Проект по математике на тему «Формирование вычислительного навыка через индивидуализацию обучения»
АктуальностьВ соответствии с концепцией модернизации образования, «общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоения обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитии его личности, его познавательных и созидательных способностей».
В целях создания необходимых условий для достижения нового современного качества общего образования планируется:
-провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в общеобразовательном учреждении условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся за счет ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ и ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ образования.
Данный проект направлен на индивидуализацию образования.
Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями обучающихся.
Практика работы в начальных классах показала, что дети в 1 класс приходят с разной подготовкой по математике.
А именно:
не знают цифр и не умеют считать;
знают цифры, но не умеют считать;
умеют складывать и вычитать в пределах 10;
умеют складывать и вычитать в пределах 20;
умеют складывать и вычитать в пределах 100;
1-2 человека считать в пределах 1000;
1-2 человека знают таблицу умножения.
Как быть? Как построить урок, чтобы было интересно всем, чтобы развивался каждый ребенок? Тем более, сейчас, когда мы перешли на 4 - летнее обучение и по программе ребенку нужно до марта месяца считать в пределах 10, а до конца года в пределах 20. С одной стороны, большое количество Школ будущего первоклассника, работа учреждений дошкольного образования, усилия родителей, с другой стороны, дети, не знающие или плохо владеющие русским языков, неблагополучные семьи. Все накладывает свой отпечаток. Получается так, что один ребенок пришел в школу и знает больше того, что требует программа, другой - не знает ничего, не понимает русскую речь.
Таким образом, возникает противоречие:
• между разноуровневой степенью подготовки детей к школе и требованиями программы.
Отсюда возникла проблема: несоответствие уровня вычислительного навыка обучающихся требованиям, которые предъявляются школьной программой;
отсутствие комплекса инструментального обеспечения для отработки вычислительного навыка учащимся с разным уровнем учебных возможностей.
Тема: формирование вычислительного навыка через индивидуализацию обучения.
Цель: условия для формирования вычислительного навыка через индивидуализацию обучения.
Задачи:
изучить методическую литературу и опыт передовых педагогов;
изучить индивидуальные особенности обучающихся и их учебные возможности для прогнозирования будущего результата и индивидуальной траектории движения;
совершенствовать технологическую карту развития навыка счета;
разработать траекторию движения каждого обучающегося с учетом его учебных возможностей;
создать электронные тренажеры для обучающихся с разным уровнем подготовки.
Предполагаемый результат:
изучение материала на доступном для каждого обучающегося;
высокий уровень мотивации детей, влияющий на качество знаний;
включение обучающегося в учебный процесс как субъект (урок становится личным делом каждого ребенка; ученик планирует и достигает свой личный результат, при этом дети разного уровня не мешают друг другу; а их непохожесть, разный уровень развития, обладание разными знаниями оказывается мощнейшим инструментом развития и личностного, и интеллектуального).
План работы:1 этап. Сентябрь 2010 года - диагностика детей (проводит педагог - психолог и учитель).
2 этап. Сентябрь - октябрь 2010 года - составление индивидуального маршрута (карты успеха) движения каждого ребенка.
3 этап. 2010-2011 учебный год - формирование вычислительных навыков через индивидуализацию обучения. Весь материал разбит на блоки:
1 класс
+ и - в пределах 10;
10+5, 15-10, 15-5;
24+12, 48-36;
ЗА. 341+257, 843-621;
8+4, 12-8;
5) +26 +72
38 54
6) +341 _900
489 215
7) _10.000.000 +412.328.016.804
3.624.175 397.849.398.738
2 класс
6×2 12:6 12:2 таблица умножения
12×2 235×2 256142×2
24:2 242:2 86428:2
64:2 328:4 961832:2
96:12 Этапы обучения:
1 этап. Обучение работе с однозначными числами.
2 этап. Обучение работе с двузначными числами
3 этап. Обучение работе с трехзначными числами.
Сначала надо научить детей читать числа однозначные, потом двузначные, трехзначные и дать понятие разрядов, и классов и читать многозначные числа (сначала с использованием таблицы, а потом и без таблицы).
Ребенок находится в своей группе до тех пор, пока не доведет тему до автоматизма. И сам решает, когда ему перейти в следующую группу. Важно привлекать к рефлексии уровня знаний родителей (законных представителей) ребенка.
Получается, что перед каждым ребенком на уроке стоит своя задача, он ее решает и видит результат своего труда. Отмечает его в карту успеха, где ученик сам определяет собственные достижения, пытается прописать дальнейшие действия. Домашнее задание отсутствует.
Для каждого ребенка - разный способ обучения. Он изучает материал на своем уровне и затрачивает на то столько времени, сколько ему нужно и поэтому учится без перегрузок.
Реализуются принципы развивающего обучения:
обучение на определенном уровне трудности (планка всегда выше);
высокий темп обучения, а не «топтание на месте».
Проект технологической карты развития навыка счёта для повышения качества знаний по математике, которая состоит из 9 этапов. Проведена экспертиза, одобрена к применению кандидатом педагогических наук, главным редактором, научным руководителем Федеральной сетевой экспериментальной площадки по апробации природосообразной модели обучения А. Кушниром.
Технологическая карта развития навыка счета.
Узнавание и называние цифр.
Узнавание цифр в звучащих числах.
Репродукция цифр по зрительному образцу (воспроизведение).
Наблюдение за громким чтением учителем чисел.
а) двузначных;
б) трехзначных;
в) многозначных.
Проецирование своей руки на читаемые учителем числа.
Движение рукой, пальцем, указкой, а следовательно и глазами, показываем учителю, где читать по очереди, подходя к доске.
Следование пальцем, а соответственно и глазами по строке за учителем читаемых чисел, догоняя учителя, движемся за звуковым ориентиром.
Чтение по очереди чисел.
Отрыв от чтения и переход на работу в группах - индивидуальная работа.
Критерии эффективности:
действия ученика:
а)сам, правильно, творчески, уверенно - владеет умениями;
б)допускает ошибки - не использует умения;
в)затрудняется - не владеет умениями.
Результат:
совершенствование технологической карты развития навыка счета;
каждый ученик развивает вычислительные навыки в зоне своего ближайшего развития (карта успеха);
качество знаний составляет 75%.