Урок математики Связь действий сложения и вычитания
КГУ «ОСШ № 32» г. Темиртау
учитель начальных классов
Реберг О.М.
Математика.
Тема: Связь действий сложения и вычитания.
Задачи:
показать детям взаимосвязь между сложением и вычитанием, учить составлять четвёрки примеров;
закрепить знание состава чисел 2–8;
воспитывать интерес к математике
Оборудование: карточки с цифрами, знаками, счётные вееры, геометрические фигуры, интерактивная доска.
Ход урока
1. Организационный момент
Один, два, три, четыре, пять,Я хочу успешным стать.Буду я стараться,Будет получаться!
2. Интеллектуальная разминка
Куда несут посылки? Что чистят дважды в день? Слуховой аппарат человека-это Какое сегодня число? Какая Медведица живёт на небе? Кто развалил теремок? Какую рыбу поймал Емеля?
3. Устный счёт
3.1. Задача в стихах
Внуку Шуре добрый дедДал вчера 7 штук конфет.Съел аж 2 конфеты внукСколько же осталось штук? (5)
Полезны ли конфеты? (нет, от них болят зубы)
3.2. Счёт от 5 до 12, от 17 до 8, от 10 до 20, по 2 от 2 до 14, по 5 от 5 до 25, по 10 от 10 до 60 (дети считают хором, по одному)
3.3. Игра «Заселяем домики»
(К доске выходят по 2 ученика, заселяют домики с числами 3,4,5). Пока идёт работа в парах, остальные решают логические задачи.
3.4. Логические задачи
По небу летели воробей, ворона, стрекоза, ласточка, шмель.
Сколько птиц летело? (3)
На тарелке лежало 6 пирожных, 2 из них разрезали пополам.
Сколько пирожных стало? (6)
Ребята, проверим работу в парах (дети рассказывают о составе чисел 3, 4, 5)
3.5. Игра «Молчанка»
(ответы дети показывают при помощи счётных вееров)
первое слагаемое 2, второе слагаемое 4. Значение суммы(6)
8 уменьшить на 3 (5)
уменьшаемое 10, вычитаемое 6. Значение разности(4)
2 увеличить на 8 (10)
найти разность чисел 6 и 5 (1)
показать соседей числа 15 (14 и 16)
показать предшествующее число числу 20 (19)
показать последующее число числу 9 (10)
4. Изучение нового материала
4.1. Игра «Числа-перебежчики»
К доске выходят 3 команды по 5 человек, им выдаются карточки с числами и знаками. Составьте равенства на сложение (карточки в руках)
2+1=3 2+3=5 1+3=4
Нужно числам «перебежать» так, чтобы получились другие равенства
1+2=3 3+2=5 3+1=4
Каким правилом мы пользовались? (о перестановке мест слагаемых)
4.2. Работа в тетрадях на печатной основе с.42 № 2
Вспомним, с какими числами работала 2-я команда, какие равенства они составили, запишем в тетрадях и на доске:
2+3=5 3+2=5
А теперь, используя эти числа, составьте равенства на вычитание:
5–2=3 5–3=2
Какие числа мы использовали, какие знаки? Мы составили 4 верных равенства (4-ки примеров), зная состав числа 5.
5. Физминутка (интерактивная доска)
6. Работа над изученным материалом
6.1.Геометрический материал
(на доске круг с числом 1, треугольник с числом 3, квадрат с числом 4)
Назовите геометрические фигуры, почему так назвали треугольник и квадрат?
Назовите фигуру с наибольшим числом (квадрат). Используя эти три числа (1,3,4), составим 4 равенства (работа у доски и в тетрадях)
1+3=4 4–3=13+1=4 4–1=3
6.2. Физминутка
Написать подбородком в воздухе числа от 1 до 5
6.3. Работа в тетрадях с.42 № 3
Письмо цифр 1 2 3 4 5, 5 4 3 2 1.
В каком порядке расположены числа?
6.4. Работа по учебнику
задание № 4. Назвать адреса жильцов
6.5. Работа над составом чисел
(самостоятельно в тетрадях с.42 № 4), проверить какие кораблики не раскрасили?
7. Итог урока
Сегодня на уроке мы научились:
составлять 4-ки примеров на основе связи действий сложения и вычитания,
зная состав числа, можно составить 4-ку примеров.
15