Статья:Личностно-ориетированный подход к студентам средних специальных учебных заведений с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности
ориентированный подход к студентам средних специальных учебных заведений с низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности.
Наличие или отсутствие у студентов мотивации к учебно-познавательной деятельности - явление сложное и во многом определяется состоянием общества. Если общество озабочено своим будущим и планирует развиваться поступательно, оно должно заниматься воспитанием своих граждан. С этой целью, должна быть разработана система критериев для оценки тех качеств, которые общество хотело бы видеть у своих граждан. Одним из таких критериев должен быть уровень образования. Высококлассному специалисту: гарантированное место работы, высокую зарплату, помощь в приобретении жилья. Необходимо сделать так, что бы учиться стало модным. Смогло же государство сделать так, что стало модным курить. Ну а пока этого нет, вся тяжесть работы по повышению уровня мотивации к учебно-познавательной деятельности ложится на плечи родителей и преподавателей.
Причин, по которым студенты не желают приобретать знания, столько - же, сколько и студентов. Остановимся на трёх, наиболее часто встречающихся группах студентов, у которых отсутствует, или понижена, мотивация к учебно-познавательной деятельности.
Первая группа: случайные люди. Это студенты, которые ошиблись с выбором профессии. Они занимаются делом, к которому у них не лежит душа. Задача классного руководителя и преподавателей помочь им осознать свою ошибку, и сделать правильные выводы.
Вторая группа: это студенты, которые в силу разных причин отстали от своих сверстников в школе, потеряли уверенность в собственных силах, привыкли плохо учиться, смирились со своим положением.
Третья группа: студенты, которые могут хорошо учиться, но не понимают, зачем им это нужно и что это им даст.
В отношении студентов второй группы очень важен индивидуальный, личностно ориентированный поход к повышению уровня мотивации к учебно-познавательной деятельности. Особенно это важно на первых курсах. Нужно постараться убедить студентов что, приступая к обучению в колледже, они могут начать свою жизнь как бы с чистого листа. Необходимо всячески поддерживать их познавательную деятельность, применять к ним, на первых порах, более щедящюю шкалу оценки уровня знаний. Надо предоставить им возможность исправить полученные неудовлетворительные оценки или получить за ответы более высокий балл. Надо стараться привлекать их к диалогу в процессе изложения нового материала, организовывать для них больше консультаций во внеурочное время. Приступая к изучению новых дисциплин на старших курсах, нужно убеждать студентов в том, что изучение данной дисциплины позволит им получить не только новые знания, но и при серьёзном отношении к дисциплине, ликвидировать пробелы в знаниях по изученным ранее дисциплинам.
Студентам третьей группы необходимо показать, какие преимущества они будут иметь, получив более качественные и прочные знания. Они должны понять, что в условиях рыночной экономики знания являются товаром. Чем более качественные знания они будут иметь, тем дороже смогут продать свои услуги на рынке труда.
Это необходимо делать на конкретных примерах. Допустим, в поселке Черемушки, при Саяно-Шушенской ГЭС, создан институт. После его окончания практически 100% студентов получают направления на работу на различные ГЭС страны, при этом заработная плата, даже молодых специалистов, значительно выше средней по стране. Однако для того, что бы поступить, необходимо одно условие: прочные знания.
Другой пример: в Ужурском районе, уже в послеперестроечное время, построена новая животноводческая ферма. Большинство технологических процессов автоматизировано, благодаря чему одна доярка обслуживает до 400 голов КРС. Очень высокий уровень заработной платы, но и жесткий отбор специалистов по профессиональным качествам. На своих занятиях я рассказываю студентам, что в настоящее время, наиболее высокий уровень заработной платы имеют такие предприятия, как МЭС, Городские электрические сети, ТЭЦ. Все они соответствуют профилю их специальности, но для того, что бы устроиться туда, надо быть хорошим специалистом. При изучении дисциплины «Монтаж электрооборудования и средств автоматики» привожу примеры электромонтажных организаций и конкретных специалистов, выпускников нашего колледжа, которые там работают, уровень их заработной платы. Студенты должны представлять, какого уровня они могут достичь по окончанию нашего учебного заведения, для этого называются фамилии руководителей предприятий, наших выпускников.
Кроме этого, надо показать студентам, что учиться плохо часто просто не безопасно. Делать это надо на конкретных примерах. Допустим, находясь со студентами на практике в Енисейском совхозе, село Прихолмье, я наблюдал такую картину: проходя утром мимо зерноочистительного пункта, я услышал звук взрыва,
увидел вылетающую оконную раму, открывающуюся дверь и выпадающего из неё, вместе с облаком чёрного дыма, оператора с таким же лицом. Я предлагаю студентам проанализировать причины этого происшествия. Взрыв произошел в процессе розжига топки теплогенератора в ручном режиме, из- за скопившихся паров топлива. Причины:
1.Оператор имел низкие знания по охране труда, поэтому приступил к розжигу без предварительной вентиляции топки;
2. Оператор плохо знал материальную часть оборудования и не смог обеспечить работу его в автоматическом режиме, при котором розжиг топки не возможен без предварительной вентиляции. Такие примеры приводятся постоянно при изучении различных тем.
В заключении хотелось бы остановиться еще на одном моменте:
Не секрет, что уровень мотивации у студентов к изучению данной конкретной дисциплины очень часто ассоциируется с личностью преподавателя. Поэтому, чем доверительнее будут отношения между студентами и преподавателями на занятиях,
тем лучше будет отношение студентов к данной дисциплине. Задача преподавателя создать на занятиях максимально комфортные, в психологическом плане, условия. Студенты должны видеть, что преподаватель не просто статист, констатирующий уровень их знаний, что его радуют их успехи и огорчают неудачи.
Поэтому для того, что бы у студентов был высокий уровень мотивации к получению новых знаний, у преподавателей должен быть такой же уровень мотивации к их выдаче. Но это уже совершенно другая тема.