Консультвция для педагогов Музыкотерапия, как средство сохранения эмоционального благополучия
Халикова В.Ф.
педагог- психолог МБДОУ детского сада №169
г.Ульяновск
Музыкотерапия, как средство сохранения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
В последние годы в дошкольные организации поступает все больше детей, в поведении которых отмечаются эмоциональные нарушения. К нарушениям у детей дошкольного возраста относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т.д [ 1, с.8].
Основными методами, позволяющими выявить особенности эмоционального развития, считается наблюдение, беседа и применение специальных диагностических методик. По результатам полученных данных проводится работа по коррекции выявленных нарушений.
Особенно ценным является то, что коррекционно-развивающая работа с детьми проводится в интересной игровой форме, что создает особую атмосферу. Для этого используются:
- развивающие игры (игры-драматизации, сюжетно-ролевые, игры на развитие навыков общения);
- упражнения (на мышечную релаксацию, на развитие психомоторики);
- этюды;
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- сочинение историй;
- беседы;
- моделирование и анализ заданных ситуаций;
- слушание музыки;
- рисование.
Чем больше органов чувств, принимают участие в восприятии материала, тем больше впечатлений получает ребенок, тем прочнее они сохраняются в сознании и потом легче вспоминаются. Применение музыки в работе педагога- психолога способствует лучшему достижению результатов.
Музыкальная терапия — это древняя и естественная форма психологической коррекции эмоциональных состояний.
Анализируя основы психокоррекционной работы с детьми, многие авторы [2, с.32] отмечают, что в дошкольном возрасте одним из наиболее эффективных средств сохранения эмоционального благополучия является музыкотерапия. Музыкальное сопровождение во время совместной деятельностью с детьми помогает настроиться на содержание того или иного эмоционального этюда, изобразительной деятельности, психогимнастики, действие которых развивается затем на фоне музыки[5,с.142]. Звуки природы помогают создать в воображении ребенка мысленную картинку, которую ребенок начинает представлять. Под влиянием впечатлений, вызванных музыкой, раскрываются дети, испытывающие неуверенность и тревожность. Подбор музыки должен подбираться очень тщательно. В своей работе также использую классические музыкальные произведения. Например:
для уменьшения чувства тревоги и неуверенности: «Мазурки» и «Прелюдии» Ф.Ф. Шопена, «Вальсы» И. Штрауса, «Мелодии» А.Г. Рубинштейна, произведения Ф.П.Шуберта;для уменьшения раздражительности: «Лунную сонату» Л. Бетховена, «Грезы» Р. Шумана, «Экспромты» и «Прелюдии» Ф.Ф. Шопена;для общего успокоения: «Колыбельные» И. Брамса, «Аве Мария» Ф.П. Шуберта, «Баркарола» и «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского и мн. др.Варианты использования музыкотерапии с дошкольниками могут быть различны. Помимо специальных занятий положительный эффект дают мини-релаксации под музыку в режиме дня в конце активных занятий педагогов ДОУ.
Учитывая, что объем внимания детей невелик, то есть они могут слушать музыку в течение небольшого времени, выбираются небольшие произведения или фрагменты музыкальных произведений продолжительностью 1 – 1,5 минуты [5, с.183].
Важным условием повышения эффективности коррекционно-развивающей работы является активное взаимодействие всех участников образовательного процесса: воспитателей - родителей - специалистов ДОУ. Это предполагает консультативно-педагогическую помощь, а также рекомендации воспитателям по планированию работы в группе.
Таким образом, мы можем сказать, что работа по развитию эмоциональных процессов с использованием музыкотерапии несут в себе важные характеристики психологического здоровья ребёнка: развитие эмоциональной сферы, сплочение коллектива, развитие нравственности, ответственности, сопереживания другим людям, более тонкое чувствование внутреннего миру других людей.
Литература:
Киселева М.В Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь,2006 - 160с.
Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. - СПб.: Речь, 2006.
Колошина Т.Ю. Арт-терапия: Методические рекомендации.- М.: Изд-во Института психотерапии и клинической психологии, 2002. – 84с.
Копытин А. И. Основы арт-терапии. – СПб.: Лань, 1999. – 256 с.
Петрушин В.И. Музыкальная психология: Для студентов сред. и высш. муз. учеб. заведений.- М.: Владос, 1997.- 383с.