Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием Тема выступления: «Инновационные технологии физкультурно-оздоровительной деятельности в условиях сельской малокомплектной школы»


ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
ФГБОУ ВПО «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНОЛОГИИ И ОБЖ
ГАУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Всероссийская научно-практическая
конференция
с международным участием
«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»
19 ноября 2015 г.
Саратов 2015
Всероссийская научно-практическая
конференция
с международным участием
ВЫСТУПЛЕНИЕ
Ю.А. Демидов
Муниципальное общеобразовательное
учреждение - средняя общеобразовательная школа
с. Кочетовка Аткарского района Саратовской области
Тема выступления: «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ»
Мой педагогический стаж работы в качестве учителя физической культуры составляет 32 года. Все эти годы я проработал в сельской школе.
Целью своей профессиональной деятельности считаю - укрепление и сохранение здоровья учащихся средствами физической культуры.
Я, учитель физической культуры, в отличие от других учителей, провожу с ребятами вместе гораздо больше времени, поэтому могу найти в ученике то, что остается скрытым от других.
На мой взгляд, учитель физической культуры должен опираться на педагогику сотрудничества с детьми, с их родителями, с коллегами по работе. Мой долг — раскрыть в ребенке положительные качества и способствовать их развитию, слабых учеников заставить поверить в свои силы, научить ребенка работать на занятиях физической культурой, дома — над развитием своих физических и морально-волевых качеств.
Ориентиром в моей работе стали слова Мишеля де Монтень – французского философа – гуманиста: «Здоровье – это драгоценность и при том единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть время, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нетерпимой и унизительной».
Жизненно назрела необходимость воспитания человека здорового, творчески развитого, социально и психологически адаптированного к условиям жизни, способного справляться с последствиями избытка информации и стрессов, принятию быстрых решений.
Я работаю над проблемой по внедрению в практику инновационных технологий, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени. Возникновение моего опыта обусловлено следующими причинами:
Ухудшение здоровья детей;
Здоровье детей с возрастом ухудшается, их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии.
Улучшение здоровья школьников – одно из приоритетных направлений в работе школьного учителя физической культуры. Учитель физической культуры более чем кто-либо другой в школе, в ответе за улучшение здоровья своих учеников.
Снижение мотивации к урокам физической культуры;
Сегодня урок физической культуры должен не только сохранять и укреплять здоровье учащихся, но и побуждать ребят к интеллектуальной деятельности через создание проблемных ситуаций, решение которых требует привлечения знаний из других предметов.
В чём же я вижу пути повышения эффективности развития физических качеств учащихся? Прежде всего, реализую инновационные технологии по физической культуре, которые направлены на развитие у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота.
На своих уроках я использую следующие здоровьесберегающие технологии:
1.Чередование видов деятельности: 
- разнообразие форм организации урока;
- чередование умственной и физической нагрузки учащихся - один их способов повышения эффективности урока;
- чередование теории и практики.
2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке.
Урок получается развивающим, интересным. На уроке обязательно обращаю внимание на физическое и психологическое состояние детей, слежу за тем, как они воспринимают задания учителя, как оценивают мою работу.
3. Дозировка заданий. 
Главное при выполнении упражнений - не допускать перенагрузки учащихся.
4. Индивидуальный подход к каждому ребенку. 
Дети очень разные, но учитель должен делать свои уроки интересными. Для этого я создаю для каждого ученика ситуацию успеха.
5. Воспитательная направленность занятия. 
Воспитательный эффект уроков физкультуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью.
6. Занятия на свежем воздухе. 
Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одна из задач, которую я решаю на уроках физкультуры, это - повышение устойчивости детского организма к такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. Поэтому опираюсь на естественные факторы закаливания и большую часть уроков физкультуры, провожу на свежем воздухе.
Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств:
1.Средства двигательной направленности;
2.Оздоровительные силы природы;
3.Гигиенические факторы.
Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления. Специфика предмета позволяет использовать многообразие форм организации деятельности с использованием здоровье сберегающих технологий. Это - физические упражнения,  физкультминутки и подвижные перемены,  подвижные игры. Внешкольные мероприятия: дни здоровья, однодневные походы в природу, велопробеги, летние оздоровительные площадки.
Такой активный отдых решает целый ряд задач: предупреждение раннего умственного утомления и восстановление умственной работоспособности активизацией мозгового кровообращения и переключением внимания.
Физическая культура в школе - это не только уроки, это целый мир, в котором школьники могут себя проявить. Именно спортивные праздники, соревнования и конкурсы остаются в памяти наших учеников после окончания школы. Поэтому организация внеклассной и внешкольной физкультурно-спортивной и оздоровительной работы с учащимися требует большого внимания. Под внеклассной работой по физическому воспитанию подразумевается не только участие в календарных спортивных мероприятиях школы, района, но и организация в школах эффективной системы физкультурно-спортивной работы.
Дети участвуют в спортивных соревнованиях школьного, муниципального уровней. Участие школьников в спортивных соревнованиях - это прекрасная возможность для их самовыражения, самореализации, самоутверждения.
Большая работа ведется по профилактике курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, формированию гигиенических навыков и ЗОЖ школьников. Начиная с первых уроков, много внимания уделяю работе с родителями, побуждаю их к приобретению спортивного инвентаря, спортивной формы для детей, контролю над ходом выполнения домашних заданий, повышению двигательной активности учащихся.
Особую роль в процессе в реализации здоровьесберегающей среды играет материально-техническая база.
В нашем Аткарском районе за последние годы она значительно улучшается.
В 2013 году закуплен спортивный инвентарь. Наша школа тоже получила инвентарь для занятий гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми, лыжной подготовкой.
В 2014 году произведен капитальный ремонт спортивных залов в 4 школах. Одной из них является наша школа.
Внешкольные мероприятия проводим всегда на воздухе.
В октябре мы провели день здоровья, посвящённый сдаче норм комплекса ГТО.
День здоровья и спорта проводился с целью пропаганды среди учащихся школы здорового образа жизни, развития интереса к физической культуре и спорту.
Его задачами были:
- привлечение учащихся школы к занятиям спортом;
- пропаганда сдачи норм ГТО;
- проведение оздоровительных мероприятий, нацеленных на укрепление и сохранение здоровья учащихся и учителей;
- повышение сопротивляемости организма детей и подростков к различным заболеваниям, работоспособности школьников, продуктивности их обучения.
Ловкость, быстрота, сплочённость команд, находчивость и сообразительность – эти главные качества вели ребят к победе в эстафетах.
В сдаче норм ГТО занятие нашлось каждому – на любой вкус и желание! Бегали, прыгали, метали мячи и гранаты, подтягивались и отжимались, и, конечно же, кросс по пересечённой местности. Даже это нам оказалось под силу! Провели и соревнования с элементами туристического многоборья. Все кто пришел, мог не только поучаствовать, но и фотографировать, судить на этапах, поддерживать команды, и просто наслаждались прекрасной атмосферой праздника Здорового духа.
Самым маленьким участникам исполнилось по 6 лет, а старшему участнику 58 лет. Всего приняли участие в сдаче норм комплекса ГТО 33 учащихся и 15 взрослых.
На протяжении 3 часов всех, на празднике объединяло стремление к победе и здоровый азарт. А какая прекрасная выдалась погода в этот день! Замечательная пора бабьего лета раскрасила деревья в яркие цвета, какой свежий воздух!
Все, кто побывал на нашем празднике, получил заряд хорошего настроения, сил, доброй энергии, бодрости на весь учебный год!
Зимой проводим лыжные прогулки в зимний лес. С большим интересом проходит военно-спортивная игра «Зарница».
Смотрит небо то ясно, то хмуро,
То на масляный день, то постом
Часть старинной, дворянской культуры
Сиротливым ютится крестом.
В семи километрах от села есть захоронение нашего статского советника А.С. Юрьевича. О его жизни и деятельности дети узнают на уроках истории. А весной мы устраиваем велопробег к памятнику старины. После смерти А. С. Юрьевич завещал похоронить его на самом возвышенном месте, чтобы, посещая могилу «можно было бы сверить уровень совести и чести», что было исполнено его сыном в 1905 году.
Место захоронения было выбрано не случайно. Оттуда видны все близлежащие сёла – владения статского советника.
Мною используются такие простейшие формы туризма: туристическая прогулка, туристические игры, однодневные походы в природу.
Значение детского туризма очень велико – это прекрасное средство для расширения кругозора, познания красоты природы, развития самодисциплины, настойчивости, целеустремлённости в преодолении физических нагрузок. Кроме уроков физической культуры я ещё веду и уроки ОБЖ. Вот здесь на природе мы и отрабатываем установку палатки, разведение костра, ориентирование на местности, правила поведения при купании в открытых водоёмах. Играем в известные нашим детям игры, предлагаем игры из нашего детства. Очень понравились им игра «Чехарда». Они впервые узнали и увидели, что такое «Пионерский костёр».
А как в этой непринуждённой обстановке раскрываются дети!
О чем я рассказал, это далеко не все инновационные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, каждый из вас может их продолжить и умножить.
Мы ожидаем, что наши дети овладеют конкретными практическими навыками природоохранной деятельности, младшие школьники овладеют основами здорового образа жизни, необходимыми гигиеническими навыками. Уверены, что все школьники приобретут новый социальный опыт. Наш коллектив создаёт в школе атмосферу доверия и чувства защищённости перед невзгодами жизни, обретения подростками уверенности в своих силах.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении»