намечаются дальнейшие пути развития в образовательном процессе школы. Директор, Зам УВР, учителя, родители Анкетирова-ние учителей, учащихся, родителей 6 неделя Зам УВР
19. Практикум для новичков и молодых учителей «Как формировать познавательный интерес учащихся с помощью формативного оценивания на различных этапах урока?» Побуждение к осознанию необходимости изменения подходов в обучении посредством формирования познавательного интереса учащихся Применение молодыми специалистами формативного оценивания на своих уроках Администрация. Учителя, имеющие стаж работы до 5 лет Обратная связь апрель Учитель 2 уровня.
20. Создание в классах Рефлексивных стен», где учащиеся отмечают в различной форме
Что было для меня интересным на уроке?
Как я работал на уроке? Отслеживание обратной связи, корректирование дальнейшего процесса обучения Изменение подходов в обучении, рефлексия учителя на основании анализа обратной связи
(Как я реагирую на сигналы учащихся) Ученики, учителя Обратная связь, рефлексия апрель Учителя, прошедшие уровневые курсы
21. Создание видео- копилки «Как меняется наш урок?»
Учитель – ученик Отслеживание динамики усовершенствования учебного процесса
(Мнение учителя, ученика) Учащиеся и учителя высказывают свое мнение о произошедших изменениях. Учителя, ученики Видео интервью, ролики май Классные руководители
22. Итоговые анкеты, опросы, беседы по эффективности деятельности, направленной на совершенствование вычислительных навыков через формативное оценивание Выявление и сравнительный анализ с первоначальным анкетированием, сравнение уровня знаний, навыков учащихся и педагогов о том, что и как они используют в своей практике
Выявление интереса учащихся к тому или иному предмету, выяснение, с чем связан их интерес, как он изменился и почему. Учителя, ученики Анкеты, интервью, диаграммы, сравнительный анализ май Учителя, прошедшие курсы
23. Консультация с родителем Выяснение отношения к школе, консультация, что и как необходимо изменять в школе Высказывание родителями своего мнения о произошедших изменениях и своих пожеланий. Родители, администрация, учителя Видеозапись, обратная связь май Классные руководители