Технологическая карта урока русского языка на тему Действительные и страдательные причастия
Технологическая карта урока русского языка
учителя Базовой основной общеобразовательной школе Филиала ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Железноводске
Кузнецовой Аксаны Николаевны
Учебный предмет: русский язык
Класс: 8
УМК: учебники Русский язык. Теория. 7 класс, учебник для общеобразовательных организаций, В.В Бабайцевой, ДРОФА, 2013. Русский язык. Практика. С. Н. Пименова, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман- Орлова, С.Н. Молодцова, Ю.С. Пичугов. ДРОФА, 2013.
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: Действительные и страдательные причастия.
Цель: знакомство обучающихся с понятиями «действительные» и «страдательные» причастия, суффиксами и морфологическими признаками причастий.
Задачи урока:
1) образовательная: познакомить обучающихся с морфемными опознавательными признаками действительных и страдательных причастий, выявить морфологические отличия, учить различать причастия действительные от страдательных;
2) воспитательная: воспитывать интерес к предмету, прививать художественный вкус, пробудить желание создавать творческие работы;
3) деятельностная: развивать логическое мышление, устную и письменную речь, способности к мыслительной деятельности, языковое чутье, орфографическую зоркость, совершенствовать навыки грамотного письма.
Этапы, цели этапа, время. Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
Организационный момент.
Самоопределение к деятельности (орг. момент).
1 минута. Здравствуйте, ребята, садитесь. Я вижу, что вы пришли на урок с хорошим настроением, надеюсь, что оно поможет вам в овладении новыми знаниями и умениями. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число. Открывают тетради, записывают число. Самоопределение (Л)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Постановка учебной задачи.
Цель – выявить тему урока, поставить учебные задачи.
6 минут. Лингвистический эксперимент
Проведём лингвистический эксперимент. На столе лежит карандаш. Назовите его постоянные признаки (синий, деревянный, ученический, цветной и т. д.)
- Слова какой части речи вы использовали? (прилагательные)
- Назовите временный признак этого предмета (лежащий на столе, тонко пишущий и т.д.) Слова какой части вы использовали? (причастия)
- Теперь я беру со стола карандаш. Назовите его признак, используя причастие.
- Я бросаю карандаш на пол. Назовите временные признаки (брошенный, летящий, лежащий).
- Я поднимаю карандаш, назовите временный признак этого предмета (поднятый).
- Слова какой части речи мы используем для обозначения временного признака предмета.
- Перед вами на слайде все причастия, которые мы назвали. Распределите их на две группы. В первой укажите причастия , обозначающие признак предмета, который сам действует. Во второй группе укажите причастия, обозначающие признак предмета, который испытывает на себе действие другого предмета.
- А теперь подумайте, в какой группе действительные причастия. Озаглавьте первую группу причастий. Выделите суффиксы. Назовите суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Составьте 2-3 словосочетания с этими причастиями.
- Найдите страдательные причастия. Выделите суффиксы. Назовите суффиксы страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Составьте 2-3 словосочетания с этими причастиями.
Обучающиеся наблюдают, высказывают предположения, обобщают, делают выводы. Целеполагание, коррекция (Р)
Структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; подведение под понятие, выведение следствий; формулировка проблемы (П)
Управление поведением партнера (К)
Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания.
Цель – решить проблемную ситуацию, активизировать работу в парах.
7 минут. - Составьте определение понятия «действительное причастие» на основе наблюдения.
- Составьте определение понятия «страдательное причастие» на основе наблюдения.
Сопоставьте ваши выводы с теоретическим материалом (Учебник «Теория». § 134). Составление определение понятий «действительное причастие» и «страдательное причастие» на основе наблюдения. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель – решение заданий на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма.
8 минут,
физминутка – 3 мин. Составление таблицы «Суффиксы действительных и страдательных причастий».
Составьте таблицу. В случае затруднения обращайтесь к учебнику «Теория». Заполните её примерами.
Взаимопроверка.
Составьте устное сообщение на тему «Действительные и страдательные причастия», пользуясь таблицей.
Выполните самостоятельно упражнение 79.
IV. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
Двигательная разминка под музыку.
Работают с учебником, изучают правило, составляют таблицу. Целеполагание, оценка (Р)
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; подведение под понятие, выведение следствий (П)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель – выявить в процессе индивидуальной работы уровень усвоения материала.
7 минут. - Выполните тест по теме «Действительные и страдательные причастия».
Тест № 1.
Проверить умения различать действительные и страдательные причастия.
Укажите словосочетания со страдательными причастиями:
на пестреющем лугу
о движущемся предмете
опавшие с тополяотнятая игрушка
разлившаяся по небу
Укажите словосочетания с действительными причастиями:
написанная учеником
распиленная плотником
ведущая в парк
посаженные весной
опрокинутые котёнком
Укажите словосочетания с действительными причастиями:
проверенная учителем
плескавшиеся волны
построенный дом
покрашенный краской
летящим самолётом
Укажите словосочетания со страдательными причастиями:
сидящая девочка
засыпанные аллеи
у потревоженных птиц
рассказывающие о путешествии
борющийся за свободу
Тема «Действительные и страдательные причастия»
Тест № 2.
Проверить умения различать действительные и страдательные причастия.
Укажите словосочетания с действительными причастиями:
играющий ребёнок
играющий с друзьями
посадивший дерево
посаженное дерево
объясняющий учитель
объясняемое правило
открытая книга
Укажите словосочетания со страдательными причастиями:
Дети, посадившие деревья
Кусты, посаженные весной
Цветы, сорванные с клумбы
Солнце, показавшееся из-за тучи
Грибы, собранные утром
Трава, выжженная солнцем
Разбитое стекло
Укажите предложение с действительным причастием.
Лодки закачались, поднятые и опущенные волной.
Мы сели отдохнуть на поваленное ветром дерево.
В шорохе, окружавшем нас, я услышал голос с берега.
Укажите предложение со страдательным причастием.
Цветы, поливаемые учениками, быстро росли.
На скамейке сидела девочка, читавшая книгу.
Пожелтевшие листья падали на землю.
Самопроверка по ключу, мотивированное выставление отметок. Выполнение тестовых заданий по теме «Действительные и страдательные причастия». Самоопределение (Л)
Целеполагание (Р)
Планирование учебного сотрудничества (К)
Включение в систему знаний и повторение.
Цель – закрепление изученного на уроке.
3 минуты. Теоретический блиц – опрос.
На доске вы видите звёзды. На каждой написан теоретический вопрос, выберите его и дайте аргументированный ответ. Приводите примеры. Отвечают на вопросы. Оценка (Л)
Структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель – самооценка достигнутых результатов.
2 минуты. - Составьте синквейн на тему «Причастие».
- Ответьте на вопросы:
1.Какие затруднения вы испытывали при изучении темы урока?
2.Где можно применить новые знания?
Урок закончен! Спасибо всем за работу! До свидания. Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Составление синквейна.
. Рефлексия способов и условий действий (П)
Контроль и оценка результатов деятельности (П)
Самооценка (Л)