Н.К. Билецкая, специалист высшей категории, МОУ «Крымская школа», Джанкойский район, РК. Интегрированный урок по окружающему миру и чтению с использованием мультимедийных технологий в 1 классе
Н.К. Билецкая, специалист высшей категории, МОУ «Крымская школа», Джанкойский район, РК. Интегрированный урок по окружающему миру и чтению с использованием мультимедийных технологий в 1 классе
Тема. Закрепление звука [ ж ], буквы ж. Чтение текста « Журавушка». Беседа о перелётных птицах. Птицы. Строение тела птиц.
Цель. Рассказать ученикам о существенных признаках птиц; расширить знания о перелётных и оседлых птицах; воспитывать желание заботиться о птицах; развивать навык чтения, обогащать словарный запас.
Оборудование: микрофон, запись пения птиц, проектор, экран, иллюстрации птиц, карточки с заданиями, магнитофон, музыкальная физкультминутка, «волшебный сундучок».
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, прочитайте, как мы сегодня на уроке будем работать.
Девиз урока:
Слайд 1. Слушать - внимательно !
Думать - быстро!
Отвечать - правильно!
Работать - дружно!
2.Мотивация учебной деятельности. Создание ситуации успеха.
- А сейчас:
Обнимитесь, улыбнитесь,
И за руки подержитесь,
И улыбкой поделитесь.
Улыбнитесь солнышку:
«Здравствуй золотое!»
Улыбнитесь дереву:
«Ты расти большое !
Улыбнёмся дождику:
«Лейся не жалей»
Людям улыбнёмся мы :
«Живите веселей!»
- Дети, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь всем и пожелайте хорошего настроения, пусть наше настроение летит по классу, по всей школе ( дети дуют на ладони , садятся).
- Руки ? ( На месте)
- Ноги ? ( На месте)
- Локти? ( У края)
- Спина? ( Прямая).
3. Повторение. Игра «Попадите в цель»
- На какие две группы делятся звуки? ( Гласные и согласные)
- Сколько гласных звуков ? ( Гласных звуков шесть)
- Назовите их.
- Какую букву вы выучили на предыдущем уроке? ( Букву ж)
- Какой звук она обозначает ? ( Согласный, звонкий, твёрдый)
4. Чтение по слоговой таблице.
5. Определение темы урока. Загадка.
Кто без рук и без топора дом строит ? ( Птицы)
6. «Ассоциативный куст».
деревья перья
гнёзда птицы крылья
яйца клюв
Слайд 2. ( Много разных птиц )
7. Сообщение темы.
- Сегодня у нас урок необычный, вы будете не только учиться хорошо и правильно читать, а ещё узнаете много нового о птицах.
8. Изучение нового материала.
Рассказ учителя с элементами беседы о птицах на основе иллюстраций.
Слайд 3. ( Бабочка, дятел, синичка, воробей, заяц)
- Ребята, рассмотрите картинки и скажите, кто здесь лишний и почему? ( Лишние бабочка и заяц – это не птицы).
- Как вы отличили птиц от других животных? ( Главная особенность птиц – наличие перьевого покрова тела, поэтому их и называют пернатыми).
- Какая особенность внешнего строения тела птиц? ( Наличие двух ног, двух крыльев).
- Можно ли назвать всех летающих животных птицами? ( Нельзя, летать могут и насекомые).
Слайд 4. ( Насекомые)
- А птицы плавают? ( Да, например, гусь, лебедь).
Слайд 5. ( Гусь, лебедь).
- А бывают ли не летающие птицы? ( Да. Страус, пингвин, киви).
Слайд 6. ( Страус, пингвин, киви).
Слайд 7. ( Пингвины).
- У пингвинов есть ласты, которыми они пользуются как крыльями, чтобы «летать» в воде, а ноги служат рулём. На площади 2Ч2,5см размещается 70 пёрышек.
- Зачем птицам клюв? ( С помощью клюва птицы добывают еду, чистят перья, вьют гнёзда, ухаживают за птенцами, подают сигналы).
Слайд 8. ( Дятел, пеликан).
- Дятла называют «лесным доктором», он лечит деревья, добывая из под коры вредных насекомых. Пеликан, поймав рыбу, через клюв отцеживает воду из горлового мешка ( до 5 литров) и проглатывает добычу. В день он съедает более килограмма рыбы.
- Чем питаются птицы? ( Насекомыми, семенами, рыбой и т. д.).
- Какую пользу приносят птицы? ( Уничтожают вредителей).
Слайд 9. ( Сойка Синекрылка).
- Ребята, к нам на урок прилетела сойка и хочет вам, что-то сообщить, откройте учебники по природоведению ( И. В. Грушинская) с.80 и прочитайте рассказ сойки.
Все мои родственники очень разные. Есть среди них огромные страусы. А есть и крошки, размером с бабочку. Большинство птиц чудесно летает. Но есть и такие, которые умеют только бегать или плавать. У всех нас есть общие признаки. Тело птиц покрыто перьями. Вместо передних конечностей – крылья, есть клюв. Форма тела – особенная. Она помогает нам летать.
9. Работа в парах.
- А сейчас, ребята, поработайте в парах. Рассмотрите рисунки на с.81. Как называются эти птицы, где они живут, какие у них домики? ( Сорока, скворец, ласточка).
- Как называют птиц, которые живут у нас круглый год? (Зимующие, оседлые).
- Как называют птиц, которые улетают осенью и прилетают весной? ( Перелётные).
- Назовите зимующих птиц. ( Ворона, сорока, воробей, голубь и т. д.)
Слайд 10. ( Ворона, сорока ,воробей, голубь).
- Назовите перелётных птиц. ( Скворец, ласточка, аист, журавль и т. д.).
Слайд 11. (Скворец, ласточка, аист, журавль).
- Почему зимой птиц нужно подкармливать?
10. Работа в группах.
Первое задание.
- Ребята, сегодня я обнаружила у себя на столе книгу, она оказалась не простая, а волшебная, в ней спрятаны послания. Прочитайте их. Как вы их понимаете?
1 группа.
2 группа.
3 группа.
Второе задание.
- Опишите птичку по опорным словам и картинке. ( Размер, цвет, грудка, крылья, хвост, зимующая или перелётная).
1 группа. Голубь.
2 группа. Ласточка.
3 группа. Журавль.
11. Физкультминутка. ( Музыкальная) « Весёлая зарядка».
12. Минутка поэзии. Стихотворение « Журавль».
Жура - жура - журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля?
Отвечал он пролетая:
- Лучше нет родного края!
Слайд 12. (Журавль)
13. Работа по букварю ( Н. С. Вашуленко, И. Н. Лапшина) с.92-93. Текст « Журавушка».
- Чтение текста учителем.
- Чтение текста самостоятельно учащимися.
- Чтение «цепочкой».
- Ответы на вопросы:
- куда улетали журавли? ( В жаркие страны).
- когда журавли обещали вернуться? ( Весной).
- как журавли выстроились в небе? (Клином).
Слайд 13. (Клин журавлей).
14. Итог урока.
Интерактивное упражнение «Микрофон».
- Назовите признаки птиц.
- Какой текст сегодня прочитали?
- Что нового узнали на уроке?
- Как вы помогаете птицам зимой?
- Какие вы знаете сказки, мультфильмы о птицах, о журавле?
- Что понравилось вам на уроке?
- На следующем уроке вы посмотрите мультфильм «Старик и Журавль»
( Звучит пение птиц).
- У вас на парте лежит бумажное сердечко, нарисуйте на нём своё настроение. Покажите. Спасибо.
Одна
чка
ласто
вес
ну
не
дела
ет
ли
ну
ях
на
Ласточки
крыль
вес
принес
шай
птиц,
няй
Охра
разру
не
птичьи
гнёз
да
15