Материал для выступления на пед.совете на тему: Использование интерактивной доски на уроках окружающего мира


Выступление на педсовете
тема:
«Использование возможностей интерактивной доски на уроках окружающего мира.» Подготовила
учитель начальных классов СОШ №8
Захарченко О.И.
Ноябрь 2015
Великий педагог К.Д.Ушинский писал: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Традиционно считается, что грамотность ребенок получает в начальной школе, где его учат писать, читать и считать. Это, несомненно, так. Но современному обществу нужны новые способы деятельности, что требует развития у человека целого комплекса умений и навыков . Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу.
Очевидно, что в ближайшее время внедрение персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена, элементы которой необходимо формировать уже в младшем школьном возрасте.
С первых дней школьной жизни первоклассники сталкиваются с необходимостью работать с разными источниками информации. (текстовой, иллюстративной, графической, звуковой, мультимедийной).
Именно в начальной школе происходит смена ведущей игровой деятельности ребёнка на учебную .Основной задачей учителя в этот период является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета.
Использование интерактивной доски решает эту задачу.,а так же даёт возможность реализовать один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность.
Благодаря размерам интерактивной доски изображения видны всему классу.
Интерактивная доска – эффективный и удобный инструмент для обучения школьников, который помогает педагогу проектировать урок в соответствии с требованиями ФГОС.
Запас изобразительного материала при подготовке к уроку безграничен. Интерактивные средства помогают «оживить» урок, захватить внимание. В классе не остаётся равнодушных,. Наглядность учебы особенно ценна для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает их.
Применение интерактивной доски в учебном процессе как раз и позволяет совместить игровую и учебную деятельность., повысить творческую активность учащихся. Яркие образы, впечатляющие краски, анимация, чертежи, использование базы музыкальных ресурсов и рисунков, возможности для фантазии позволяют ученикам младших классов в форме игры легко усвоить учебный материал, делают урок более увлекательным и динамичным, облегчают восприятие и ускоряют усвоение новой информации. Все это создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях.
Тесты, контрольные, самостоятельные работы, занимательные задания, могут быть так же выполнены учеником в интерактивном режиме.
В настоящее время интерактивные доски в образовании все больше используются для преподавания самых различных предметов.
Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.
Особенно важна такая работа на уроках «Окружающий мир».
Предмет «Окружающий мир» в начальной школы сложный, но очень познавательный. Он осуществляет метапредметные связи и по содержанию курса и по способам работы. Его материал является основой воспитания личности ребёнка. Знания, полученные в процессе изучения курса «Окружающий мир», могут пополняться, углубляться и расширяться на других уроках и наоборот.
Очень важно при изучении курса «Окружающий мир» развивать у учащихся интерес к окружающему, формировать патриотические чувства. Материал для занятий надо подбирать такой, который бы вызывал детскую любознательность, заинтересовывал, давал бы возможность овладеть разными способами деятельности и приносил бы удовольствие от самого процесса обучения.
Уроки окружающего мира в начальной школе проводятся с использованием огромного количества иллюстративного материала, так как для детей младшего школьного возраста, преобладающим является наглядно – образное мышление. Для того, чтобы интерес к предмету не угасал, необходимо делать уроки занимательными, творческими.
И тогда на помощь приходит она, всемогущая презентация урока– уникальный мультимедийный продукт,...
Презентация по окружающему миру
“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта . Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.
На данном уроке интерактивная доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность. Взаимодействие учащихся с интерактивной доской, позволяет лучше усвоить учебный материал , рационально использовать время при проверке заданий. Информация становится более доступной и понятной,
НАПРИМЕР: работа с географическими объектами на карте (распределение полезных ископаемых, путешествия по различным территориям, выделение границ государств, сравнение географических объектов), просмотр видеофайлов, распределение животных и растений по классам, выстраивание объектов по каким-либо признакам (например, планет солнечной системы - по размеру), ), решение тестов при закреплении темы. Очень интересно проходят уроки по темам «Комнатные растения», «Какие бывают животные», «Потехе - час», «Дикие и домашние животные» и другие.
Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Использование интерактивной доски на данном уроке способствует реализации главной цели:
воспитания интереса к изучению предмета.
При этом достигаются и учебные задачи:
-знакомство с природными объектами и бережное отношения к ним,
-совершенствование мыслительных операций обобщения, сопоставления.
- получение знаний, позволяющих перерабатывать, , оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей.
А так же позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» школьники приобретают разнообразные навыки и умения:
-задавать вопросы и искать на них ответы, доказывать, выявлять взаимозависимости,
-определять причины и следствия,
-отражать полученную информацию в виде рисунка, схемы, таблицы, проводить несложные опыты..ИКТ можно использовать на разных этапах урока :ЭТО
Этап подготовки учащихся к усвоению материала
Этап усвоения новых знаний
Этап закрепления новых знаний
в таких видах ,как (тесты, вопросы, упражнения, задания различного характера, анимация, видео, звук.,послайдовое изложение материала, таблицы, схемы,)
В Заключении
Ребенок, который так отличается от своих сверстников, обучающихся в школе даже всего десять лет назад, не приемлет старые подходы в работе на уроке. Его интерес могут поддержать только современные средства обучения – яркие, динамичные, интригующие.
Интерактивная доска на уроке окружающего мира с 1 класса становятся насущной потребностью, а так же позволяет творчески работающему учителю самый обычный урок превратить в своеобразный праздник для детей, с которого им уходить не захочется даже после звонка.
Но мы должны учитывать психологические особенности младшего школьника, поэтому работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер и выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.