Урок МХК 9 класс. Тема: История кинематографа


Художественная культура. 9 класс.
Тема: История кинематографаЦели урока:
формирование представлений о понятии кинематограф
познакомить учащихся с историей развития кинематографа, вызвать интерес к достижениям мировой культуры.
проанализировать условия и причины возникновения кинематографа
Задачи:
Образовательная – ознакомить учащихся с историей кинематографа.
Развивающая – формировать навыки анализа произведений мировой художественной культуры;
- развивать мышление, память, образное мышление.
Воспитательная - способствовать развитию эстетического восприятия киноискусства.
Оборудование:  презентация «История кинематографа», кроссворд, фрагмент из кинофильма «Огни большого города».
Эпиграф:
«…страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных. Уж не намёк ли это на жизнь будущего? Что бы то ни было - это расстраивает нервы. Этому изобретению, ввиду его поражающей оригинальности, можно безошибочно предречь широкое распространение».
М.ГорькийХод урока
1. Организованный момент
2. Изучение нового материала
Учитель:
Если глаза это зеркало души, то кинематограф это зеркало нашей жизни. С момента появления кинематографа появилась возможность видеть зеркальное отображение истории. Кинематограф сохранил в себе и передал миллионам людей практически все моменты нашей истории.
Но мало кто задаётся вопросом: «А какова же история кинематографа?» Историю появления и развития кинематографа мы сегодня и узнаем.
-Кто может назвать имя человека, который изобрел кинематограф?
-Как назывался первый фильм?
-Кого считают «королем немой комедии»?
Своим появлением в мире кинематограф произвел настоящий фурор. Его считали настоящим чудом, началом новой эпохи в истории человечества. Движущиеся картинки вызывали бурю эмоций у представителей абсолютно всех слоёв общества. У кого-то восхищение, у кого-то удивление, а у кого-то даже страх.
Давайте, мы прочитаем эпиграф к нашему уроку (учащиеся читают эпиграф)
Что вы думаете об этих словах о киноискусстве. Как мы можем убедиться, Горький был прав, кинематограф получил чрезвычайно широкое распространение
Сегодня сложно представить, что в момент своего появления кинематограф не имел ничего общего с искусством и являл собою диковинное техническое изобретение, предназначенное для показа на вертикальном белом экране фотографических снимков в движении, даже изобретатели аппарата «Синематограф» братья Огюст и Луи Люмьер не предполагали, что их детище ожидает такое великое будущее.
Создание аппарата для съемки и проецирования «движущихся фотографий» братьями Луи и Огюстом Люмьер в 1895 г. положило начало успешному развитию кино в XX в. Первый фильм « Прибытие поезда». За сто с небольшим лет кино достигло потрясающих успехов, стало одним из популярных и любимых искусств, своеобразным символом XX в.
На нашем уроке мы обратимся лишь к знаменательным вехам в истории киноискусства XX в., выдающимся именам и шедеврам мирового кино.
Учащиеся-историки рассказывают о первых шагах кинематографа (слайды 3-10). На первом сеансе братьев Люмьер (слайд 2) присутствовал человек, который поверил в будущее кинематографа гораздо больше, чем его первооткрыватели. Этим человеком был фокусник и иллюзионист Жорж Мельес. Именно он сделал следующий шаг в истории киноискусства. Получив отказ братьев Люмьер на приобретение их киноаппарата, он вскоре по собственным чертежам заказал камеру и приступил к производству фильмов с короткими бытовыми сценками. Очень скоро он понял возможности нового зрелища и значительно расширил их, используя свой талант иллюзиониста. Его главное открытие — эффект «стоп-кадра». Одним из первых Мельес сделал попытку перейти от черно-белого к цветному кино. С помощью обыкновенной кисточки он кропотливо, раскрашивал все пленку, он даже попробовал создать звуковое кино: записал синхронно голос певца на валик фонографа. Очень скоро фильмы Мельеса перестали пользоваться спросом. В дальнейшем кино пошло по пути объединения достижений братьев Люмьер и Жоржа Мельеса.
Вопросы учащимся:
Почему изобретения первых режиссеров не получили дальнейшего развития?
С какими проблемами пришлось столкнуться братьям Люмьер, Мельесу ?Учитель:
Столкнувшись с большими проблемами развитие кинематографа, не остановилось, потому что уже по первым шагам было понятно, что за этим видом искусства будущее.
Учащиеся-историки о Великом немом (слайды 13-19):
(слайд 15).«Бронено́сец „Потёмкин“» — немой художественный фильм, снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в1925 году. Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики.году.
Величайшим открытием немого кино стало творчество «короля комедии» Чарльза Спенсера Чаплина (слайд 15). С первого же появления на экране в 1915 г. он покорил сердца зрителей. Блистательный успех Чарли Чаплина был определен сочетанием трагического и комического, серьезного и смешного, реальности и фантастики. На экране он создал образ «маленького человека» с печальными глазами, в узком коротком пиджаке и широких штанах, потрепанной шляпе-котелке и с гибкой тросточкой в руках. С помощью великолепных мимики и жестов он мог передать широчайший спектр человеческих переживаний, сделать смешной любую, даже самую серьезную, ситуацию.
Просмотр фрагмента фильма «Огни большого города».
Выдающийся мастер немого кино, Чарли Чаплин с болью переживал наступление эры звукового кино. Но остановить ход истории и развития техники уже было не в его силах.
Мэри Пикфорд.Знаменитая кино- и театральная актриса канадского происхождения, соосновательница кинокомпании United Artists. Легенда немого кино. Обладательница премии «Оскар» (1930). Прославилась в амплуа девочек-сорванцов и бедных сироток и лишь в последние несколько лет карьеры перешла на «взрослые» роли. Снялась примерно в 250 фильмах.
Вера Васильевна Холодная   —российская актриса немого кино.Точно неизвестно, в каком количестве фильмов она снялась. В различных источниках указывается пятьдесят  и восемьдесят фильмов.
Марлен Дитрих родилась 1901 года в Берлине. После успеха в фильме «Голубой ангел», в феврале 1930 года Марлен Дитрих подписала контракт с голливудской кампанией «Парамаунт» и 1 апреля 1930 года, в день премьеры «Голубого ангела», покинула Берлин. Шесть фильмов, которые она сняла в Голливуде, принесли ей всемирную известность. 9 июня 1939 года Марлен Дитрих получила американское гражданство. Последний фильм, где появилась Марлен Дитрих «Красивый жиголо — бедный жиголо» был снят в 1978.
С киноэкранов звук зазвучал еще на рубеже 20—30-х годов. У зрителей, привыкших к титрам, к комментариям специальных актеров за экраном, к музыке таперов или целых оркестров, сопровождавших демонстрацию фильма, появилась возможность услышать живой звук, синхронно звучащую с игрой речь актеров.
Первый звуковой фильм «Певец джаза» был снят в Америке в 1927 г.
Огромные прибыли от проката положили начало массовому выпуску звуковых фильмов.
Вопросы учащимся:
Почему звуковое кино вытеснило немое кино?
Как вы считаете, почему кинематограф становиться очень быстро самым популярным видом искусства XX века?
3. Рефлексия.
Решение кроссворда на тему: «Кинематограф»


Кроссворд по теме « История развития кинематографа»
По горизонтали:
1.Вид искусства
2.На чем снимали первые фильм
3.Кто изобрел кинематограф
По вертикали:
1.Режиссер снявший фильм «Броненосец Потемкин»
2.Певый фильм назывался « Прибытие ….»
3. .Актер-комик немого кино