Цикл уроков по военным рассказам А. Платонова (Силивончик Л.Н., Никулина Н.В., учителя русского языка и литературы МБОУ Гимназия № 136)


Цикл уроков по военным рассказам А. Платонова.
Военные рассказы А. Платонова, образующие сложное эпическое полотно, объединены социально-нравственными, философскими проблемами и образной структурой. Они строятся на нескольких культурных кодах, которые сложно взаимодействуют между собой.
В своих произведениях Платонов пытается раскрыть нравственные истоки народной жизни, помогающие человеку выстоять в годы войны.
Главным лицом истории Платонов делает человека с семейными идеалами, великой совестью, состраданием, милосердием, самопожертвованием. Ему важно сберечь Родину, близких людей, свое человеческое достоинство и приумножать добро в жизни.
Цикл уроков по военным рассказам А.Платонова показывает своеобразие мира человека и писателя А. Платонова на войне.
Тема: Духовность как основа личности (по рассказу А.Платонова «Неодушевленный враг»).
Цель:
познакомиться со своеобразным миром человека и писателя А.А.Платонова; учиться внимательно читать произведения А. Платонова, учитывая особенности неповторимого платоновского стиля, анализировать художественное произведение, осмысленно относиться к жизни, к прошлому страны.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя:
- Военные рассказы А.Платонова, написанные им в «действующей армии» (именно так подписаны сохранившиеся рукописи 1942-1945 годов), - это уникальное явление духовной прозы в советской литературе. О подвиге советского воина писали многие, но, как точно заметил Валентин Распутин, Платонов делал это по-своему: «Откуда-то опять же издалека, глазами корневого человека, посланника всех времён видел он происходящее. И воевавший получил у Платонова иной, не начертательный, а самовыражающийся образ».
В начале войны Платонов эвакуировался в Уфу. А в октябре 1942 года становится военным корреспондентом «Красной звезды». Его рассказы появляются не только в «Красной звезде», но и в других газетах и журналах, а также выходят отдельными сборниками. Названия рассказов раскрывают смысл гуманистической  концепции прозаика: "Неодушевлённый враг", "Простодушие", "Одухотворённые люди", "О советском солдате,  "Мать". Не отвлечённая, а деятельная душа человека, прильнувшая к народу своему для защиты и умножения добра на земле, - главный критерий платоновского гуманизма.
Герои Платонова с полным самоотречением вершат свой тяжкий труд на войне. В поле главного внимания его - простой солдат. Из воспоминания о Платонове-военкоре: "Его увлекали не столько оперативные дела армии или фронта, сколько люди. Наши корреспонденты "жаловались": надо возвращаться, а Платона нет. А он сидит где-нибудь в землянке или окопе, увлечённый солдатской беседой, забыв обо всём на свете. Был Платонов человеком непритязательным и легко мирился со всеми неудобствами и невзгодами фронтовой жизни.  "На войне надо быть солдатом", - не раз говорил он своим товарищам".
Раздумья  Андрея  Платонова  о  жизни, истории и национальном  самосохранении  могло  бы  быть  определено  такой  формулой  писателя: «Я  помню их, ты  запомни  меня, а тебя  запомнит, кто  после  тебя  народится… Так  и  будет  жить  один  в  другом, как  один  свет».
Рассказ «Неодушевленный враг» впервые опубликован с подзаголовком «Философское раздумье о советском солдате и солдате-фашисте» в еженедельнике «Литературная Россия», 1965, 7 мая, № 15. Авторская датировка - Действующая армия, 1943.
Анализ рассказа.
1.Особенности сюжета и композиции.
1) Какова внутренняя логика начала рассказа?
2) Проследите этапы развития действия, вычленив экспозицию, завязку, кульминацию и развязку.
3) Как соотносятся начало и финал рассказа?
4) Докажите, что прием антитезы организует повествование.
2. Тематика.
1) Какое развитие получают в рассказе темы «одушевленности» и «неодушевленности», жизни и смерти, любви и ненависти, семьи, счастья, долга?2) Каковы особенности развития главной темы?
2) Как взаимодействуют темы рассказа?
3. Проблематика рассказа и комплекс заложенных в нем идей.
1) В чем заключается символический подтекст названия рассказа «Неодушевленный враг»?
2) Какие философские вопросы ставятся в произведении?
3) Что позволяет отнести рассказ к психологической прозе?
4. Особенности пафоса.
1) Как меняется тон повествования в ходе развития действия?
2) Как точнее определить пафос рассказа: драматический, трагический или оптимистический? Свой ответ обоснуйте.
4. Образы главных героев.
1) Как через диалог раскрывается идеологическая, нравственная и философская позиция героев?
2) Понаблюдайте, как были разорваны связи Вальца с окружающим миром и как русский солдат органически связан с этим миром?
3) Какие приемы и средства использует автор, чтобы показать «неодушевленность» врага? Какие эмоции вызывает Вальц у читателя?
4) Почему Вальца можно назвать жертвой фашизма?
5) Как объясняет главный герой необходимость уничтожения врага?
5. Своеобразие художественного времени и пространства.
1) Докажите, что художественное время и пространство в рассказе способно сжиматься и расширяться.
2) Какие библейские мотивы использует Платонов в своем произведении? Какую роль играет метафора погребения и выхода из гроба?
6. Стилистические и языковые особенности.
1) Какие особенности стиля прозы Платонова проявились в рассказе?
2) Докажите, что героям даны разные речевые характеристики. С чем это связано?
7. Авторская позиция.
1) Какова идея произведения?
1) К каким средствам раскрытия авторской позиции обращается писатель?
5. Вывод:
В рассказе "Неодушевленный враг", построенном на противопоставлении одухотворенного человека "неодушевленному врагу", писатель проводит мысль о том, что понимание истинного смысла жизни определяет саму жизнь, что правильная "идея жизни" укрепляет жизнь отдельного человека, помогая ему одолеть смерть в единоборстве с конкретным врагом, фашистом. В поэтическом мире А. Платонова одухотворенность как состояние человеческой души определяется степенью привязанности человека к другим людям: товарищам и соратникам по борьбе, отцу, матери, жене, невесте, родному очагу, "дереву родины".
Домашнее задание: письменный ответ на проблемный вопрос.
- У Платонова слово – пророчество, слово - предупреждение. О чем предупреждает Платонов в своем рассказе?
Тема: Древо жизни как основа представлений человека о мире (по рассказу А.Платонова «Божье дерево»).
Цели:
- познакомить с рассказом А. Платонова «Божье дерево»;
- показать своеобразие мира человека на войне;
- совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом;
- развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения;
- способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Вступительное слово учителя.
Великая Отечественная война… О ней уже много было рассказано поэтами и писателями. Одним из них стал А.Платонов. Возможность открыть удивительный мир его произведений полностью нам представилась совсем недавно - с конца 1980-х годов. Его военная проза пронизана необыкновенным светом, хотя вся она – правдивый и неприкрашенный документ людских страданий и смертей, памятник незабытой войны.
К числу таких рассказов относится «Древо жизни» («Божье дерево», «Древо Родины») (1943 г.).
Актуализация знаний.
Работа с названием.
- Почему одно из названий рассказа «Древо жизни»?
(Дети высказывают свои гипотезы)
Выступление инициативной группы с опережающим заданием, которая подготовила презентацию «Концепт дерева» в славянской мифологии».
Основные положения выступления:
Дерево – центр всего мира, корнями обнимает землю, а ветвями держит небо;
Дерево – мотив приобщения к миру предков;
Дерево – символ памяти о прошлом, образ самой вечности;
Воплощение в Дереве представлений о пространстве и времени (хронотоп).
Анализ рассказа «Божье дерево».
- Что нового вносит Платонов в концепт «дерева»?
Ответы учеников:
Это дерево Божье, потому что оно «не похоже на другие деревья»;
Это дерево любит Бог и любят птицы: «не однажды на его стариковском веку убивала молния с неба, но дерево, занемогши немного, потом опять оживало…»
Это дерево-мать, потому что «это дерево в летнюю сушь не сбрасывало на землю своих детей – лишние увядшие листья…», оно, «ни с кем не расставалось, что выросло на нем и было живым»;
Это дерево-Родина, потому что, когда Степан Трофимов вспоминал деревню (малую родину), вспоминал и божье дерево: «Но в другой стороне, откуда пришел Трофимов, за полями и реками стояла среди ржи одна деревня… там спала сейчас в покое мать Степана и у последней избы росло одинокое божье дерево»;
Степан Трофимов - Дерево Родины: «Лист с божьего дерева родины присох к телу на груди вместе с кровью и так жил с ним заодно»;
Трофимов – защитник своей Родины (Дерево – Лист – Мать). Трофимов берет на себя функции матери: «Мать этого листика была жива и росла на краю деревни, у начала ржаного поля. Пусть то дерево родины растет вечно и сохранно, а Трофимов и здесь, в плену у врага, будет думать и заботиться о нем».
Вывод:
Дерево – Родина, Дерево – Бог, Дерево – Мать, Дерево - Защитник.
Дерево – символ консолидации русского мира перед угрозой смерти.
Образ Дерева наделен материнскими чертами и функциями, что характерно для древних, мифических верований, однако чудесная способность Дерева хранить жизнь каждого ребенка-листа выходит за пределы древних языческих представлений в христианскую народную психологию.
- Какова идея этого произведения? Для чего должен жить человек на войне?
(Человек должен любить мать, свою малую родину и защищать все, что ему дорого).
Платонов пишет на войне образ души человеческой, художественно исследует ее тайны.
- Как образ главного героя помогает Платонову подвести читателя к этой мысли?
Работа в группах.
1 группа – анализ эпизода «Прощание Степана с деревней».
При прощании Степана Дерево Родины ассоциируется с образом матери. При воспоминании у Трофимова в памяти откладываются детали (пытается запомнить образ матери, автор вводит ее подробное описание: «Отойдя немного, Степан оглянулся на родную деревню. Мать еще стояла у ворот и глядела сыну вослед; она прощалась с ним в своем сердце, но ни слез не утирала с лица и не махала рукой, она стояла неподвижно»).
Платонов показывает застывшее горе матери: «маленькая, старая, усохшая, любящая его больше всего на свете; пусть хотя бы пройдет целый век, она все равно будет его ждать и не поверит в его смерть, если он погибнет», «она прощалась с ним в своем сердце, но ни слез не утирала с лица и не махала рукой, она стояла неподвижно».
Степан испытывает боль расставания: «Издали он еще раз обернулся, но увидел только рожь, которая клонилась и покорялась под ветром, избы же деревни и маленькая мать скрылись за далью земли, и грустно стало в мире без них». Он обращается мысленно к матери: «Потерпи, я вернусь!»
2 группа – анализ эпизода «Степан Трофимов на фронте».
В эпизоде «Степан Трофимов на фронте» меняется пейзаж. Он резко противопоставлен пейзажу в эпизоде «Прощание Степана с деревней» (антитеза). Меняется все: поле ржи, деревня и т.д.
«На фронте было пустое поле, истоптанное до последней былинки, и тишина».
«Позади пустого поля рос мелкий лес, с листвою, опаленной огнем пожара и стрельбы».
«А теперь эта земля была пуста и безродна – что жило на ней, то умерло под железом и солдатским сапогом и более не поднялось расти».
Стало все теперь пустое, безродное. Трофимов увидел родную Землю искалеченной, он жалеет ее, разговаривает с ней (обращается к Родине-земле): «Полежи и отдохни, говорил пустой земле красноармеец Трофимов, после войны я сюда по обету приду, я тебя запомню и всю тебя сызнова вспашу и ты опять рожать начнешь; не скучай, ты не мертвая».
3 группа – анализ эпизода «Трофимов – воин».
Трофимов, увидя искалеченную землю, желает увидеть врага, того, кто пришел убить его, мать, землю: «У Трофимова стало томиться сердце; он хотел поскорее увидеть своего врага – того тайного человека, который пришел сюда, в эту тихую землю, чтобы убить сначала его, потом его мать и пройти дальше до конца света, чтобы всюду стало пусто и враг остался один на земле».
Трофимов убивает штыком одного, душит другого.
4 группа – анализ эпизода «Плен».
В этом эпизоде Трофимов в колодце оторвал от себя лист и прилепил его к стене. «Трофимов осторожно, не повреждая, отделил тот лист от своего тела, обмочил его слюною и прилепил к тесовой стене как можно выше, чтобы фашист не заметил здесь его единственного имущества и утешения. Он стал глядеть на этот лист, и ему было теперь легче жить, и он начал немного согреваться».
Лист стал для Трофимова утешением, он разговаривает с ним: «Я вытерплю, - говорил себе Трофимов, - мне надо еще пожить, мне охота увидеть мать в нашей избе, и я хочу послушать, как шумят листья на божьем дереве».
И для себя он принимает решение: не томиться и не жить зря: «Трофимов не хотел зря жить и томиться; он любил, чтоб от его жизни был смысл, равно как от доброй земли бывает урожай». Он решает убить врага, чтобы потом пахать землю, чтобы она рожала вновь, чтобы у него смысл был.
Вывод по уроку: Образ главного героя помогает раскрыть смысл жизни и смерти, смысл любви: любовь к матери, к Родине, к Божественному Дереву, к односельчанам.
Домашнее задание:
написать эссе на тему «Какие важные мысли утверждает А.Платонов в своем произведении?»
Тема: «Что же все-таки нужно знать солдату?» (по рассказу А.Платонова «Иван Великий»)
Цель: познакомить с рассказом А.Платонова «Иван Великий»; выявить особенности темы войны в творчестве писателя; показать своеобразие мира человека и писателя А.А.Платонова; учиться внимательно читать произведения, учитывая особенности неповторимого платоновского стиля; анализировать художественное произведение, осмысленно относиться к жизни, к прошлому страны.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя:
- Война... Само слово говорит нам о беде и горе, о несчастье, потерях и расставаниях. Именно война с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых наиболее ярко высвечиваются его основные качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных и этических проблем.
Платонов продолжает писать на войне образ «души человеческой». Ему важно показать, что русский человек и в страшные годы войны может открыть смысл жизни. Об этом рассказ «Иван Великий»
4. Постановка проблемного вопроса:
- Что же все-таки нужно знать солдату на войне?
- Какой художественный образ помогает автору ответить на проблемный вопрос, воплотить идею произведения? (Образ лошади)
- На протяжении многих веков конь был самым верным помощником человека. Без этого прекрасного животного невозможно представить повседневную жизнь многих поколений людей. Для крестьян конь был кормильцем, недаром говорили: «Конь не пахарь, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник». Для воинов он был верным другом и боевым товарищем. Подтверждением тому служит известная поговорка: « Рана коня вызывает у богатыря стон». А на Востоке разве что звезды на ночном небосводе могли сравниться красотою со статным арабским скакуном. Это красноречиво подтверждает восточная поговорка: «Рай на земле у коня на спине».
5. Опережающее задание.
Сообщения учащихся «Образ коня в фольклоре» (пословицы, поговорки, сказки, былины).
6. Анализ рассказа А.Платонова «Иван Великий»
- Какие фольклорные традиции в изображении коня продолжает в своем рассказе А.Платонов? Найдите в тексте отрывки, показывающие отношение русских солдат к лошади.
( Мы видим лошадь глазами русских солдат, у которых лошадь вызывает жалость и сострадание: «… маленькая серая русская лошадь», «…глаза полузакрыты в утомленной дремоте, плечи и холка потерты, и круп иссечен в полосы высохшей черной крови», «Брюхо лошади впало внутрь от голода и работы, всосанное оставшимся тощим телом вместо еды», «…весь скелет лошади словно уже прорастал наружу сквозь ее пораненную тягостной работой, истертую упряжью, изрубцованную кожу», «Уставшее предсмертной мукой животное брело меж пушек, бьющих встречным огнем поверх ее изнемогшего тела», «Лошадь припала на передние ноги и осталась на месте, готовая умереть», «жалко скотину», «…крестьянское сердце болело по умирающей кормилице-работнице», «Да и на войне лошадь тоже находится на деле, ей тоже есть своя обязанность: где ни одна машина не пройдет, там конь проберется рядом с солдатом», «А когда скучно и трудно солдату, он поглядит в добрую морду лошади, скажет ей: «И ты со мной терпишь? – Давай вместе до победы», - и тогда легче станет солдату», «Работать бы сполна можно на ней, если тело ей дать и ласку добавить, - у лошадей сердце большое, они все чувствуют», «Красноармейцы глядели на эту мученицу работы и войны и понимали ее судьбу», «Может быть, она еще жива, и тогда ее следует оттащить на нашу сторону, подстелив под ее тело рогожки и мешки, чтобы не навредить напрасно ее кожу о землю», «Иван взялся было за гранату, но раздумал метать: он побоялся вместе с неприятелем умертвить свою лошадь», «Мы его выходим помаленьку, пусть пока повоюет, о после войны, жив будет, на подсобную работу в крестьянство пойдет»)
Вывод: Для русского солдата лошадь по-прежнему верный помощник, кормилица, друг и боевой товарищ.
- Найдите в тексте отрывки, показывающие отношение немцев к лошади.
(«…немцы нашу лошадь замучили в обозном тягле, а теперь помирать бросили», «…бывает, что и отпрягать некогда, тогда рубят постромки, лошадь падает, и ее затаптывают», «Если уже немцы ее бросили и шкуру с нее содрали в пользу хозяйства, значит, уж загнали скотину до самых жил и жилы в ней посохли», «Ишь как скотину работой вымолотили, аж остья костей у нее наружу выступают», «Землю порвали огнем, обгадили сквозь, молочных и стельных коров под нож и на закуску поели, пахотных тягловых коней по всем дорогам замертво положили!», «В одном месте, у крестца на шее, шкура лошади была надрезана и завернута наружу, и тощая сухая кровь непрерывно сочилась оттуда… Немцы начали драть коня на шкуру, и оттого конь застонал»)Вывод: Для немцев лошадь – это нечто неодушевленное (шкура, мясо, машина для работы). Их отношение к земле, животным потребительское - «Землю порвали огнем, обгадили сквозь, молочных и стельных коров под нож и на закуску поели, пахотных тягловых коней по всем дорогам замертво положили!»
- Как вы ответите на проблемный вопрос: что же все-таки нужно знать солдату на войне?
(Именно эпизод с лошадью дал Ивану понимание чего-то важного: «…наш конь, наша земля, жалей и береги ее». В этом смысл жизни солдата на войне. «А без смысла на войне нельзя», потому что побеждает тот, у кого есть смысл на войне.)- Почему рассказ называется «Иван Великий»? Какой смысл вкладывает Платонов в это название? В чем величие Ивана?
7. Вывод по уроку.
- Какую важную мысль утверждает Платонов своим произведением?
(Надо жить, верить в жизнь, защищать Родину, спасать погибающую лошадь, работать – и «мы все тогда отдышимся…»)
Домашнее задание: эссе на тему «Особенности стиля прозы Платонова» (по рассказу «Иван Великий»).
Тема: Святость материнской любви (по рассказу А.Платонова «Взыскание погибших» («Мать»)  Цели: 
1. познакомиться с произведением А.Платонова ««Взыскание погибших» («Мать»);
2. учиться выделять главное в художественном тексте в процессе его анализа;  
3. приобщаться к православным духовным ценностям (любви, состраданию и др.).
  Оборудование урока:  
портрет А.Платонова;
икона «Взыскание погибших»;
рассказ А.Платонова «Взыскание погибших» («Мать»).
Из бездны взываю…
Священное писание.
Ход урока
Вступительное слово учителя
В годы Великой Отечественной войны А.Платонов создает литературу «вечной памяти»: «вечной славы» героев и «вечной славы всех мертвых и всех живых». В прозе этих лет кристаллизуются высшие нравственные категории: любовь и мир, семья и память, которые находят отражение в образной параллели «воин - мать».
   Одним из таких произведений является «Взыскание погибших» — это памятник незабытой войны.
Анализ произведения «Взыскание погибших»-
Ребята,  обратите внимание на название рассказа «Взыскание погибших» («Мать»). Почему автор дает двойное название рассказа?
- В каком же значении, на ваш взгляд, употреблено слово «взыскание» у Андрея Платонова?
Обратимся к толковым словарям (индивидуальное задание)
В словаре С.И. Ожегова имеются 2 значения слова «взыскание»:
 1) Взыскать, взыщу, взыщешь, взысканный что, с кого, с чего. Заставить уплатить 2) С кого-чего,  за что. Наказать, подвергнуть служебному наказанию.
- В словаре В.И.Даля  «взыскать что»:  1)отыскивать, искать; 2) С кого – строго требовать исполнения обязанности; наказывать виновного за проступки.
 Таким образом,  «взыскание» можно понимать как поиск и наказание виновного за проступки.
Все современные толкования этого слова никак не соотносятся с содержанием
рассказа, скорее всего, это устаревшее значение слова.
- В заглавие вынесено название одной из самых почитаемых икон на Руси
«Взыскание погибшим».
Попробуем разобраться, какое значение заключает в себе икона «Взыскание погибших». Что означает это название?
Сообщение подготовленного ученика об иконе «Взыскание погибших» (история появления, значение, чудеса, связанные с этой иконой).
«Взыскание погибших» - название одной из самых почитаемых на Руси иконы Пресвятой Богородицы, обладающей благодатью утешения родительской скорби, иконы отцов и матерей, молящихся о своих детях. Название говорит само за себя; Матерь Божья в своей бесконечной любви к человечеству всегда готова удостоить прощения (взыскать) и помочь тому, кто находится на краю гибели. Эти образы – символ Богородицы, которая неустанно молится о безнадежных больных. Пресвятая мать возвращает к вере людей, утонувших в пороках.
«Взыскание погибших» - икона, значение которой можно кратко описать так: это последняя надежда для того, кто впал в отчаяние и не может помочь себе сам.

- Зачем автор выносит в название рассказа название иконы? Почему Платонов
прибегает к такому приему?
(Это обращение к народным корням, утверждение нерасторжимой связи поколений и неистребимости народного духа, памяти народной).
- Какое же название более точно отражает содержание рассказа?
 ( Первое название более точно отражает суть рассказа)
Учитель. С заглавием связан эпиграф – слова мёртвых «Из бездны взываю».
Ребята, к кому и о чём взывают мёртвые?
(Мёртвые взывают к живым о том, чтобы их не забыли, о памяти.Эпиграф рассказа «Из бездны взываю. Слова мертвых», как известно, являющийся словами псалма Давида, столь часто звучащих на богослужении: Из глубины воззвах к Тебе, Господи, и услыши мя, - указывает нам на то, что рассказ есть предостережение Церкви Небесной к ныне живущим о неправедно живущих ее детях, своими грехами открывших врата смерти физической – войне – и духовной – забвению «высшей жизни»).   Учитель. Таким образом, эпиграф о памяти к живым. Как известно, любимые мотивы писателя - "свет жизни" и "память сердца", так необходимые человеку для его нравственного созревания и совершенствования. Отсюда обращение писателя к вечным, библейским темам и идеям. Красной нитью через все повествование проходит мотив памяти.
- Какое развитие получает эта тема в рассказе?
(Для матери, прошедшей «сквозь войну», живо то, чего нет, что уничтожено, а настоящее пусто и мертво. «Мать вернулась в свой дом. Она была в беженстве от немцев, но она нигде не могла жить, кроме родного места, и вернулась домой».
Героиня прошла тысячи километров ради того, чтобы вернуться в свой родной дом – на то место, где погибли ее дети. Она здесь, чтобы схоронить детей и сберечь память о них).- Но вспомнят ли о них другие? Что думает об этом Мария Васильевна?
Она знала свою долю, знала, что ей пора умирать, но душа ее не смирялась с этой
долей, потому что если она умрет, то где сохранится память о ее детях и кто сбережет
их в своей любви, когда ее сердце тоже перестанет дышать? Без детей жить незачем,
но если умрёт, некому хранить память о детях)
Вывод. Хранителем «памяти сердца» в рассказе А. Платонова является мать,
именно с ней связан потаенный (духовный) смысл этого произведения.
- Почему Платонов в начале рассказа ни разу не упомянул имя матери (только соседка использует ее имя в разговоре)?
(Мать – это Вселенский образ, обобщающий образ всех матерей во время войны.Таких матерей, которые прошли войну и потеряли близких, много)- Что сближает образ матери со всеми матерями мира?
- Какие приемы и средства использует Платонов, рисуя образ матери?
(отсутствие портрета)
- Почему автор не включает в повествование портрет?
- Прочитайте, какой описана мать в этом рассказе? Что подкупает читателя в образе матери?
(Она шла по полям, тоскующая , простоволосая, со смутными, точно ослепшими
глазами … потому что горе её было вечным и печаль неутолимой – мать утратила
мертвыми всех своих детей… На своём пути она встречала немцев… они ужаснулись
вида человечности на её лице… В жизни бывает смутный отчуждённый свет на лицах
людей…)
- Что стало с её детьми?
Дети умерли для всех. Но не могут умереть в её сердце и всё зовут – зовут её откуда-то:
то ли из-под земли, то ли с неба – взывают к её памяти и любви.
- Почему ей удаётся беспрепятственно пройти в тыл врага и никто не трогает её по
дороге?
- Как вы поняли слова: враги «ужаснулись вида человечности на её лице»?
(Преступления и убийства, творимые фашистами, не совместимы со званием человека, и, если он вступает на этот страшный путь, он теряет человеческое лицо и
приобретает повадки Зверя. «Вид человечности» на лице горестной старухи будит
уснувшую душу, и это страшит врагов, которые чувствуют в усохшей женщине
неизвестную силу – силу, способную победить смерть).
- Почему горе вечное, печаль неутолимая, свет отчуждённый?
(Сроднилась с женщинами, потерявших своих детей, связь через поколения с другими женщинами. Исправить уже ничего нельзя, зло убило её детей, и она осталась одна, зло убило тело, но не душу. В Библии это образ Богородицы)Что общего в судьбе Матери и Богородицы?
(Сообщение ученика. «Образ Богоматери в Библии».
Ученики сравнивают судьбу Марии Васильевны и Богородицы.
Вывод. Итак, образ Матери олицетворяет простую русскую женщину, которая
потеряла детей, это образ житейский; образ Богородицы – образ женщины всех
времен и народов).
- Когда мать умирает, свет памяти подхватывает красноармеец. Что он понял,
пережил, увидев на могиле мёртвую женщину? Как вы понимаете его слова?
Понял, что она умерла от горя, оплакивая родных, скорей всего детей. Всем сердцем
ощутил её боль и страдание, представив на миг собственную мать – горе чужой
незнакомой женщины сделалось его горем, и она стала ему родной и близкой.
Она умерла, теперь красноармеец может сохранить память о ней.
Значит, нить памяти не оборвана; её подхватил безымянный солдат, восстановив связь
поколений и связь погибшей семьи со своим народом. Смерть бессильна перед стремлением людей к единению, к продолжению жизни и перед памятью!
Чем является беспамятство для народа?
 ( Беспамятство – болезнь с необратимыми последствиями, так как порождается зло).
Можем ли мы сказать, что сегодня мы живём той самой «высшей жизнью», о которой думал солдат?
- «Взыскали» ли живые всех погибших во время войны?
- Какую роль в рассказе играет библейская лексика?
(Помогает расширить Время и Пространство до космических и вселенских масштабов)
- Какие библейские мотивы звучат в рассказе?
(Ученик. Мотивы – возвращения, покаяния, сострадания, смирения, терпения и др.
Ученик. Платонов поднимает вечные вопросы бытия: вопросы жизни и смерти, любви и ненависти, вечности и скоротечности жизни т.д.)- Как решается в рассказе тема Времени и Пространства? Как Платонов
переходит от повествования о личном к повествованию об общем?
(Время – всю войну прошла, Пространство - «сквозь войну прошла»)О каких православных духовных ценностях говорит Платонов в своем рассказе?
(Дом - семья- мать - дети – мир – душа. Платонов приходит к мысли, что хотя ценности во время войны разрушены, «память сердца» хранит основы духовности русского народа)  - Можем ли мы сказать, что сегодня живём той самой высшей жизнью, о
Которой думал солдат, что взысканы погибшие? Бережём ли мы память о
жертвах и героях Великой Отечественной войны?
   Домашнее задание. Сочинение «Семейный альбом как хранитель памяти»