Статья Педагогические технологии- модель обеспечения комфортных условий для учащихся и учителя
Педагогические технологии- модель обеспечения
комфортных условий для учащихся и учителя
Уже несколько лет в российской системе образования происходят постоянные изменения. Каждый педагог подходит к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета.
Модернизация процесса обучения ставит перед педагогом многогранные задачи. Как сделать так, чтобы наши ученики не по принуждению, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие резуль таты по предмету?
Как сделать так, чтобы каждому обучающемуся начальной школы и среднего звена было уютно, интересно и вместе с тем понятно на уроке или на любом другом внеклассном мероприятии?
Как педагогу вплести игровые моменты в узор урока?
Как подобрать тот или иной метод к любому этапу урока, чтобы добиться максимального результата?
А для этого мы готовы меняться сами и менять ситуацию в школе.
Чтобы качественно подготовить и провести урок нужно использовать активные методы обучения. Эти методы обучения в педагогике были всегда. Но мы должны посмотреть на них немного с другой стороны, сделать их постоянными спутниками на уроке и вне урока.
Отзывы учителей, которые активно применяют АМО в своей педагогической деятельности, и обучающихся, которые становятся полноправными участниками процесса познания нового, подтверждают, что данная технология актуальна, интересна и понятна всем без исключения.
А самое главное они видят блеск в глазах своих учеников, когда ведут уроки с использованием активных методов.
А разве это не здорово?
В соответствии с новыми стандартами ФГОС, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ученика начальных классов к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий. Согласно преемственности между начальной школой и средним звеном, уже с 5 класса уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия А если нет?
На выручку придет групповая форма работы, которая имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Состав групп должен меняться. Именно это обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Пик совершенства» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
Технология работы учебной группы при учебном сотрудничестве может быть следующей:
постановка проблемы;
формирование малых групп (микрогрупп по 5-7 человек), распределение ролей в них, пояснения преподавателя об ожидаемом участии в дискуссии;
обсуждение проблемы в микрогруппах;
представление результатов обсуждения перед всей учебной группой;
продолжение обсуждения и подведение итогов.
"Мозговой штурм" ставит своей целью сбор как можно большего количества идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. "Мозговой штурм" позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе.
Основные принципы и правила этого метода абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток.
Приоритетна развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей. Акцент на умения применять знания, на знания как средство развития личности. Поэтому формулировки заданий на уроках звучат несколько иначе. В математике, например, нацелены не на узнавание и называние пространственных фигур, а на умение находить эти фигуры в окружающем мире и работать с ними. В связи с этим, на уроках окружающего мира, предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественно-научными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».
Изучение английского языка с использованием ИКТ дает детям возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно : лингво- страноведческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”.
Ведь, как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Библиографический список:
ФГОС Федеральные государственные стандарты второго поколения
Инновационные проекты и программы в образовании №6 2012 с.10.
Педагогика.№42012.с. 37.
ФГОС в начальной школе
Filed Under : ФГОС_Новые стандарты в образовании by admin
Янв.23,2012
Баграмова Н.В. Методика обучения иностранным языкам в свете теории глобализации образования// Иностранный языки и технологии обучения в XXI в.: Материалы всероссийской научной методической конференции.- СПб: СПбГУЭФ, 2001
Духопельникова Л.И.
15