Доклад по теме:« Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми среднего школьного возраста
Доклад по теме:
« Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми среднего школьного возраста»
Харисова Ильсеяр Музагитовна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «СОШ № «2»
п.г.т. Джалиль
2015 год
Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми среднего школьного возраста.
Здоровье - одно из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. Вступление ребенка в школьный возраст повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья учащихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.
Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и учащиеся и педагоги были здоровы.
Многие годы своей жизни человек проводит в стенах образовательных учреждений. Поэтому естественно возникает вопрос, что и как нужно сделать для того, чтобы образование, в частности, обучение, не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека. Для этого используются здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования. Одними из элементов которых являются:
- здоровьесберегающее обучение (построение занятий на здоровье-сберегающей основе);
- активизация физической деятельности;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
- пропаганда здорового образа жизни;
С каждым годом не только в нашей школе, но и повсюду наблюдается тенденция к повышению уровня заболеваемости детей, снижению двигательной активности, возросло количество освобожденных от занятий физической культурой, увеличилось количество противопоказаний.
Неблагоприятная тенденция показателей здоровья детей школьного возраста требует эффективных мер по улучшению состояния их здоровья. Изучая данную проблему, я пришла к выводу, что основными возможными проблемами для школьников становятся:
возрастание объема и усложнение учебной нагрузки;
низкий уровень заинтересованности учебными предметами, нежелание самостоятельно изучать дополнительную литературу по предмету;
становление оценки одним из главных факторов, учитываемых при контроле родителями и самоконтроле учащимися;
Все эти факторы несут в себе стрессовую нагрузку, влияющую на психологическое состояние и здоровье ребенка в целом. Стресс, последствия которого могут выражаться в быстрой утомляемости, заторможенности, расстройстве сна, кошмарных сновидениях, боли в суставах и мышцах, не проходит для ученика бесследно, если вовремя не обратить на него пристального внимания.
Помимо психологического фактора, на здоровье ребенка влияет недостаточная двигательная активность и несоблюдение здорового образа жизни. В связи с постоянно развивающимися технологиями, популяризацией телевиденья и интернета, школьники все меньше двигаются, больше сидят за компьютерами, увеличивая нагрузку на глаза, усугубляя нарушения осанки, недостаточное количество времени проводят на свежем воздухе.
В процессе воспитательно-образовательной работы возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Совокупность методов и приёмов в работе педагога затрагивает формирование представлений об окружающем мире, социальных явлений и навыков поведения, определенных психических процессов. Влияние всех перечисленных факторов ставит нас перед дилеммой: как достаточно эффективно организовать учебную деятельность без ущерба здоровью школьников? Как научить их ценить и беречь собственное здоровье?
Передо мной, как перед педагогом стоят следующие задачи:
помочь обучающимся сохранить и укрепить здоровье, применяя в процессе воспитания и образования современные технологии;
обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
снижение уровня заболеваемости в школе;
формирование работоспособности на уроках;
формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Я выстраиваю свою деятельность так, чтобы определенный порядок моих действий способствовал достижению прогнозируемых результатов. Во время осуществления педагогического процесса учитываю возрастные, физические, психические особенности своих воспитанников, индивидуальность характера и образовательного потенциала каждого.
В практической деятельности применяю различные методы и приемы здоровьесберегающих технологий, которые помогают в образовательно-развивающей работе на разных этапах занятия. Для выполнения этих методов и приемов мною вводятся следующие оздоровительные мероприятия:
1) утренняя гимнастика;
2) зрительная гимнастика (вверх-вниз, вправо-влево, вдаль-близко, которая играет большую роль в развитии познавательной сферы и личности ребенка);
3) физкультминутки (направлены на восстановление умственной работоспособности, повышение эмоционального тонуса, снимают статистические нагрузки, предупреждая тем самым нарушения осанки);
4) подвижные и спортивные игры (во время похода, на уроках физической культуры);
5) релаксация (сбалансирование положительных и отрицательных эмоций);
6) дыхательная гимнастика;
7) беседы о здоровом образе жизни;
8) введения правильного режима дня и питания;
Здоровьесбережение позволяет укреплять иммунную систему детей, что важно для дальнейшего полноценного психического и физического развития обучающихся. Дети должны осмысливать отношение к своему здоровью, как ценности.
Анализируя результаты своего опыта, я заметила, что использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, повысило успеваемость по предмету, заметно возрос уровень интереса учащихся, повысилась мотивация к соблюдению здорового образа жизни, повысилась динамика состояния здоровья учащихся.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии должны обязательно использоваться в процессе оздоровления школьников не только на уроках физической культуры, но и на других предметах. Тесное взаимодействие родителей и учителей, использование современных инновационных технологий способствуют полноценному развитию ребенка.
Одним из элементов здоровьесберегающих технологий является правильное питание. Вот сейчас ученики 8 класса вам покажут сказку «Колобок на новый лад».
Герои:
Дед
Бабка
Гамбургер
Заяц
Медведь
Волк
Лиса
ТРЕК 1
Дед и бабка. Бабка вяжет шарф. Дед скучает.
Дед: Ой, скучно что-то
Бабка: Ну, телеВИЗИР посмотри!
Дед: Не Надоело Там одна реклама
Бабка: Ну, тогда иди микроволновку почини, а то она пищит, как резаная!!!
Дед: Так прогнал я их еще вчера!
Бабка: Ну, иди, сходи на войну, танкист ты мой!
Дед: Да ушел бы уже давно, да интернет отключили, не могу я в танки поиграть. Не могу
Бабка: Ну, тогда не знаю
Дед: А знаешь что, старая, испеки-ка мне колобок!!!
Бабка: Старая?
ТРЕК 2Бабка с возмущением и негодованием смотрит на деда. Со злостью бросает вязание, топчет его.
Бабка: Старая? За старую ответишь!
Резко разворачивается, уходит. Дед поднимает вязание, садится, как ни в чем не бывало начинает вязать.
Выходит гамбургер
Дед: Свят! Свят! Свят! Ты кто?
(ТРЕК 3)Звучит песня, актер лишь изображает пение.
Гамбургер:«Две мясных котлеты гриль, специальный соус, сыр, огурцы, салат и лук, все на булочке с кунжутом. Только так. И это БигМак!»
Дед: Откуда ты, о странный продукт?
Гамбургер: Я из Макдональдса, и я буду твоим ужином! Так бабка сказала
Дед: Это что же, люди добрые, бабка меня фастфудом кормить надумала!!! Бабка, бабка!!!!!
Выходит бабка, занятая своим маникюром.
Бабка: Чего тебе, СТАРЫЙ?
Дед: Я тебя просил колобок мне испечь! А ты что сделала?
Бабка: А чем это тебе не колобок?
Дед: Да всем он мне не колобок! Всем! Что такое колобок? Давай вот в словаре посмотрим!
Достает словарь, листает, ищет определение.
Дед:Калитка КиноКлопыО! Нашел! «Колобок – 1. небольшой круглый хлебец. 2. Персонаж известной русской народной сказки; олицетворение хитрости, ловкости»
Бабка: Ну и?
Дед: Ты хочешь сказать, что в нем хлеб нормальный есть? Или, может быть, этотэээ
Гамбургер: Биг Мак. К вашим услугам.
Дед: Биг-Бен, Бим-Бом, Бум-Бум..
Гамбургер: БигМак
Дед: Да какая разница!!! Так вот он разве хоть в одной русской сказке был? А? Был?
Бабка: Не был.
Дед: То-то же!
Бабка: Не хочешь, не ешь. Могу еще картошку фри принести, стандартную порцию.
Дед: Люди добрые, картошечка, матушка, на полюшке растет, бери, копай, вари, жарь! Нет!!! Нам нужно иноземную в дом притащить и еще этим гордиться!!!
Бабка машет на деда рукой, уходит.
Дед:(хлопает гамбургер по плечу)Иди-ка ты, дружочек, куда глаза глядят
Гамбургер: А что? Есть не будете?
Дед: Да поем, что Бог пошлет. Но уж точно не тебя, милый Иди, иди Не порть тут воздух Хотя лучше я сам уйду
Дед уходит, гамбургер остается. Выходит заяц.
ТРЕК 4
Заяц: Фу, ну и запах Мясо- не мясо, сыр не сыр(видит гамбургер) Ой, ты кто?
Гамбургер:«Две мясных котлеты гриль, специальный соус сыр» (ТРЕК3) Хотя бабка утверждает, что я колобок!!!
Заяц: А-ха.... То есть согласно сценарию я тебя должен попытаться съесть
Гамбургер: Ну да.
Заяц: А если я не хочу?! Может быть, я боюсь гастрит заработать?
Гамбургер: Понимаю, брат! (хлопает зайца по плечу) Слушай, а у тебя враги есть? Может, мы меня твоим врагам скормим, пусть они гастритом помучаются? Я им еще так поперек горла встану – мало не покажется!!!
Заяц: Ух ты! А это идея! Есть у меня враг один, волком называется Ой, а вот и он!
Гамбургер: Ну, прячься, я его беру на себя!!!
ТРЕК 5
Выходит волк. Нос к носу сталкивается с гамбургером.
Волк: А-ха-ха-ха-ха!!!!!!!!! Это что за пирожок с начинкой?! А запах! Запах-то какой!!! Тут что – тараканов морили? Хотя какие в лесу тараканы Ой, не могу, из него еще травка торчит
Гамбургер(обидчиво): Это не травка, это салат, сорт Барбадос, между прочим!!!
Волк: Да хоть пёс Барбос! Ну, умора! Ты откуда, любезный, к нам пожаловал? Уж не из Макдональдса случайно? Был я там однажды, впечатлился!!!
Гамбургер: И что? Даже съесть меня не хочешь?
Волк: Ну, зачем так сразу – «съесть». Ты мне песенку сначала пропой, а там посмотрим, есть тебя или не есть
ТРЕК 6
Звучит композиция PSY – «GANGNAM STYLE», которую «поет» гамбургер
Волк(на лице разочарование): Тю Тебя явно, друг, в печке пересушили. Не буду тебя есть. Адьос, амигос!
Гамбургер: Да Неожиданное развитие сюжета. Вот так и разовьется комплекс неполноценности. Никто меня съесть не желает!!! Даже кусочек попробовать никто не решился!
Из-за кулис голос медведя.
Медведь (из-за кулис): Кого там съесть надо? Сейчас съем. Я с утра голодный.
ТРЕК 7
Выходит, видит гамбургер, резко разворачивается.
Медведь: Ох, ничего себе!!! Нет-нет-нет Только не это!
Гамбургер: Постой, косолапый! Мне бы только поговорить
Медведь: Только поговорить, говоришь? Ну ладно
Гамбургер: Ты чего меня есть передумал?
Медведь: Мама меня с детства приучила к здоровой пище!
Гамбургер: Ну, а я – не здоровая что ли пища?
Медведь: Честно ответить?
Гамбургер: Угу.
Медведь: Ты вообще не пища
ТРЕК 8
Гамбургер замирает со скорбным выражением лица, звучит композиция «Songfrom a secretgarden». Медведь медленно уходит за сцену.
Композиция резко меняется, гамбургер вздрагивает, из-за кулис выходит лисица.
ТРЕК 9
Лиса: Ой! Какой красавчик! Какой милашка!
ТРЕК 10
«Ты Джонни Депп и Брэд Питт в одном флаконе.
Как самый лучший, ты записан в телефоне.
И ты волшебный, ты с другой планеты.
Я на все вопросы к тебе нашла ответы.
О Боже, какой мужчина!»
Гамбургер: Даже и не знаю, что сказать, честное слово Какие слова, какие прекрасные слова! Сядь ко мне на носок, да пропой еще разок!
Лиса трогает лоб гамбургеру.
Лиса: Перегрелся. Точно перегрелся. Дружочек, пирожочек, эти слова я должна согласно сценарию говорить. Ну, что бы ты сел на носок, а я тебя – того! - съела. Но я тебя есть не собираюсь, потому что за фигурой слежу. Но ты не грусти! Пойдем ко мне жить. У тебя такой ароматэээспецифический. Будешь у меня на огороде жить, ворон отпугивать.
Гамбургер: А пойдем! Хоть где-то я пригожусь!
Лиса: Мораль сей сказки такова.
Гамбургер: Ешь правильную домашнюю пищу.
Лиса: Ешь обеды в школьной столовой, они полезны.
Гамбургер: И если в Макдональдс, то
Вместе: О-с-с-с-с-с-счень редко!
ТРЕК 1
Выход всех актеров на поклон
Таким образом, учащиеся должны правильно питаться, есть поменьше фастфудов и следить за собой. Благодарим за внимание! До свидания!
15