Урок изобразительного искусства раздела «Орнамент». «Орнамент. Рисование геометрического орнамента в полосе».
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова
Санкт-Петербурга
Проектирование урока изобразительного искусства раздела «Орнамент».
Тема: «Орнамент. Рисование геометрического орнамента в полосе». Тип урока: практикум.
УМК «Школа России».
1 класс, урок 45 минут.
Чекмезова Мария Леонидовна
Санкт-Петербург
1. Методы обучения:
1. Рассказ с использованием наглядных пособий (пассивный метод). 2. Беседа (активный метод).3. Демонстрация.4. Инструктирование (смешанное).5. Практическая работа.
2. Средства обучения:
1. Презентация;2. Наглядный материал (платок, посуда, игрушки);3. Готовый нарисованный геометрический орнамент;4. Подготовленные геометрические фигуры.
3. Материалы, инструменты, приспособления для учащихся:
1. Белая бумага, формат А4;2. Простой карандаш;3. Гуашь;4. Кисточка для краски;5. Стакан для воды;
4. Предварительная подготовка:
1. Составить презентацию;2. Вырезать из картона фигуры.
5. План урока с учётом времени:
1. Организационный момент: 1 мин.2. Объявление темы и постановка цели урока: 2 мин.3. Объяснение нового материала: 8 мин.4. Анализ рисунка: 5 мин.5. План работы: 1 мин.6. Практическая работа: 20 мин.7. Выставка работ: 3 мин.8. Уборка рабочего места: 1 мин.9. Подведение итогов, рефлексия: 2 мин.
Ход урока.
1.Организационный момент:
Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку!
2. Объявление темы и постановка цели урока:
Посмотрите, что изменилось в нашем классе? Что вы видите интересного?
Появились разные предметы, красиво раскрашенные.
Правильно. Вы видите: платок, игрушки, посуду. А чем же они так привлекательны?
Рисунком, узором.
Молодцы. Сегодня мы узнаем, что такое орнамент, его виды и научимся рисовать геометрический орнамент в полосе.
3.Объяснение нового материала:
Рассказ сопровождается показом слайдов:
Слайд
Беседа/рассказ/
Беседа:
Давайте посмотрим на эти рисунки. Что вы видите?
-Рисунки, узоры.
Из каких элементов состоят узоры?
-Из листочков, линий, ромбов, кругов, квадратов.
А как они расположены?
-Они повторяются.
Все четыре рисунка на слайде - это орнаменты.
Попробуем сформулировать определение.
-Орнамент – это узор, из деталей, которые повторяются.
Молодцы!
Итак, орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Рассказ:
Орнамент используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения. Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.
Сегодня я познакомлю вас с двумя видами орнамента.
Беседа:
Посмотрите на следующий слайд.Что вы видите?
-Орнамент.
Из каких элементов он состоит?
-Из листиков.
Правильно. А листья – это у нас часть чего?
-Растения.
Значит, этот вид орнамента называется – растительным, он состоит из листьев, цветов, плодов.
Беседа:
Посмотрите, это тоже орнамент.
-Да!
Чем он отличается от растительного орнамента?
-Он без растений.
Верно. А из каких элементов он состоит?
-Из геометрических фигур.
Молодцы! Какие геометрические фигуры вы видите?
-Круг, треугольник, овал.
Какой мы сделаем вывод? Как называется этот орнамент?
-Геометрический!
Итак, орнамент, состоящий из геометрических фигур, точек и линий, называется геометрическим.
4.Анализ рисунка:
Сегодня я для вас приготовила вот такой рисунок. Посмотрите. Как мы можем его назвать?
Орнамент.
Из чего он состоит?
Из геометрических фигур.
Из каких?
Круг и квадрат, треугольник.
А в чём находятся эти фигуры?
В полоске.
В чём особенность этого рисунка?
Фигуры повторяются.
Сделаем вывод, что это геометрический орнамент. Где его можно встретить?
На одежде, посуде и т.д.
Сегодня вы научитесь рисовать геометрический орнамент в полосе. В будущем, вы сможете использовать такой орнамент для украшения своих поделок из бумаги, вышить такой узор на ткани, расписать какой-нибудь предмет.
5. План работы над рисунком:
Посмотрите на доску и прочитайте план нашей с вами работы.
а) Составление рисунка орнамента из геометрических фигур;
в) Раскрашивание орнамента красками.
6. Практическая работа:
1) Возьмите лист бумаги. Положите лист горизонтально, сложим его пополам для этого потянем нижний край лист к верхнему - соединим, прогладим линию сгиба от центра к краям (показ учителем приема работы). Получилась основа вашего орнамента, полоса.
2) Давайте рассмотрим все виды геометрических фигур, которые вы можете использовать в составлении орнамента? Посмотрите на примеры: (можно развесить на доске или показать на компьютере).
-Можно использовать разные линии, полукруг, прямоугольник и т.д
Какие условия должны соблюдаться в составлении орнамента?
-Повторение и чередование элементов.
Обратите внимание, что орнамент должен располагаться в полосе!
Молодцы! Теперь, чтобы нам потренироваться, мы поиграем в игру. Разделитесь на три команды. Каждая команда должна составить из вырезанных фигур орнамент в полосе, на доске. Вам даётся 1 минута. Начали!
Давайте проверим. Какие вы молодцы! Посмотрите, все орнаменты верно составлены?
-Нет! У второй команды все фигуры разные, они не повторяются.
3) Теперь каждый самостоятельно должен придумать и нарисовать геометрический орнамент в полосе.
4) Все понравились? Молодцы! Теперь возьмите краски и кисточки и раскрасьте свои орнаменты.
Обращаю ваше внимание на то, что в вашей работе должны быть соблюдены правила орнамента, элементы не должны быть огромными, или наоборот слишком мелкими, диаметр круга не более 2 см, ширина квадрата не более 4 см, раскрасьте орнамент яркими цветами, не забудьте раскрасить фон.
7. Выставка работ учащихся:
Давайте развесим наши работы на доске!
Давайте внимательно посмотрим на ваши работы, какая вам нравится больше всего? Чем?
Нравится работа ученика N, она яркая!
Посмотрите, все работы выполнены правильно? Везде ли соблюдены правила орнамента?
На работе ученицы M рисунок не повторяется.
8.Убока рабочего места:
Ребята, наведите порядок на своих рабочих местах.
9. Итоги урока, рефлексия:
Довольны ли вы своей работой? Чему вы сегодня научились? Что узнали для себя нового? Получилось ли то, что вы хотели? На что следует обратить внимание? Что получилось особенно удачно? Можете ли вы сами назвать свои ошибки? С каким настроением вы работали? Хочется ли вам сделать ещё что-нибудь подобное?
Все сегодня отлично постарались! Молодцы!
КАРТА УРОКА
Тема:
«Орнамент. Рисование геометрического орнамента в полосе».
Цель:
Познакомить с понятием «орнамент», учить составлять композицию геометрического орнамента в полосе.
Конкретизация главной дидактической цели по уровням познавательной деятельности (задачи урока) в когнитивной (образовательной) области.
Уровни познавательной деятельности
Содержание (формулировка задач урока)
Задания, выполнение которых решает поставленные задачи
Знать
1.Что такое орнамент, виды орнамента: растительный и геометрический.
2.Знать из чего состоит и как рисовать геометрический орнамент в полосе.
4. Как составить орнамент.
1.Слушание учителя, просмотр презентации.
2. Беседа.
4.По инструкции учителя нарисовать свой орнамент.
Понимать
1.Чем отличаются виды орнамента.
Где можно увидеть орнамент, для чего его используют сейчас и раньше. Где можно использовать его в будущем.
1.Слушание учителя, презентация.
2. Беседа.
Применять
1.Нарисовать свой геометрический орнамент.
2.Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы.
3. Составление орнамента в команде.
4. Применять правила орнамента в практической работе.
1.Выполнение практического задания.
2. Беседа.
3. Игра.
Анализировать
1.Из чего состоит изделие, из каких предметов.
1.Анализ изделия учителя.
Синтезировать
1.Способность совместить все навыки составления геометрического орнамента воедино.
Составление орнамента, придумывание орнамента, раскрашивание орнамента, представление своей работы на выставке.
Оценивать
1.Правильно ли выполнено задание у себя и других.
2.Где допущены ошибки.
Выставка и обсуждение работ.
Самоанализ проекта урока изобразительного искусства
Критерии анализа
Анализ
баллы
Связь темы урока с разделом методики преподавания изобразительного искусства в начальных классах
Тема связана с разделом методикой изобразительного искусств «Орнамент», так как предполагает проектирование урока по изучению понятия «орнамент» и исполнению рисунка с геометрическим орнаментом.
0,5
Реализация деятельностного подхода
На уроке осуществляется деятельностный подход на примере таких заданий, как составление, придумывание и раскрашивание геометрического орнамента на этапе практической работы. И на примере таких вопросов, как анализ готового рисунка, на этапе анализа рисунка учителя и анализа рисунков одноклассников.
1
Отбор методических приёмов на каждом этапе урока обучения в соответствии со спецификой учебного предмета и УМК
На этапе постановки цели использовался приём поиска, он способствует развитию мышления. На этапе анализа изделия используется приём пошагового разделения изделия, это способствует тому, что дети учатся видеть не только целое, но и разделять предмет на части, видеть его состав. Этап составления орнамента, способствует развитию пространственного мышления. На этапе практической работы, приём индивидуальной работы, способствующий проявлению личности ребёнка и его персональных предпочтений. На этапе выставки работ, приём коллективного обсуждения, активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Учтены следующие особенности УМК «Школа России»: ребенок должен шаг за шагом открывать многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющих всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения. Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса;
2
Выбор форм организации продуктивной деятельности
На уроке осуществлялась совместная продуктивная деятельность: способность обсуждать и оценивать свою работу и работу других; индивидуальная деятельность: формировалась способность выразить свою фантазию в составлении орнамента, в выборе цветов.
0,5
Общее количество баллов: максимально – 4 б. фактически - ________
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215
Canon Inc.
·
·
·
·
·sRGB v1.31 (Canon)
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Proof Setup