Доклад на заседание методического совета МБОУ «Пушкинская СШ» «Новые подходы к оценке учебных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС»



Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пушкинская средняя школа»
Советского района Республики Крым



Доклад на заседание методического совета
МБОУ «Пушкинская СШ»


«Новые подходы к оценке учебных достижений обучающихся в условиях введения ФГОС»



Автор: Завора Алла Валериевна,
учитель начальных классов











2014/2015 учебный год





С 1 сентября 2014 года обучающиеся 1-4 классов нашей школы начали обучение по ФГОС второго поколения. Образовательные стандарты рассматриваются сегодня как средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного развития, связанного с изменяющимися сегодня запросами личности и семьи, ожиданиями общества и требованиями государства в сфере образования.
Переход на новые стандарты обучения обусловлен рядом проблем первой ступени школьного образования: обновление содержания образования, методик и технологий обучения, системы оценивания учебных достижений младших школьников.
Одним из направлений организации учебного процесса в условиях введения ФГОС в начальной школе является создание условий для оценивания учебных достижений младших школьников. Стандарты второго поколения указывают на требования к результатам образования, связанные со сформированностью оценочных умений. Таким образом, владение способами целеполагания и достижения поставленных целей, обеспечивающих развитие рефлексивных способов деятельности, оценочных умений обучающихся, - важное условие обновления системы оценивания учебных достижений. Изменения в системе оценивания учебных достижений школьников - одно из направлений модернизации российского образования. Основными принципами изменения являются: критериальность, приоритет самооценки, гибкость, вариативность дающие возможность отражать все важные характеристики способностей обучающихся и сравнивать сегодняшние достижения обучающихся с их же успехами некоторое время назад.
Проблема оценочной функции новой школы упирается в решение трех основных вопросов:
1. С какой целью оценивать учебные успехи детей?
2. Что важно в первую очередь оценивать в познавательной деятельности школьников?
3. Как лучше обеспечивать объективность оценок?
Из этого вытекают три функции учителя нового типа:
Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона;
Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.
Способы повышения стимулирующей роли 5-балльной шкалы
Выставление оценок со знаком +,-.
Цифровая балльная система дополняется словесной.
Выставление оценок в дневнике, которое сопровождается записью адресованной родителям.
Опора на коммуникативный мотив и усиление коммуникативного воздействия.
Использование экранов успеваемости.
Контроль - процедура получения информации о деятельности и ее результатах, обеспечивающую обратную связь.
Виды контроля:
Устный контроль .
Письменный контроль .
Лабораторный контроль-практикум.
Машинный (программированный) контроль.
Тестовый контроль .
Самоконтроль
Важнейшие принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости):
Объективность.
Систематичность
Принцип наглядности (гласности)
Оглашение и мотивация оценки
Цель проверки - определить не только уровень и качество обученности учащегося, но и объема выполняемого им учебного труда.
Основной дидактической функцией проверки является:
обеспечение обратной связи между учителем и учащимся;
получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала;
своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях.
Контроль включает в себя:
проверку
оценивание (процесс)
отметка (результат).
Ученик больше ценит процесс работы, а учитель - ее конечный результат.
УЧИТЕЛЬ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОЦЕНКУ!
Функции отметки:
контролирующая (на каком уровне усвоен материал);
стимулирующая
констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет);
уведомляющая (какой бал получил ученик за изученный материал);
карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры);
регулирующая (позволяет добывать положительные отметки).
Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности.
Способы оценивания:
интонацией, жестом, мимикой;
шкала качества и количества;
оценка дробью (числитель оценка ученика, знаменатель – учителя.
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в неопределенной ситуации.
Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем
Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций:
информационная – готовность к работе с информацией;
коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;
кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми;
проблемная – готовность к решению проблем.
Главное отличие компетентностного подхода от традиционного некомпетентностного -- изменения в системе оценивания учебных результатов .
Вывод:
ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования;
компетентностный подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций.