Презентация по методической работе Организация работы с детьми с низкой мотивацией к обучению
Организация работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению МБОУ «Зоркинская СОШДС»заместитель директора по УВР Суфан С.В. Контроль администрации Организация работы по преемственности Работа творческих групп Организация методической работы Родительский контроль и помощь ребенку Работа психолога Работа учителя на уроке и во внеурочное время Работа с учащимися с низкой мотивацией обучения Контроль администрации в 2013/14 уч.году: Педагогический совет:«Использование информационных технологий - условие повышения качества обучения учащихся» По предметам(согласно перспективному плану работы)Формирование личностных компетенций учащихся.Дифференциация обучения. Работа с одаренными детьми. (по русскому, украинскомй, крымскотатарскому языкам)Развитие коммуникативной компетенции учащихся.Уровень развития монологической и диалогической речи у учащихся (по английскому языку)Использование интерактивных форм и методов обучения учащихся(по социально-гуманитарным дисциплинам) и тд. Контроль администрации в 2012-13уч.г. Педагогические советы №1 «Развитие творческого потенциала школьников в условиях сельской школы» №2 «Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации учащихся» №3 «Изучение и внедрение в практику работы начальной школы системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова » №4 «Использование метода проекта на уроках трудового обучения и предмета «Технологии» с целью раскрытия профессиональных способностей учащихся» Контроль администрации в 2011-12уч.г. Педагогические советы: №1 «Развитие педагогического мастерства учителя – основа личностно-ориентированного преподавания» №2 «Пути повышения эффективности воспитательной работы в школе»№3 «Развитие интереса учащихся на уроках физики и астрономии»№4 « Эффективность работы учителей украинского, крымскотатарского , английского языков по развитию грамотного письма учащихся»№5 «Деловая игра как способ высокой эффективности уроков экономики и курсов по выбору» Организация методической работы в 2013/14 уч.году: Семинар-практикум№1:«Использование эффективных форм работы на уроке по повышению мотивации обучения учащихся»Семинар-практикум №2:№2 «Повышение роли домашних заданий в формировании у учащихся позитивного отношения к обучению» Круглый стол по проблеме «Осуществление межпредметных связей –важнейшее условие повышения качества знаний» Организация методической работы в 2012/13 уч.году: Семинар-практикум:№1 «Исследовательская деятельность учащихся как фактор совершенствования образовательного процесса» №2 «Организация работы по формированию у школьников культуры здорового образа жизни» Круглый стол по проблеме «Создание условий для всеобщего развития личности учащегося через индивидуализацию и дифференциацию обучения» Организация методической работы в 2011/12 уч.году: Семинар-практикум:№1 «Педагогическое сотрудничество –эффективный способ активизации учебно-воспитательного процесса» №2 «Организация самообразовательной деятельности в процессе обучения» Круглый стол по проблеме «Создание условий для всеобщего развития личности учащегося через индивидуализацию и дифференциацию обучения» Работа творческих групп Ё творческая группа в рамках районной экспериментальной площадки по теме «Основы педагогической деятельности по использованию новых информационных технологий в преподавании различных предметов школьного курса» 2010-13гг. Предполагаемый результат – владение компьютером, использование ИКТ в процессе обучения школьников всеми учителями школы. Учителя-тренеры: Савельева И.Г., Суфан Д.Р., Суфан С.В., Митченко Г.Н.творческая группа по теме «Организация профильного обучения в старших классах». Состав группы: Суфан Д.Р., Суфан Д.Р., Исаева М.С., Кудиевская Н.В.творческая группа учителей начальных классов, работающая по созданию адаптивной модели образования в классах первой ступени. Состав группы: учителя Майданик Т.Н., Булина Л.Н., Пугачева Е.Г.;творческая группа учителей начальных классов, работающая по проблеме «Совершенствование техники чтения учащихся начальной школы». Состав группы: учителя Майданик Т.Н., Булина Л.Н., Пугачева Е.Г.;творческая группа учителей начальных классов, работающая по проблеме «Развитие анализа, синтеза, логики у учащихся младших классов». Состав группы: учителя Майданик Т.Н., Булина Л.Н., Пугачева Е.Г., Митченко Г.Н.;творческая группа по изучению истории села. Состав группы: Мельник Р.И., Кудиевская Н.В., Майданик Т.Н.творческая группа, развиваюшая литературное творчество учащихся. Состав группы: Кулик Е.С., Савельева И.Г.Ё творческая группа по экологическому воспитанию учащихся. Состав группы: Панова В.М., Суфан С.В., Суфан Д.Р., Исаева М.С,;Ё творческая группа, рассматривающая и внедряющая в практику школы метод проектов. Состав группы: Кулик Е.С., Суфан С.В.; Организация работы по преемственности Взаимопосещение уроковПедагогические консилиумы:№1 «Создание оптимальных условий обучения учащихся 1,5,10 классов»№2 «Формирование устойчивого интереса к обучению»№3 «Реализация принципа индивидуализации и дифференциации обучения в 5 классе»№4 «Выполнение плана мероприятий по адаптации учащихся 1,5,10 классов» Работа психолога Психолого-педагогический семинар «Психологические аспекты активизации умственной деятельности учащихся во время изучения нового материала»(2013/14уч.г.)Психолого-педагогический семинар «Формы и методы работы с гиперактивными детьми» (2012/13уч.г.)Психолого-педагогический семинар «Изучение личности учащегося в разных возрастных группах» (2011/12уч.г.)Работа по адаптацииИндивидуальная работа с учащимися Родительский контроль и помощь ребенку Беседы с родителямиРодительские собранияПроверка дневниковПривлечение родителей к школьным мероприятиямПосещение уроков родителями Работа учителя на уроке и во внеурочное время Главная задача каждого преподавателя – не только дать учащимся определённую сумму знаний, но развить у них интерес к учению, научить учиться.Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и качество обучения – это прежде всего качество урока. Можно ли назвать современным урок, если он проведён без наглядных и технических средств обучения? С ними урок богаче, ярче, разнообразнее. С их помощью на учащихся оказывается эмоциональное воздействие, они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают их интерес к предмету, обеспечивают прочность знаний.Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету. Активные формы работы на уроках Чтобы правила или формулы лучше запоминались, а так же для контроля за усвоением их используется на уроках дидактические игры:Домино – состоит из 12-30 карточек каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой – ответ к другому заданию.У каждого уч-ся имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, уч-ся находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, учителю сразу видно, кто как знает материал.При учении с увлечением эффективность урока заметно возрастает. Уч-ся в этом случае охотно выполняют предложенные им задания, становятся помощниками преподавателя в проведении урока. Следует отойти от такого обучения, когда преподаватель объясняет, рассказывает новый материал, а многие уч-ся пропускают услышанное мимо ушей. Естественно, от такого традиционного урока толку мало. Лучше если урок проводится в основном методом эвристической и поисковой беседы. Это означает, что ни объяснения нового материала, ни опроса уч-ся лично учителем не проводится – всё это делается вместе с уч-ся. Наводящие вопросы побуждают их самих докапываться до сути, вместе устанавливается, кто из них и насколько глубоко подготовлен к новому уроку.Задача преподавателя – не приспосабливать обучение к индивидуальным способностям уч-ся, а максимально способствовать умственному развитию всех.В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.Не надо жалеть времени на многократность повторения цифрового материала, определений, выводов, это окупится знанием уч-ся.Важно будоражить ребят, заставить их думать. Уч-ся могут высказать свою точку зрения, обосновывать выводы, но если они неверны, поправить. Индивидуально-личностный подход при обучении Дойти до каждого ученика, помочь ему осознать собственные возможности, войти в мир культуры, найти свой путь – таковы приоритеты современного учителя.Каждый человек - единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В процессе обучения и воспитания мы должны учитывать индивидуальность и неповторимость каждого ученика.Цели индивидуально-личностного подхода при обученииразвитие творческого потенциала личности обучающегося; развитие умения учиться самостоятельно; ликвидация пробелов в знаниях и оказание помощи слабоуспевающим ученикам; удовлетворение индивидуальных особенностей и потребностей школьника. Обязательными факторами, влияющими на успешность обучения, являются особенности нервной системы и такие ее показатели, как сила/слабость и подвижность/инертность нервной системы. Портреты сильного и слабого, подвижного и инертного ученика Сильный ученик Слабый ученик Бодрый, уверенный в себе, легко усваивает большой материал, неутомим, полон энергии; постоянно готов к деятельности, легко переносит нагрузки, у него большая эффективность работы. Спокойно-тихий; имеет повышенную утомляемость, не участвует в шумных играх; аккуратен до педантизма; склонен к наведению порядка; реагирует на непривычную среду и внимание окружающих, уязвим, болезненно реагирует на замечания взрослых и их недовольство, не уверен в себе; боится глупо выглядеть. Подвижный учащийся Инертный учащийся Непоседа, не собран, не может сосредоточиться на уроке, вертится, разговаривает, перекладывает книги, не может долго заниматься одной деятельностью, способен на ходу принять решение, быстро приспосабливается к новым условиям. Учеба для него - главное дело, а непредвиденное обстоятельство выбивает из себя, неприятности застревают в сознании. Соблюдение психологических правил при работе со слабыми и инертными учениками С учащимися со слабой нервной системой С инертными учениками 1. Не ставьте слабого ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дайте время на обдумывание и подготовку. 1. Не требуйте от них немедленных ответов и включения в работу. Их активность и выполнение нового вида заданий возрастает постепенно. 2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме. 2. Учтите, что инертные ученики не могут проявлять высокую активность в выполнении заданий. 3. Не давайте для усвоения в ограниченное время большой разнообразный материал; нужно разбить его на отдельные фрагменты. 3. Не требуйте быстрого изменения неудачных формулировок: ученику необходимо время на обдумывание. 4. Не заставляйте отвечать по новому, только что усвоенному материалу, отложите опрос на следующий урок. 4. Не следует проводить опрос в начале урока. 5. Правильный опрос и поощрение формируют уверенность ученика в себе. 5. Избегайте ситуаций, когда требуется быстрый, умный ответ. Дайте ученику время на обдумывание и подготовку. 6. Во время подготовки ответа дайте ему время для проверки и исправления написанного. 6. В момент выполнения заданий не отвлекайте, не переключайте его внимание на что-то другое. 7. Старайтесь не переключать внимание ученика, создавайте спокойную, не нервную обстановку. 7. Желательно не заставлять инертного ученика отвечать новый материал. Требования к заданиям Задания должны соответствовать познавательным возможностям, способностям, а так же состояниям и темпам обучения каждого конкретного ученика. Для этого разноуровневые задания должны предоставлять ребенку возможность свободного выбора линии поведения в процессе учения и создавать предпосылки для появления у каждого ребенка чувства успешности своей учебной деятельности. Высокая успеваемость Средняя успеваемость Низкая успеваемость - неожиданный вызов к доске;- выбор трудного или легкого варианта контрольной или самостоятельной работы;- интересная проблема на уроке;- оценка учеником своего ответа у доски;- ослабленный контроль учителя за работой ученика у доски - выбор трудного или легкого варианта контрольной или самостоятельной работы;- подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый позитивный настрой - подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый позитивный настрой Результаты исследования В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. В нашей школе учащихся с низкой мотивацией обучения 39. Причины неуспеваемости:особенности организма школьника-10;особенности личности школьника-27;бытовые условия-1;гигиенические условия в школе;особенности воспитания в семье-7;особенности обучения и воспитания в школе;причины недостатков бытовых условий;причины недостатков гигиенических условий в школе; семье;условия, порождающие недостатки воспитания в семье-7условия, порождающие недостатки учебно-воспитательного процесса -15 Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями. Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса:Кого учить? Чему учить? Как учить?Кого учить? Особенности неуспевающих учащихся 1. Низкий уровень умственного развития.Причины: Педагогическая запущенность-8 Частые заболевания-3Пропуски занятий-4Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга-2Проявляется: Не умеет устанавливать причинно-следственные связи-23Учитывать все признаки предмета или явления-11Видеть общее и. д.-11 2. Несформированность учебных навыков-17Ребенок не умеет учиться: работать с текстом-2 выделять главное, существенное-14не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.-17 3. Дефицит внимания с гиперактивностью.Характеризуется: отвлекаемостью-17подвижностью-17неусидчивостью и т. д.-6 4. Отсутствие познавательного интереса.Обусловлено: с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности-16ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение-17 5. Несформированность произвольной сферы.Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач-256. Конфликтные отношения со сверстниками-3 учителями; отказ от усилий в учебной деятельности-13 7. Низкий познавательный интерес-16Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)-16Нуждается: в поддержке -14показа того, что он состоятелен в других видах деятельности -8Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач-158. Низкий уровень развития словесно-логического мышленияНеобходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала-299. Низкая работоспособность В утомляемости -4Истощаемости Медленном темпе работы -6 Чему учить? Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам. Как учить?Продумать и осуществить индивидуальный план обучения. Выводы: Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Как можно помочь слабоуспевающему ученику - Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.- Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.Как повысить работоспособность: Разнообразить виды деятельности. Проветривать кабинет. Проводить физминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности. Виды работ со слабоуспевающими учениками Карточки для индивидуальной работы. Задания с выбором ответа. Деформированные задания. “Разрезные” теоремы. Перфокарты. Карточки - тренажеры. Творческие задания. “карточки-информаторы”, “карточки-с образцами решения”, “карточки-конспекты” Учитель должен: Знать психическое развитие ребёнка: - восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)- внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)- память (вербальная, невербальная)Стремиться понять и принять каждого ребёнка Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке Проявлять - разумную требовательность- неиссякаемое терпение- справедливую строгость- веру в возможности ученикаУметь встать на позиции ученика НЕТ насмешливому тону! Уметь вести непринуждённый диалог Стремиться к внешней занимательности Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план) Учить работать со словарями и другим справочным материалом В обучении применять - опережающее обучение- различные формы групповой работы- взаимоопрос, самоконтроль- конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обученияПри формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов) Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!) Применять частую смену видов деятельности на уроке Многократно проговаривать и закреплять материал урока Стремиться к алгоритмизации деятельности В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами: Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку. Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока: При закреплении. При проверке домашнего задания. При самостоятельной работе.Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов: специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля; карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания, карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся). Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности. Индивидуальные дифференцированные задания. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель). Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек. Еще часто используют дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2-3 примера по теме, вызывают 3-4 человека к доске, дают им индивидуально-дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1-2 учащимися, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий. В своей работе главное необходимо создать на уроке ситуацию успеха: помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности; слабому – выполнить посильный объем работы. Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока. Например: урок-играурок-спектакльурок-путешествиеурок-детективурок-сказкаурок-силовое многоборьеурок-концертурок-картинаВ большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще. Подобные уроки утрачивают свою эффективность, если педагог и учащиеся увлекаются внешней, сюжетной стороной урока в ущерб обучающей компоненте. Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Все наши дети очень разные: одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И мы вам этого искренне желаем!