Формирование и развитие основ читательской компетенции учащихся начальной школы
Фомина Светлана Евгеньевна
воспитатель ГПД гимназии №8
г. Мурманск
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции учащихся начальной школы».
Содержание
Введение 1
Теоретическая часть 2-8
Практическая часть9-14
Выводы и рекомендации15
Список литературы16-17
Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели. Книга не «уходит», она в большей мере остается в качестве источника информации, но с большим удовольствием и интересом дети обращаются к Интернет и компьютерным играм. Это необходимо учитывать. Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Но компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом.
Новый образовательный стандарт нацеливает учителя на необходимость решения важных задач: формирование читательской компетентности и читательской самостоятельности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется:
владением техникой чтения,
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.
Цели обучения литературному чтению по новому стандарту:
овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
совершенствование всех видов речевой деятельности; умение работать с разными видами информации;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
воспитание интереса к чтению и книге;
обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Новый стандарт нацеливает учителя на необходимость усиления внимания к решению новой важной задачи – формированию читательской самостоятельности. Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека.
Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первом десятилетии жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания. Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя.
Рассматривая историю развития основ читательской компетентности младших школьников, современная педагогическая наука придерживается того факта, что компетентность – это субъективная характеристика деятеля, более высокая ступень формирования учебных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.
Проведенный теоретический анализ различных подходов к определению содержания «компетентность» и «компетенции» позволил разграничить эти понятия и сделать следующие выводы:
младший школьный возраст рассматривается как наиболее благоприятный период для формирования читательской компетентности;
существуют различные подходы к пониманию категории «компетентность», но все исследователи подчеркивают личностную и деятельностную направленность и компонентную структуру понятия;
компетенции – это набор видов деятельности, которые осуществляет ученик на уроке. Они являются важным результатом образования, поэтому должны быть сформулированы у всех обучающихся;
компетентность это совокупность качеств развитой личности, сформированных знаний, умений и навыков, в нашем случае, в чтении детской литературы, которые ученик реализует в практике;
в системе начальных компетентностей ребенка выделяются ключевые компетенции, овладение которыми позволяет ребенку решать различные проблемы на уроке чтения и в повседневной жизни и деятельности;
ключевые компетенции не отдельная часть учебного плана, они интегрированы в его содержание.
Читательская компетентность – это особая форма личностного образования, отражающая систему ключевых компетенций, приобретенных ребенком в процессе изучения литературного чтения, ориентированная на его успешную социализацию в обществе.
Компетентностный подход возник в ответ на существующий разрыв между знаниями и умением их применять. Теоретические исследования компетентностного подхода в образовании описаны в работах психологов: И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.А. Вербицкого, О.Г. Ларионовой.
По мнению А.А. Вербицкого и О.Г Ларионовой, компетентностный подход означает, что в процессе обучения человек должен приобрести вполне конкретные практико-ориентированные знания и развивать определенные социально и профессионально важные качества, владея которыми он сможет стать успешным в жизни.
Теоретический анализ положений, принципов и места компетентностного подхода в современном российском образовании осуществила И.А. Зимняя. Компетенции, согласно ее трактовке - это знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.
И.А. Зимняя выделяет три основные группы компетентностей: компетентности, относящиеся к самому себе как личности, субъекту жизнедеятельности; компетентности социального взаимодействия человека и социальной среды; компетентности, относящиеся к деятельности человека.
Важными для практической реализации компетентностного подхода в читательской деятельности, является сформулированное И.А. Зимней определение ключевых компетенций: ключевыми являются те компетенции, которые обеспечивают развивающее обучение ребенка на уроке и в социуме.
Насколько полно будет сформирована та или иная компетенция на уроках чтения, зависит не только от условий обучения, но и от самой компетенции. Например, познавательная компетенция должна быть сформирована наиболее полно, так как обучение, по своей сути, есть способ получать знания, то есть, в основе заложена знаниевая составляющая компетенции, обобщенные способы деятельности формируются чаще поисковым способом, вместе с тем, стандартами заложен элемент познавательной компетенции как «способность учиться всю жизнь». Коммуникативная компетенция формируется на уроках чтения через развитие речевой деятельности обучающихся и освоение опыта совместной деятельности в учебном процессе и при наличии педагогических условий может быть сформирована достаточно широко. Ценностно-смысловая компетенция ориентирована на формирование умения учиться, обеспечивающая овладение читательскими навыками и умениями, она позволяет учитывать ценностные отношения и установки ребенка на нравственные нормы поведения людей, даёт возможность приобретения новых знаний о действительности.
Если рассматривать эти понятия применительно к читательской компетентности младших школьников, правомерно исходить из понимания компетенции как способности решать поставленные на уроке задачи и выработку определенных умений, знаний и навыков, а также опыта решения рассматриваемых задач. То есть, в состав компетенций целесообразно включить развитие определенных качеств личности, необходимых для успешного осуществления читательской деятельности. Учитывая, что в различных компетенциях эти качества будут различными, нами выделены три основные, на наш взгляд, компетенции, составляющие основу читательской компетентности, - это: познавательная, ценностно-смысловая и коммуникативная.
Ценностно-смысловая компетенция определяется наличием читательского кругозора, т.е. знаний о литературе в виде представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения и полноценного восприятия литературных произведений, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения: знание отечественных и зарубежных авторов, жанров произведений, умение отвечать на вопрос «о чем произведение», последовательно передавать сюжет произведения, характеризовать героя, разбивать текст на части, выделять главную мысль самостоятельно, своими словами, умение апеллировать к источнику знаний.
Коммуникативная компетенция определяется наличием продуктивных способов чтения и качественного навыка, направленного на овладение пятью основными способами чтения и качеством навыка чтения: правильностью, беглостью, осознанностью, выразительностью.
Познавательная компетенция определяется читательской самостоятельностью в работе с книгой и, сформированностью читательских умений работать с текстом художественного произведения, а также научно-познавательных текстов. Читательские умения направлены на: умение работать с книгой, ставить цель чтения, пересказывать текст полно, выборочно или кратко, выделять главные слова; пользоваться библиотекой, составлять аннотацию, называть мотивы чтения, проявлять читательскую самостоятельность; владение основными видами речевой деятельности, способностью к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ, учитывающих умение анализировать произведение и текст, умение ставить цели и пересказывать текст, формировать идейный смысл произведения.
Структура читательской компетентности, по мнению Г.М. Первовой, включает в себя: способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев; понимание литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей; специфики языка художественного произведения.
Формирование основ читательской компетентности младших школьников достигается в результате применения таких форм работы, при которых происходит личностное развитие учащихся, формируются необходимые компетенции и универсальные метапредметные и предметные умения и навыки. Все образовательные цели урока чтения касались трех областей. Разработанная Г.М. Первовой, структура гармоничного построения урока, предусматривает: четыре вида беседы, восемь видов (приемов) чтения и правильного выбора деятельности в зависимости от целевой установки урока. Смена видов и приемов чтения поддерживает интерес к уроку, к тексту, а игровой занимательный характер заданий по способу чтения создает эмоциональный фон урока и учит младших школьников любить сам процесс чтения.
В данную группу входят цели от простого запоминания материала, до решения проблем, нуждающихся в переосмыслении знаний и создании новых умений и знаний. Эти виды деятельности составляют когнитивную (познавательную) сущность читательской компетентности.
Эмоционально-ценностную область, составляют цели формирования ценностно-смысловой компетенции, готовность учащихся воспринимать чтение произведения, связывать материал с окружающим миром, усвоение ценностных ориентаций, формирование восприятия литературного произведения, положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать"); заинтересованность конкретными книгами ("хочу читать эти книги"); увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги"); стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
Коммуникативная функция сводится к организации сотрудничества педагога и младших школьников, в котором на первом месте условия для самопознания, самореализации и самодвижения в развитии. Коммуникативная функция включает: умение читать, умение вычитывать информацию, умение размышлять о прочитанном, умение давать оценку. Цели коммуникативной функции сводятся к организации сотрудничества между детьми, между педагогом и обучающимися, в котором приоритет личности направлен на создание условий для её самореализации, самопознания и самодвижения в развитии, формировании «Образа –Я».
Очевидно, что процесс приобщения учащихся к чтению, формирование читательской компетентности, воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс. С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой - внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. В результате формируется читающий учащийся, который владеет необходимым уровнем читательской деятельности, способный самостоятельно мыслить, организовывать собственную познавательную деятельность.
В целом анализ различных подходов по формированию читательской компетентности младших школьников, подтверждает сложную характеристику этого явления. Существуют различные аспекты формирования компетентности личности. А.Г. Асмолов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин рассматривают компетентность с точки зрения системно-деятельностного подхода, где действует формула «компетенции -деятельность - компетентность». В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов обосновывают закономерности и принципы организации образовательного процесса. Ими разработана модель профессиональной компетентности педагога: «мыслить - действовать - мыслить». Исследования Н.А. Алексеева, Ш.А. Амонашвили, И.С. Якиманской направлены на построение образовательного процесса, учитывающего склонности, интересы ребенка. В.Г. Виненко рассматривает компетентность как результат образования: грамотность - образование – компетентность. С точки зрения А.А. Вербицкого, И.А. Зимней, А.В. Хуторского компетентностный подход в образовании нацеливает на конечный результат - формирование компетентной личности.На фоне представленных позиций наиболее перспективной для рассмотрения компетентности ее содержания и структуры является точка зрения И.А. Зимней. В её исследованиях общие признаки и характеристики компетентностей соотносятся с возрастными периодами развития личности младшего школьного возраста, что обуславливает возможность использования этих идей для создания модели формирования читательской компетентности младших школьников.
Собственная педагогическая практика, результаты формирования читательской компетентности младших школьников позволяют говорить о том, что компетентный ученик-читатель - это человек, обладающий интеллектуальной культурой, личность, сформировавшая в себе следующие качества:
стремление к преобразованию себя в интеллектуальной деятельности путем чтения художественных произведений;
владение продуктивными способами и качественным навыком чтения;
знание программных читательских умений в работе с текстом;
владение читательской самостоятельностью в работе с книгой;
полноценное восприятие художественных произведений и освоение научно-познавательных текстов;
наличие читательского кругозора, то есть литературоведческих представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения.
Таким образом, представленные положения читательской компетентности, безусловно, значимы для младших школьников, так как предполагают осознанную потребность в чтении и формируют квалифицированного ученика-читателя.
Первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.
Учащиеся начинают воспроизводить звуковую форму слова, развивается навык плавного слогового чтения, читаются слоговые конструкции, слова, словосочетания, предложения, маленькие тексты. Так в результате систематической и целенаправленной работы происходит формирование навыка чтения.
Под навыком чтения подразумевают:
умение правильно прочитывать слова;
понимать смысл текста;
выразительно читать;
выдерживать оптимальный темп чтения.
Для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес к чтению у младшего школьника.
Учителю, с одной стороны, следует предложить ребенку высокохудожественные произведения, способные затронуть душу и ум, с другой – обеспечить комплекс читательских умений и навыков. При этом необходимо знать, на какой же основе рождается и укрепляется читательская компетентность, как происходит становление ребенка-читателя, какие этапы обучения необходимо пройти младшему школьнику, прежде чем стать настоящим читателем. Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:
6 – 7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки – («малышки») они неизменно предпочитают «толстым».
8 – 9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8 – 9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать.
9 – 10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим.
Цель учителя в этом направлении: формирование читательской компетентности.
Задачи:
Научить:
осознанно, правильно, выразительно читать;
извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
самостоятельно выбирать книги для чтения;
работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;
самостоятельно выбирать книги для чтения.
Этапы формирования читательской компетентности младших школьников
подготовительный,
начальный,
основной,
заключительный.
Подготовительный этап – это этап обучения детей читательской азбуке. На этом этапе дети учатся воспринимать содержание детских книг на слух, рассматривать книги, устанавливать простейшие взаимосвязи между их содержанием и оформлением, приучаться выделять важнейшие надписи на обложке (заглавие книги, фамилию автора) и сразу же применять полученные знания в самостоятельной деятельности с книгой: складывать из знакомых букв слоги, слова, читать надписи.
Формирование интереса к чтению книг идет двумя путями: во время уроков литературного и внеклассного чтения и во внеурочное время.
В процессе работы было замечено, что интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель-первоклассник свободно владел осознанным чтением и у него были развиты учебно-познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества чтения необходимо признать целенаправленное управление обучением чтению. Эффективной оказалась система специальных упражнений и разнообразных вариантов действий, активно влияющих на основные параметры чтения, способствующие формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.
Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:
упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки );
упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения (методика развития техники чтения по системе Эдигей);
упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе Федоренко);
упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.
С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:
«игра в прятки»,
«мнимое слово»,
чтение за «диктором»,
синхронное чтение «буксиром»;
«подскажи словечко».
Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:
наглядные пособия;
демонстрационные картины;
учебные таблицы,
иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;
книги;
электронные презентации.
Занятия по внеклассному чтению на подготовительном этапе обучения строятся по следующему алгоритму:
показ учащимся книги, которую предстоит читать;
подготовка детей к восприятию избранного произведения;
чтение учителем этого произведения вслух;
рекомендации к самостоятельной работе дома.
Было замечено, что метод «чтения-рассматривания» возбуждает у первоклассников интерес к объектам обучения (к книгам, вызывающим коллективное переживание).
На уроках чтения важную роль играет беседа. Характер беседы по прочитанному тексту определяется, с одной стороны, особенностями литературного произведения, с другой – возрастом и подготовкой детей (учитывается небольшой запас жизненных представлений школьников, прямолинейность оценок, слабое умение рассуждать, отсутствие подготовки к анализу литературных произведений).
Начальный этап – это этап накопления уровня минимального литературного развития и пробы детьми сил в самостоятельном чтении разных книг под руководством и наблюдением учителя. К этому времени дети уже стали грамотными и приступили к освоению собственного чтения, т. е. овладевали умением сознательно воспринимать и воспроизводить не слова и предложения, а тексты небольших литературных произведений. Попутно у детей закреплялись навыки техники и выразительности чтения. А на уроках внеклассного чтения дети учились применять приобретенные умения при самостоятельном чтении книг.
Нет сомнения, что на читательскую подготовку второклассников большое влияние оказал достаточно простой способ совершенствования читательской активности – ежемесячное посещение детской библиотеки. К концу года в классе выделились читатели-лидеры. Это были не отличники, а просто весьма любознательные, наиболее развитые и бегло читающие дети.
Третий, основной этап – это этап непосредственного формирования навыков, характеризующих настоящего читателя, умеющего самостоятельно и квалифицированно читать доступные книги и другой печатный материал для расширения и пополнения своих знаний.
Задача учителя на основном этапе обучения состояла в том, чтобы, предельно расширяя для детей возможный круг чтения, увлекая детей чтением все новых и новых книг, обучить их приемам отыскания и использования доступной литературы разных видов и жанров для самостоятельного приобретения знаний по заранее указанной теме.
На данном этапе самостоятельный выбор и чтение детских книг были обязательными для учащихся во внеурочное время. Однако цель самостоятельного чтения от урока до урока детям по-прежнему предлагал учитель, указывая признаки книг, предпочтительных при выборе. Естественно, что в процессе самостоятельного чтения детских книг дома и работы с ними под руководством учителя на уроке учащиеся опирались на все знания, умения и навыки по чтению, приобретенные к моменту деятельности с книгой, и таким образом закрепляли их.
Заключительный этап – это этап формирования у детей читательских предпочтений и интересов на базе полученных за годы обучения знаний о книгах и умений с ними самостоятельно действовать.
Заключительный этап имел своей целью, кроме стремления предельно расширить читательский кругозор детей, углубление работы по формированию навыка анализа и оценки содержания книги. Часто младшие школьники приносили на уроки дополнительную литературу, выбранную самостоятельно, без рекомендации учителя. Для уроков литературного чтения и природоведения дети делали выписки из прочитанных книг, журналов, газет. Внимание учащихся было направлено на осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам, формирование потребности в систематическом чтении, достижение необходимого уровня читательской компетентности.
Процесс формирования читательской компетентности в младших классах будет результативным только при условии целенаправленного и систематического взаимодействия педагога, школьников и их родителей.
Список источников:
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск,1990.
Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития личности.-М: Смысл: издательский центр «Академия»,2007.
Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции.-М.: ЛОГОС,2009
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.- М.: ИЦ ПКПС, 2004.
Иванова Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. -М.: Просвещение, 2011.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: т действия к мысли. Пособие для учителя /под редакцией А.С. Асмолова. –М.: Просвещение, 2011.
Колганова Н. Е. Сущностные характеристики формирования основ читательской компетентности младших школьников [Текст] / Н. Е. Колганова // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 5-8.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. –М.: АПК и ППРО, 2002.
Маркова А.К. Психология труда учителя. –М.: Педагогика, 1993.
Первова Г.М. Детская литература в начальных классах.- Тамбов: ТОИПКРО,1999.
Первова Г.М. Педагогическая практика студентов по предметам филологического цикла в начальной школе (литературное чтение). -Тамбов: ТОИПКРО,2012.
Светловская Н.Н. Наука становления личности средствами чтения-общения: Словарь –справочник. –М.: Экон – Информ, 2011.
Сластенин В.А. и др. Педагогика –М.: Издательский центр «Академия», 2008.
ФГОС: начальное общее образование / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе.-М.: Педагогика,1996