Презентация к уроку литературы 6 класс Н.А. Некрасов На Волге


Тема: Н.А.Некрасов. Стихотворение «На Волге». Цели и задачи урока: Познакомить с биографическими сведениями о Н.А. Некрасове, нашедшими отражение в стихотворении «На Волге»;Дать понятие литературным терминам:АнтитезаКомпозиция (два плана повествования)Обратить внимание на чувство любви поэта к Родине; чувство сострадания к судьбе своего народа. * * «Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг…» Н.А. Некрасов Поместье Некрасова Карабаиха * * О поэте Друзьями его детства были дети крепостных крестьян, водить дружбу с которыми отец строго-настрого запрещал. Вместе с ними он купался в речке, ходил за грибами и ягодами, катался на салазках, участвовал во всех играх. Коля рос смельчаком, отличался большим упорством во всем. Уже известным писателем он на свои средства в 1872 году построит в селе Аббакумцеве школу. Детям он посвятил большую часть своего творчества. Он любуется крестьянскими детьми, гордится их смышленостью и трудолюбием, видит в них свободу и доброту. * * Жизненный путь Некрасова Н.А. Молодой Некрасов на Волге. Дом в Санкт-Петербурге, в котором проживал поэт. Поэт после приезда в Петербург. * * Поэта всегда волновала судьба простого русского народа. Тяжёлая жизнь крестьян – одна из основных тем творчества Некрасова.Наиболее значимые лирические произведения Н.А. Некрасова: «Крестьянские дети», «Мороз, Красный нос», «Размышления у парадного подъезда», «Кому на Руси жить хорошо». Жизненный путь Н.А.Некрасова Николай Алексеевич на охоте. Встреча Некрасова и его друзей Знаете ли вы произведения Некрасова? «Крестьянские дети». «Дед Мазай и зайцы». Из истории создания стихотворения «На Волге» (1860г.) «Однажды, рассказывая о своем детстве, Некрасов припомнил разговор бурлаков, слышанный им ребенком на Волге; пересказал… Прочитав «На Волге», я увидел, что рассказанный мне разговор передан с совершенной точностью, без всяких прибавлений и убавлений.»Н.Г. Чернышевский На Волге. Художник Левитан. Выразительное чтение стихотворения «На Волге» * Словарная работа. БурлакБечеваРасшиваБаркаУделИзнеможенный Работа с текстом стихотворения «На Волге» План содержания:1.Волжские пейзажи (прошлое).2.Волжские пейзажи (настоящее).3.Встреча с бурлаками (н).4.Волжские пейзажи (п).5.Первая встреча с бурлаками (п).6.Детские вопросы испуганного ребёнка (п).7.Волжские пейзажи (п).8.Размышления о судьбах бурлаков (н). * * Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку?Некрасов не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас почувствовать эту тяжесть. Как?Бурлаки встретились Некрасову на Волге. А эту реку он называл “колыбелью” любовно. Потом назвал ее “рекою рабства и тоски”. Почему?Как вы думаете, изменилась сама Волга, пейзаж или что-то другое? * * Какие слова бурлака привлекли внимание мальчика?Почему же они произвели такое сильное впечатление, что поэт до сих пор как бы видит его перед собой? Какие чувства испытывает мальчик во время прогулки у реки и после встречи с бурлаками? * * Композиция прошлое настоящее Река Волга«вольная колыбель» «рабства и тоски»Чувства мальчика радость горькое рыдание * * Знакомство с литературными понятиями Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий в литературном произведении.Портрет – изображение в произведении внешности героя ( его лица, фигуры, одежды). * * Работа с картиной и текстом стихотворения (стр. 185) Обратите внимание на изображение реки на картине и в произведении.Определите не только сходное, но и различное в изображении бурлаков Некрасовым и Репиным.Что больше всего привлекает вас в картине?Какое “место” в стихотворении особенно затронуло за живое? В чем особенность лирического произведения Н.А. Некрасова? * * * * Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть стихотворения? * * Н.А. Некрасов не только показал «зрелище бедствий народных», но и верил в его способность в борьбе за лучшую жизнь. Пройдет несколько лет, и в “Железной дороге” он напишет:Да не робей за отчизну любезную…Вынес достаточно русский народ…Вынесет все, - и широкую, яснуюГрудью дорогу проложит себе. * * Подведем итоги Что вам понравилось на сегодняшнем уроке? Что запомнилось больше всего? Домашнее задание Выучить наизусть отрывок из стихотворения «На Волге». * * * * Список использованной литературы: http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/16/nekrasov-nana-volge http://edikst.ru/article/127619/biografiya-nekrasova-jiznennyiy-put-i-tvorchestvo-velikogo-narodnogo-poeta http://www.myshared.ru/slide/17155/ http://www.niceimage.ru/download/40972/1920x1200/ * *