Методические рекомендации при написании сочинения по русскому языку егэ
Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по русскому языку (часть С)
1) Этапы работы над сочинением в формате ЕГЭ учетом его специфики:
понимание исходного текста,
особенности сочинения-рассуждения,
определение жанрового своеобразия,
рассмотрение композиционных частей сочинения и способов их раскрытия.2) Обучение работе над сочинением с использованием эпизодов из художественных произведений в качестве исходных текстов на практике.При рассмотрении этапов работы над сочинением особое место уделяется пониманию исходного текста и извлечению из него информации. Учитывая жанровое своеобразие выпускной работы, предлагается единая композиционная схема, которая должна помочь учащимся написать сочинение по критериям. В качестве практического закрепления теоретической части предлагаются варианты работы над исходными текстами, взятыми из программных художественных произведений.Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка с целью подготовить учащихся более качественно и эффективно к ЕГЭ по русскому языку (части С). Можно использовать также из работы отдельные схемы, клише, памятки, словарик терминов в качестве справочного материала для учащихся и записать их в тетради для подготовки к ЕГЭ. Такие «шпаргалки» помогут справиться с поставленной задачей даже слабому ученику.Особенности работы над экзаменационным сочинением«Сочинение – вид письменной школьной работы, изложение своих мыслей, знаний на заданную тему»,- такое определение дается в Толковом словаре русского языка Ожегова С.И. и Шведова Н.Ю. Традиционно выпускники писали творческие работы на литературную тему разных типов: сочинение-анализ лирического произведения; сочинение-рецензию; сочинение, посвященное роли эпизода в литературном произведении и другие.Сочинение в формате ЕГЭ (часть С) во многом отличается от традиционных вариантов и вызывает сложность не только у выпускников, но и некоторых учителей русского языка и литературы. Понимание исходного текстаПервый этап работы над частью С по русскому языку – понимание исходного текста. А тексты зачастую неоднозначные: одни сложнее, другие более прозрачные и понятные для восприятия. Экзаменуемый задается вопросами: «Какова тема текста? Какую проблему затрагивает автор? Какова авторская позиция? Как написать сочинение?» С целью помочь выпускнику можно предложить алгоритм для понимания исходного текста:
О чем говорится в тексте? (Тема текста).
Какие вопросы рассматривает автор? (Проблематика исходного текста).
Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? (Основная проблема текста).
4. Как автор отвечает на поставленные вопросы? С какой целью он написал текст? (Позиция автора и его отношение к основной проблеме исходного текста).При понимании исходного текста публицистического стиля нужно научиться извлекать информацию, которая может содержать определенные факты или раскрывать позицию автора, систему его взглядов на определенные стороны жизни. В текстах художественного стиля информация скрыта, завуалирована автором при помощи изобразительно-выразительных средств (художественной детали, оценочной лексики, тропов и др.). Без правильного «вычитывания» этих информаций нельзя понять содержание текста и написать сочинение.Особенности сочинения-рассужденияСочинение в формате ЕГЭ является по типу речи рассуждением. «Рассуждение – это словесное изложение, подтверждение какой-либо мыслиРассуждение – очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.Как строится текст-рассуждение и каковы требования к его построению? В нем обычно выделяются три части: 1) тезис (высказывается какая-то мысль); 2)доказательство (или опровержение) этой мысли, то есть аргументы, сопровождаемые примерами; 3) вывод, или заключение.Важно, чтобы в текстемежду тезисом и аргументамиустанавливалась логическая и грамматическая связи. Логическая связь – это связь смысловая: все приводимые факты должны быть убедительны для каждого и подтверждать именно выдвинутый вами тезис, а не что-то другое. Факт – самое серьезное, самое бесспорное доказательство. Для грамматической связи между аргументами, а также между тезисом и аргументами нередко используются такие слова: во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, таким образом.В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами: однако, хотя, несмотря на, потому что, так как.»1 Навыки написания сочинения-рассуждения должны быть сформированы у учащихся. Композиция сочиненияПри написании сочинения в формате ЕГЭ нужно строго соблюдать критерии (К1-К12), чтобы набрать максимальное количество баллов. В этом сложность и простота работы. Мало демонстрировать красивый слог, умение рассуждать и грамотность - важно соблюдать все критерии, что требует строгой композиции. Однако в этом и есть выигрышность сочинения, потому что писать по определенному алгоритму гораздо легче и не требует особого творческого вдохновения и таланта. Предлагаю следующую «шпаргалку» для работы над сочинением в формате ЕГЭ:Композиция сочинения (часть С)
Вступление:
- сообщение по теме (или)- сообщение об авторе (или)- вопросно-ответное единство (или)- риторический вопрос.
Формулирование основной проблемы исходного текста.
(Нельзя подменять проблему исходного текста темой; нельзя называть несколько проблем, поднятых автором в тексте).Задача: выбрать одну из проблем и четко ее сформулировать
Комментарий проблемы.
Задача: растолковать проблему, сказав об отношении общества к ней; определить ее актуальность и степень важности и так далее.
Формулирование позиции автора, комментирование позиции.
Задача: понять мнение автора относительно выделенной проблемы.
Изложение собственного мнения, коммуникативный замысел.
Задача: одобрить или не одобрить позицию автора, выразить солидарность или несолидарность; сформулировать собственную позицию по проблеме в виде тезиса, который нужно аргументировать.
Аргументация тезиса – доказательство справедливости собственной мысли.
Задача: подобрать не менее двух аргументов, доказывающих справедливость тезиса; прокомментировать аргументы, сделав определенный вывод.
Заключение:
- нравственный вывод (или)- призыв (или)- пословица-вывод (или)- афоризм (или)- пожелание на будущее.Однако эта «шпаргалка» будет полезна только тем выпускникам, которые понимают значения терминов, используемых в алгоритме. Для отдельной категории учащихся полезно заглянуть в словарь.«Небольшой словарь терминов, используемых в критериях оценивания ответа на задание части САргумент – довод, основание, суждение (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.Аргументировать - приводить доказательства, аргументы.Исходный текст – текст, предложенный экзаменуемому для анализа.Идея авторская – главная мысль текста, отражающая отношение автора к изображаемому.Комментарий проблемы – толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.Коммуникативный замысел – попытка экзаменуемого изложить свою точку зрения на информацию, содержащуюся в исходном тексте (коммуникативная компетенция – способность к речевому взаимодействию в различных сферах общения).Мнение – собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд, точка зрения.Проблема исходного текста – основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. Внимание! Проблем (вопросов) может быть несколько.Проблематика – совокупность вопросов (проблем), поставленных автором в тексте.Позиция автора – отношение создателя текста к поднятой проблеме, героям и т.д. (иначе говоря, это то, что думает обо всем этом автор, как он сам отвечает на поставленные вопросы).Фоновый материал – материал, который экзаменуемый использовал для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события; цитаты; примеры из собственной жизни и т.д.).Фактологическая точность- отсутствие фактических ошибок в фоновом материале.Формально заявленное мнение – бездоказательное мнение («Я согласен / я не согласен с автором»).Формулировка проблем исходного текста – определение основных вопросов. Поставленных автором в тексте.Этика – учение о нравственности, о правилах поведения человека.Корректность – вежливость, тактичность, учтивость.Этически корректно сформулировать свое мнение – деликатно, тактично, соблюдая нравственные нормы и принципы, изложить свою точку зрения по проблеме, поставленной автором текста (согласиться или не согласиться0.Этически некорректно сформулировать свое мнение – выразить его неделикатно, в грубой форме»3. Вступление и заключение Некоторые ученики считают, что вступление и заключение не нужны при написании сочинения в формате ЕГЭ, потому что в критериях оценивания они не оговорены. Но это неверно. Хотелось бы напомнить критерий (К5): 2 балла – «Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;- в работе нет нарушения абзацного членения текста». Отсутствие вступления и заключения в работе приведет к разрушению «смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения».Сложнее всего написать вступление, потому что сочинение еще не написано. Для выпускников необходимо запомнить несколько форм вступлений, потренироваться в их использовании в различных тренировочных работах.Формы вступлений1) Вступление может вводить в тему текста: в 1-2 предложениях рассказать, о чем говорится в тексте.2) Можно рассказать об авторе текста при условии, если что-либо известно о его биографии. Здесь важно не допустить две грубые оплошности: во-первых, не увлекаться историей жизни писателя, даже если она известна вам хорошо. Помните, что вступление может быть не более трех предложений! Во-вторых, не придумывать «биографию» автору, надеясь, что экзаменатор ее тоже не знает. Будет допущена грубая фактическая ошибка и потерян балл.3) Форма вопросно-ответного единства тоже может быть одним из видов вступления. В этом случае в виде вопроса должна быть озвучена проблема исходного текста, а в виде ответа – тезис, который необходимо доказать.4) Ряд риторических вопросов, созвучных теме или проблеме текста, сделает вступление к сочинению более эмоциональным и выразительным.5)Вступление может состоять из ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциации в связи с проблематикой текста.6) Можно начать сочинение с цитаты, пословицы, поговорки, которая должна либо содержать основную мысль текста, либо затрагивать проблему. Однако при неправильном цитировании можно допустить фактическую ошибку и потерять балл ( К12).Существуют и другие формы вступлений: описательное утверждение, иллюстрация какого-либо факта основной мысли или проблемы текста, использование ключевого слова. При написании вступления важно помнить, что оно должно быть небольшим, выразительным, логически и грамматически связанным с основной частью.Формы заключенийЗаключение - важная часть в сочинении, оно создает целостность, завершенность работы. 1) Один из распространенных видов заключения – нравственный вывод, урок, который должны извлечь читатели исходного текста, если его автор поднимает общественно значимую проблему. 2) Если в тексте рассматривалась проблема философского характера, то финал работы может быть открытым и передавать только личное впечатление. 3)Яркое сравнение или пример, подводящий итог рассуждениям также могут быть в качестве заключения. 4) Пословица или удачная цитата могут быть использованы в качестве заключения, но обязательно прокомментированы. Во избежание фактической ошибки нельзя искажать цитату.Следовательно, роль вступления и заключения значительна. Чтобы не испытывать затруднений при их написании, нужно выработать навыки. Можно использовать один или два варианта на различных текстах, если эти варианты более удачны.