Развитие навыков литературного творчества младших школьников средствами театральной педагогики


Тема: Развитие навыков литературного творчества младших школьников средствами театральной педагогики Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально выявить влияние средств театральной педагогики на развитие навыков литературного творчества младших школьников. Объект исследования: развитие навыков литературного творчества младших школьников. Предмет исследования: развитие навыков литературного творчества младших школьников средствами театральной педагогики. Задачи исследования: Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научно- и учебно-методическую литературу по проблеме развития навыков литературного творчества детей младшего школьного возраста; Определить основные направления работы учителя начальных классов по организации литературного творчества младших школьников на основе использования средств театральной педагогики; Выявить уровень развития навыков литературного творчества младших школьников; Составить комплекс заданий и упражнений на основе методических приемов театральной педагогики и оценить его эффективность в развитии навыков литературного творчества младших школьников в процессе организации опытно-экспериментальной работы в школе Литературное творчество: акт создания любого (устного или письменного) речевого произведения в соответствии с условием (Львов М.Р.) создание учеником словесного, устного и письменного, художественного произведения (Нечаева Н.В.) вид деятельности, в процессе которой учащиеся приобретают определенные навыки словотворчества (Рамзаева Т.Г.) Мотивационные умения:точно раскрывать и выражать тему высказывания; осознавать основную мысль высказывания Содержательно-операциональные умения:выделять структурно-композиционные компоненты (начало, основная часть, концовка); определять связь частей текста; строить высказывание в определенной композиционной форме (повествование, описание, рассуждение, оценка) Рефлексивно-оценочные умения:выражать свои мысли правильно, выделять языковые средства, позволяющие раскрыть основную мысль; совершенствовать (редактировать) написанное Педагогические условия организации литературного творчества: мотивация создания собственного текста (А.Д. Дейкина, Н.И. Жинкин); оригинальность содержания (Н.В.Нечаева); «сопричастность детей жизни» (А.Д.Дейкина); способность выразить «точку зрения жизни школьника» (Л.В. Занков); возможность переживания успеха: «ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результата своих усилий» (С. Н. Лысенкова) Классификация театрально-художественных приемов: «игровые»: ситуативная игра, игры со словами,импровизация,выразительное чтение,чтение по ролям,инсценирование,«кукольный театр» приемы «словотворчества»: сочинение-этюд, миниатюра-эссе, художественная зарисовка, сочинение по опорным словам или сюжетным картинкам и др. приемы «декорирования»: символизация, иллюстрирование, музыкальное сопровождение приемы «сотворчества»: прием «новое свойство»,«эмпатийное повествование», ролевые диалоги, беседы с персонажами; «фантазийные»: «бином фантазии» Дж.Родари, прием «Если бы….» К.С. Станиславского; Опытно-экспериментальная работа Гипотеза исследования: развитие навыков литературного творчества младших школьников средствами театральной педагогики будет успешным, если учитель начальных классов: диагностирует уровень литературного творчества учащихся на основе речевого воображения и речевого оформления собственного сочинения школьника предлагает учащимся различные виды творческих работ, способствующих развитию содержательных, композиционных, языковых и рефлексивно-оценочных умений: сочинение-этюд, миниатюра-эссе, художественная зарисовка, сочинение по опорным словам или сюжетным картинкам использует комплексные театрально-художественные приемы, способствующие развитию литературно-творческих способностей школьников Опытно-экспериментальная работа Эксперимент проводился на базе МБОУ «Рощинская СОШ №17» Курагинского района, Красноярского края. В эксперименте задействованы 40 учащихся вторых классов. КОНСТАТИРУЮЩИЙ СРЕЗЦЕЛЬ: выявить общий уровень литературного творчества младших школьниковЗАДАЧИ:1)выявить уровень развития 2)диагностировать речевого воображения уровни устно-речевогоучащихся развития детейна основе их младшего школьного словесного творчества возраста адаптированная методика «Вербальная фантазия» Р.С. Немова диагностика уровней устно-речевого развития детей младшего школьного возраста «Вербальная фантазия» Р.С. Немова Цель методики – выявить уровень развития речевого воображения младшего школьника. Учащимся было предложено придумать рассказ, историю, сказку о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение пяти минут. На придумывание сюжета отводится одна минута, затем ученик приступает к рассказу. ПОКАЗАТЕЛИ: скорость процессов воображения необычность, оригинальность образов богатство фантазии глубина и проработанность (детализированность) образов впечатлительность эмоциональность образов Результаты проведенной методики Уровень Экспериментальный класс Контрольный класс Количество детей % Количество детей % Очень высокий 0 0 0 0 Высокий 1 5 1 5 Средний 4 20 5 25 Низкий 9 45 9 45 Очень низкий 6 30 5 25 Таблица 1. Уровни развития речевого воображения учащихся на основе их словесного творчества в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе исследования (адаптированная методика «Вербальная фантазия» Р.С. Немова) Рисунок 1. Уровни развития речевого воображения учащихся на основе их словесного творчества в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе исследования (адаптированная методика «Вербальная фантазия» Р.С. Немова) (в %). Диагностика уровней устно-речевого развития детей младшего школьного возраста (по Л.П.Уфимцевой)Цель: выявить уровни устно-речевого развития младших школьников.Задачи: на основе анализа пересказа текста определить индивидуальные особенности речи и соотнести их с уровнями речевого развития. ВОЗМОЖНЫЕ УРОВНИ УСТНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ: Высокий уровень - дети справились с пересказом текста без повторного прочтения, без подсказок и наводящих вопросов Средний уровень - дети пересказали текст после повторного прослушивания и с помощью экспериментатора. Низкий уровень - дети не смогли осуществить самостоятельный пересказ даже после нескольких предъявлений текста, либо самостоятельный пересказ осуществляется с трудом, с большой помощью экспериментатора Результаты проведенной методики Уровень Экспериментальный класс Контрольный класс Количество детей % Количество детей % Высокий 2 10 6 30 Средний 12 60 8 40 Низкий 6 30 6 30 Таблица 2. Уровни развития устно-речевого развития детей младшего школьного возраста в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе исследования (по Л.П.Уфимцевой) Рисунок 2. Уровни развития устно-речевого развития детей младшего школьного возраста в эксперименталньом и контрольном классе на констатирующем этапе исследования (по Л.П.Уфимцевой) (в %). 2) ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАПЦЕЛЬ: организовать систематическую работу с учетом условий, сформулированных в гипотезе исследования, с целью развития навыков литературного творчества средствами театральной педагогики. «Если бы…» (по К.С. Станиславскому):Например: Если бы ты очутился (-ась) на необитаемом острове, что с тобой могло бы произойти?Если бы ты был (-а) Дедом Морозом (Снегурочкой), какие подарки подарил (-а) бы своим друзьям?Если бы ты умел (-а) летать, куда бы полетел (-а) прежде всего?: - Прием «декорирования» – символизация: -Словесное рисование:Например: Создайте словесную иллюстрацию к знаменитым строкам Есенина:«Белая береза под моим окномПринакрылась снегом, точно серебром,На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой…»Словесная иллюстрация представлена следующим содержанием: «На улице морозно. Выпал свежий снежок, похожий на серебро, он весь блестит и светится на ярком солнышке. Он осел на деревья большими шапками так, что даже веток не различишь.» -Прием «словотворчества»: написание сочинений-миниатюр: Сочинение-этюд на тему «Осенний урожай»:«Осень-это время сбора урожая, грибов. Осенью люди готовят себе запасы на зиму, чтобы дома всегда были витамины и полезная еда. Осень всех кормит» - Оля К.«Для меня осенний урожай-это поездка к бабушке. Мы ходим в лес, собираем грибы, потом приходим и дружно перебираем их. А еще осенью копаем картошку, чтобы зимой было что есть» - Даша П. Художественная зарисовка (Зимнее солнце) и сочинения по прослушанному произведению(И.С. Бах «Шутка»: «Зимнее солнце-самое яркое. Его лучи отражаются на белом снегу и дарят людям невероятную красоту. На таком солнышке все становится волшебным, даже сосульки, которые переливаются всеми цветами радуги.» - Влад С. «Сегодня мы слушали музыку под названием «Шутка». Придумал ее Бах, известный композитор. У него много такой музыки, но есть и грустная. Мы с бабушкой ее слушали. Мне нравится творчество Баха.» - Маша Б. 3) КОНТРОЛЬНЫЙ ЭТАПЦЕЛЬ: выявить влияние средств театральной педагогики на развитие навыков литературного творчества младших школьников учащихся экспериментального класса и соотнести эти результаты с уровнем развития навыков литературного творчества в контрольном классе.Задачи контрольного этапа:1)определить и сопоставить уровни развития речевого воображения учащихся двух классов (диагностическая методика «Вербальная фантазия» Р.С. Немова);2)сопоставить уровни устно-речевого развития учащихся экспериментального и контрольного классов (диагностическая методика Л.П.Уфимцевой);3)сравнить результаты констатирующего и контрольного срезов по двум диагностическим методикам относительно учащихся экспериментального и контрольного классов. Уровни развития речевого воображения в контрольном классе на констатирующем и контрольном этапе исследования (методика «Вербальная фантазия» Р.С. Немова ) (в %): Уровни развития устно-речевого развития детей младшего школьного возраста в контрольном классе на констатирующем и контрольном этапе исследования (по Л.П. Уфимцевой) (в %): Спасибо за внимание!