Рабочая программа по окружающему миру и календарно-тематическое планирование для начальных классов
Рабочая программа
по окружающему миру
для обучающихся 1 класса
Срок реализации рабочей программы - 1 год
Пояснительная записка
Окружающий мир 1 класс
УМК «Гармония»
1. Роль и место дисциплины Изучение окружающего мира имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания станут фундаментом для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, истории. Предмет «Окружающий мир» является единственным предметом, рисующим широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
2. Адресат Программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.), на основе авторской программы О.Т. Поглазовой ( «Гармония»), рекомендованной Министерством образования и науки РФ, с учётом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
4. Цели и задачи
Цель курса: формирование важнейших природоведческих понятий: природа, неживая природа, живая природа, дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные.
Задачи курса:
Учить распознавать растения и животных своей местности, комнатные растения, обитателей живого уголка, наиболее распространенных животных.
Целенаправленно и последовательно раскрывать доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развития у учащихся современного экологического мышления.
Воспитание гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности.
5. Специфика программы Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.
6. Основные содержательные линии курса • Твои первые уроки
• Окружающий мир, его изучение
• Разнообразие растений
• Грибы, их разнообразие
• Разнообразие животных
• Творения людей вокруг нас
7. Структура программы Раздел 1. Твои первые уроки (14 часов)
Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, школьными принадлежностями, со школой и пришкольным участком.
Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома поря-
док, освещение, свежий воздух. Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Режим дня младшего школьника. Разнообразие уроков и их расписание. Особенности урока
«Окружающий мир». Условные знаки как источник информации - способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указания способа действия, способ предупреждения. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки, знаки «Места для пожилых»). Правила культурного поведения в общественных местах и дома, экологически грамотное поведение в природе.
Дидактическая игра: «Я – примерный пешеход и пассажир», «Я – культурный человек», «Время знаю – всюду успеваю».
Экскурсия: по школе и на пришкольный участок.
Раздел 2. Окружающий мир и его изучение (8 часов)
Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Наблюдения – важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как
помощники наблюдателя. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивать предметы и объединять в группы (классифицировать). Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, воображение, фантазия, настойчивость, умение размышлять и делать выводы). Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; живая, неживая природа.
Наблюдения объектов и явлений природы.
Практическая работа по сбору информации о предметах.
с помощью органов чувств.
Раздел 3. Разнообразие и красота растений (15 часов)
Многообразие растений и сред их обитания. Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Их изображение на рисунке, схеме, модели. Растения – живые
существа. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет).
Дикорастущие деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья. Разнообразие кустарников и травянистых растений.
Как человек использует древесину, как беречь эти изделия. Экономное расходование бумаги, повторное использование бумажных отходов. Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Лекарственные растения, их
целебные свойства и использование. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса) и удивительные растения мира. Значение растений в природе и жизни человека, бережное отношение к ним. Необходимость сохранения видового
многообразия дикорастущих растений. Красная книга России.
Растения родного края и мира, занесенные в Международную Красную книгу.
Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих. Где и как выращивают культурные растения, что из них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу.
Декоративные и комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними.
Практические и творческие работы: дидактическая игра
«Узнай растение»; уход за комнатными растениями; зарисовка растений, моделирование их строения.
Экскурсия на пришкольный участок (в парк, в сквер, в теплицу).
Раздел 4. Разнообразие грибов (3 часа)
Многообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития. Строение шляпочного гриба (грибница, плодовое тело, шляпка, ножка), пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов (дрожжевые, плесневые и др.). Значение грибов для природы, их использование человеком.
Практические и творческие работы: рассматривание муляжей грибов; лепка, рисование или моделирование грибов.
Раздел 5. Разнообразие и красота животных (18 часов)
Многообразие животных: внешний вид, среда обитания, способы питания и защиты. Условия жизни животных (вода, воздух, тепло, пища). Их взаимосвязь с растениями (пища, кров, защита). Признаки, по которым животных объединяют в группы (строение тела, кожный покров, размножение). Разнообразие млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, пресмыкающихся, земноводных. Существенные признаки этих групп животных.
Краткая характеристика видового разнообразия (особенности строения тела, размеры, окраска, образ жизни, среда обитания). Наиболее распространенные животные разных
групп, обитающие в родном крае, бережное отношение к ним. Правила безопасного поведения при встрече с разными животными. Значение животных в жизни человека. Домашние и дикие животные. Наиболее распространенные домашние животные,
выращиваемые в родном крае. Причины исчезновения некоторых видов животных. Забота
человека о сохранении многообразия животных. Заповедники, заказники, зоопарки. Красная книга животных. Животные родного края и мира, занесенные в Международную Красную книгу.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за повадками и образом жизни диких и домашних животных; уход за животными живого уголка.
Экскурсии: в зоологический музей (в зоопарк, в цирк зверей, в зоомагазин).
Раздел 6. Творения людей вокруг тебя (8 часов)
Какое значение имеют деревья в природе и в жизни людей. Почему тема названа «Вторая жизнь дерева». Как сохранить деревья? Какими были (и есть) изделия народных мастеров. Какие материалы они использовали для своих изделий и как их украшали? Чем различаются изделия мастеров разных народов? Какими могут быть национальные традиции, в чём они проявляются? Чем могут увлекаться люди? Что такое коллекция, из каких экспонатов она может состоять? Каким должен быть дом и двор, в котором живут люди? Каким можно сделать школьный двор. Какие достопримечательности можно посмотреть в родном крае. Какие памятные, святые места есть в нём, как за ними ухаживают. Какие творения людей становятся памятниками культуры. Важность бережного отношения к старинным памятникам.
Экскурсии: по родному городу, селу.
8. Требования к результатам Универсальные учебные действия, развиваемые в ходе обучения:
Личностные:
• желание открывать новое знание, новые способы, действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
• стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;
• эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
• осознание важности сохранять свое здоровье.
Регулятивные:
• организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ;
• принимать учебно-познавательную задачу;
• планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
• оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Познавательные:
•осуществлять поиск учебной информации, необходимой для решения учебных задач;
• классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков;
Коммуникативные:
• строить речевое высказывание в устной форме;
• кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
• вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
Предметные результаты:
знать:
правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными;
правила экологически грамотного поведения в природе;
растения, грибы, животные – живые существа, свойства живых существ, условия, необходимые им для жизни, приспособляемость к среде обитания;
существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;
2–4 представителя изучаемых систематических групп объектов живой и неживой природы, изделий человека, растений, грибов, животных, наиболее распространённых растений и животных родного края;
представителей лекарственных и ядовитых растений, грибов, опасных животных, обитающих в родном крае;
способы сохранения многообразия живых существ, представителей растений и животных, обитающих в родном крае, занесённых в Красную книгу.
понимать:
в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку;
среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека;важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним;
многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
уметь:
различать объекты природы и изделия человека;
объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья;
домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся;
наиболее распространенные растения и животных своей ядовитые растения, грибы;
описывать растения, грибы, животных, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида, среду обитания и приспособленность к ней;
сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
определять принадлежность растений, грибов, животных к конкретным систематическим группам по существенным признакам;
наблюдать объекты окружающего мира, выделяя их внешние отличительные признаки: форму, размер, цвет, особенности строения, среду обитания;
вести простейшие наблюдения за животными и растениями;
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, литературного произведения, модели;
представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, условное обозначение, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану, в дидактической игре);
формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе;
создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.
использовать: (приобрётенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для):
определения наиболее распространённых в своей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;
обеспечения безопасности своей жизни;
ухода за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными, животными живого уголка;
проведения наблюдений объектов живой природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;
выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе и обществе, укрепления своего здоровья, охраны природы.
9. Формы организации учебного процесса Формы работы на уроках:
коллективное составление плана предстоящей деятельности;
работа в паре;
групповая;
индивидуальная
10. Итоговый контроль Формы контроля в 1-ом классе:
- устный опрос
- письменный опрос (самостоятельные проверочные работы)
11. Объем и сроки изучения На изучение предмета «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю, всего – 66 часов:
Тематическое планирование
Окружающий мир 1 класс
(2 часа в неделю, 66 часов)
Основное содержание обучения Тематическое планирование Характеристика деятельности учащихся
Твои первые уроки (14 ч)
Изменения, произошедшие в жизни детей с приходом в школу. Знакомство с классом, рабочим местом, со школой и пришкольным участком. Правила поведения в классе, в школе, на пришкольном участке. Учебный труд, школьные принадлежности, обязанности ученика, организация рабочего места в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздух и др.). Внешний вид и соблюдение личной гигиены. Разнообразие уроков, их расписание. Особенности урока
«Окружающий мир». Условные знаки как источник информации (способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указания способа действия, способ предупреждения и др.). Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки). Уроки культурного общения (в семье, в школе, в общественных местах). Учителя, одноклассники, друзья, ценность добрых уважительных отношений с окружающими людьми. Уроки здоровья. Тело человека и его развитие (осанка, гибкость, необходимость физических упражнений). Здоровое питание.
Правильный выбор одежды. Важность здорового сна (правила поведения перед сном). День знаний
Путешествие по школе
Школьные принадлежности
Правила поведения в школе
Условные знаки
Безопасный путь
Экскурсия на пришкольный участок Уроки общения
Классный коллектив
Уроки вежливости
Уроки здоровья
Режим дня ученика Знакомиться со школьными помещениями, запоминать их расположение.
Учиться организовывать своё рабочее место, аккуратно складывать школьные принадлежности.
Учиться носить школьную сумку, сидеть за партой.
Следить за своим внешним видом и ухаживать за одеждой.
Учиться анализировать рисунки, рассказывать, что на них изображено, давать оценку ситуациям, изображённым на них.
Учиться работать с рабочей тетрадью.
Учиться понимать и использовать условные знаки.
Моделировать, изображать безопасный путь от дома до школы с помощью дорожных знаков.
Обсуждать правила поведения в школе, поступки, допустимые и недопустимые в общественных местах.
Учиться вести себя во время экскурсий в природу, по населенному пункту.
Выбирать соответствующие формы общения с окружающими людьми, с родителями, учителем, сверстниками, друзьями.
Моделировать различные ситуации поведения и общения.
Учиться составлять режим дня.
Окружающий мир и его изучение (8 часов)
Как человек познаёт окружающий мир, источники информации о нём. Признаки и свойства предметов, определяемые с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания. Как сравнивают предметы и объединяют в группы (классифицируют). Наблюдения – важнейший способ познания и источник знаний об окружающем мире. Органы чувств как помощники наблюдателя. Опыт как один из способов познания свойств предметов. Качества, необходимые для успешного познания окружающего мира (любознательность, наблюдательность, воображение, пытливость, умение размышлять и делать выводы). Объекты окружающего мира: природные и созданные человеком; тела живой и неживой природы. Отличие живых существ от тел неживой природы. Признаки предметов
Сходства и различия предметов.
Объединение предметов в группы Органы чувств – наши помощники Способы изучения окружающего мира Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты
Живая и неживая природа. Свойства живых существ
Обобщающий урок «Как изучают окружающий мир»
Экскурсия (на пришкольный участок, в ближайший сквер, парк) Наблюдать предметы окружающего мира и характеризовать их признаки и свойства.
Сравнивать предметы по заданным основаниям (по цвету, форме, размеру и др.).
Объединять предметы в группы по выделенным (заданным) признакам.
Рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя).
Учиться задавать вопросы и отвечать на них, работать в паре (обсуждать варианты ответов, распределять работу).
Учиться работать с разрезными карточками.
Различать тела живой и неживой природы, называя характерные признаки живых существ.
Разнообразие и красота растений (15 часов)
Растения – живые существа. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, воздух, свет, почва). Строение растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя) на примере цветкового растения. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травянистые растения, их отличительные признаки. Хвойные и лиственные деревья, их разнообразие. Ягодные растения, ядовитые ягоды. Правила сбора ягод. Растения родного края (пришкольного участка, парка, леса). Культурные растения, чем они отличаются от дикорастущих растений. Где и как люди выращивают культурные растения, что из них изготавливают. Разнообразие растений сада, огорода, поля. Хлебные растения. Труд хлебороба. Уважительное отношение к хлебу. Комнатные растения, их разнообразие и правила ухода за ними. Многообразие растений. Условия их жизни
Строение растений (на примере цветкового растения)
Какими бывают растения (деревья, кустарники, травы)
Деревья, их строение
Кустарники и травы, их отличие от деревьев
Лиственные деревья, разнообразие их листьев (простые и сложные)
Хвойные деревья, их разнообразие
Ягодные растения. Ядовитые ягоды!
Удивительные растения мира
Культурные растения. Разнообразие растений сада и огорода
Растения поля. Зерновые культуры
Декоративные растения. Комнатные растения
Обобщающий урок «Что мы узнали о растениях» Наблюдать растения в природе во время прогулок и экскурсий в течение года.
Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.
Описывать внешний вид растений, извлекая информацию в ходе непосредственных наблюдений или работы с иллюстрациями.
Различать части цветкового растения (на живом растении, на рисунке, на плоскостной модели).
Сравнивать строение деревьев, кустарников, трав, листьев с целью выявления их отличительных признаков.
Различать хвойные и лиственные деревья, дикорастущие и культурные растения.
Группировать растения по заданным основаниям (культурные и дикорастущие; деревья, кустарники, травы; хвойные и лиственные деревья).
Рассказывать, что изготавливают из разных культурных растений.
Наблюдать за развитием растения из семени (по желанию).
Разнообразие грибов (3 часа)
Разнообразие грибов. Условия, необходимые для их роста и развития (влага, тепло, питательные вещества). Строение шляпочного гриба. Пластинчатые и трубчатые грибы. Съедобные, несъедобные и ложные грибы. Опасность отравления ядовитыми грибами. Правила сбора шляпочных грибов. Другие виды грибов. Шляпочные грибы, их строение Разнообразие шляпочных грибов (съедобные и несъедобные, трубчатые и пластинчатые)
Другие виды грибов Рассматривать муляжи (или картинки) шляпочных грибов с целью выделения общего в их строении.
Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов.
Разнообразие и красота животных(18 часов)
Животные – живые существа, среда их обитания. Условия, необходимые для жизни животных. Способы питания и защиты разных животных. Растительноядные, хищные, всеядные животные.
Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, их главные, существенные признаки. Дикие и домашние животные. Для чего человек разводит домашних животных. Домашние питомцы, уход за ними. Значение животных для природы и человека, бережное отношение к ним. Важность сохранения дикорастущих растений и диких животных. Красная книга. Заповедники, заказники, зоопарки. Наиболее распространённые животные разных групп, обитающие в родном краю (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Растения и животные родного края, занесённые в Красную книгу России (региона). Разнообразие животных (среда обитания, разное строение, способы питания, защиты)
Млекопитающие, их существенные признаки. Многообразие млекопитающих Птицы, их существенные признаки. Строение тела птиц
Размножение птиц. Забота о потомстве Насекомые, их существенные признаки, строение тела
Общественные насекомые
Разнообразие насекомых. Жуки и бабочки
Рыбы, их существенные признаки, строение тела
Разнообразие рыб. Аквариумные рыбы Земноводные, их разнообразие (строение тела)
Пресмыкающиеся, их разнообразие (строение тела и способы передвижения)
Древние пресмыкающиеся
Домашние животные, их значение в жизни человека
Домашние питомцы
Обобщающий урок «Что мы узнали о животных»
Экскурсия (в зоопарк, в дельфинарий, в зоологический музей)
Красная книга растений и животных Проводить простейшие наблюдения за животными (в живом уголке школы, во дворе дома, за домашними питомцами).
Характеризовать условия, необходимые для жизни животных.
Описывать внешний вид, характерные особенности
представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере животных своей местности).
Сравнивать строение животных на иллюстрациях, находить их сходства и различия.
Выделять существенные признаки систематических групп животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб).
Группировать животных по заданным основаниям (дикие и домашние; млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся).Приводить примеры представителей разных групп животных.
Рассказывать о домашних питомцах и правилах ухода за ними.
Объяснять необходимость создания Красной книги.
Творения людей вокруг тебя (8 часов)
Природные материалы, используемые человеком для своих изделий. Что люди изготавливают из древесины, важность бережного отношения к таким изделиям. Экономное расходование бумаги, вторичное использование бумажных от- ходов. Красота изделий народных мастеров. Национальные узоры в одежде и предметах быта народов России.
Увлечение коллекционированием (домашний музей). Что находится во дворах домов. Бережное отношение к строениям и растениям родного двора (школьного двора). Городские парки. Культура поведения в парке. Памятники культуры на ближайших улицах родного города (села). Бережное отношение к памятникам
культуры. Что делают из древесины. Как можно сохранить деревья
Народное творчество
Национальные традиции в изделиях разных народов
Экскурсия в музей прикладного искусства (краеведческий, быта или др.)
Мир увлечений людей. Коллекционирование
Среда обитания – наш общий дом
Родной город (село, край), его памятные места
Памятники культуры, бережное отношение к ним Наблюдать предметы, созданные людьми и рассказывать, из каких материалов они сделаны.
Обсуждать, почему надо экономно расходовать бумагу и рассказывать по рисункам, как можно её вторично использовать.
Рассматривать изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различать их узоры.
Знакомиться с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта.
Рассказывать о своих увлечениях, о своей коллекции.
Наблюдать строения и растения на территории своего двора (школьного двора), на улицах родного города (села).
Учебно-методическое обеспечение
для учителя:
О.Т.Поглазова. Окружающий мир. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
О.Т.Поглазова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в двух частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
О.Т.Поглазова. Методические рекомендации для учителя к учебнику «Окружающий мир». - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
для учащихся:
О.Т.Поглазова. Окружающий мир. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений в двух частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
О.Т.Поглазова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь в двух частях. - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011 г.
Интернет-ресурсы:
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября»
http:www.Nachalka.com.
http:www.viku.rdf.ru.
http:www.rusedu.ru.
http://school-collection.edu.ru/
www.center.fio.ru http://www.maro.newmail.ru
http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
http://www.int-edu.ni Календарно-тематическое планирование
«Окружающий мир» 1 класс
№п/пТема урока Кол-во
часов Тип
урока Формирование универсальных учебных действий Элементысодержания Требования
к уровню подготовки
обучающихся Вид
контроля Дата проведения
Твои первые уроки (14 ч)
1
Мы идем в школу
1 УНЗ Общеучебные:
Постановка учебной задачи
Умение извлекать информацию из рисунка, фотографии Анализ готовности детей к учебной деятельности, уровня их развития. Учатся принимать учебную задачу, отвечать на вопросы, анализировать рисунки. Текущий 2 Путешествие по школе 1 УНЗ Умение наблюдать окружающее Какие помещения есть в школе и как они функционируют. Собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание; выполняют задания в рабочей тетради Текущий 3 Школьные принадлежности 1 УНЗ Логические:
Отгадывать загадки
Называть отличительные признаки загадываемого предмета
Анализировать рисунок, описывать, что изображено на нём Что изменилось в жизни ребёнка с приходом в школу. Какими должны быть внешний вид ученика, его рабочее место. Учатся организовывать своё рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы (школьные принадлежности, игрушки); узнают, каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать, как правильно его носить. Текущий 4 Правила поведения в школе 1 УНЗ Общеучебные:
• Формирование оценочной деятельности Как нужно вести себя на уроке и в школе. Какого школьника называют примерным учеником. Что такое расписание уроков. Моделируют различные формы поведения в помещениях школы; оценивают рабочие места и поведение школьников, изображённых на рисунках, и делают вы- вод, какими они должны быть; обсуждают правила личной гигиены, учатся пользоваться гигиеническим уголком; работают с разрезными карточками. Текущий 5 Условные знаки 1 УНЗ Логические:
Умения принимать учебную задачу и планировать её выполнение
Коммуникативные:
Работать в паре
Логические:
Знаково-символические:
Пользоваться условными обозначениями Для чего люди придумали условные знаки, что можно заменить ими. Что указывают условные знаки учебника и рабочей тетради. Учатся заменять условными знаками предметы, действия с ними, природные явления; анализируют изображённые условные знаки (раскрывают закодированную в них информацию); выполняют задания в рабочей тетради, учатся работать с разрезными карточками. Текущий 6-7 Безопасный путь
2 УНЗ
УНУ Логические:
Знаково-символические:
Умение пользоваться условными знаками, раскрывать (декодировать) информацию, скрытую в них Какой путь является безопасным. Какие правила нужно выполнять, чтобы избежать опасных ситуаций на дороге. Осваивают правила безопасного поведения на улице; во дворе дома, при пользовании общественным транспортом; учатся проверять свои знания и умения, выполняют задания в рабочей тетради, работают с разрезными карточками. Ролевая игра «Я – примерный пешеход». Текущий 8 Экскурсия (прогулка на пришкольный участок) 1 УНЗ Общеучебные:
Моделирование поведения на улице
Логические:
Знаково-символические:
Закрепление умения «читать» условные знаки Выявление опасных для жизни и здоровья ситуаций в ближайшем окружении школы. Составление алгоритма безопасного пути в школу и домой Знакомятся с объектами и правилами поведения в школьном дворе; осваивают правила безопасного поведения на улице. Текущий 9 Уроки общения
1 УНУ Общеучебные:
Умение оценивать своё поведение и окружающих людей с позиции культурного человека Какого человека называют культурным. Что нужно делать, чтобы стать культурным ребёнком. Учатся вежливо общаться с одноклассниками, взрослыми людьми, использовать слова приветствия, прощания, просьбы, прощения; моделируют поведение в школе, в семье, во дворе дома; рассматривают рисунки и «озвучивают» их (составляют диалоги действующих в них персонажей). Ролевая игра «Я- культурный человек». Текущий 10 Классный коллектив 1 УНЗ Коммукативные:
Толерантное отношение к окружающим
Общеучебные:
Умение высказывать свои суждения
Что такое классный коллектив. Каковы правила общения с одноклассниками. Чего не нужно делать, чтобы было много друзей. Учатся высказывать свои суждения и предположения; анализируют рисунки и рассказывают, что на них изображено; объясняют смысл пословиц о дружбе; формулируют выводы после выполнения заданий. Текущий 11 Уроки вежливости 1 УНУ Общеучебные:
Моделировать поведение в школе, в семье, во дворе дома, в транспорте, на улице
• Оценивать поведение своё и окружающих с позиции культурного человека Кого называют воспитанным человеком. Какие слова называют волшебными. Почему нужно просить прощения за свои проступки. На что могут обижаться взрослые. Учатся использовать вежливые слова при общении со сверстниками и взрослыми людьми; анализируют поведенческие ситуации, которые изображены на рисунках; учатся высказывать свои суждения, давать оценку происходящему. Текущий 12-13 Уроки здоровья
2 УНУ
ПЗНУ Умение ставить познавательные задачи; извлекать информацию из рисунка
Внимательное и ответственное отношение к своему здоровью Что нужно делать, чтобы организм развивался правильно и не болел. Что значит «здоровое питание. Как нужно одеваться, чтобы не болеть. Рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения, аргументируют их; называют части тела человека; подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина, одежду для разных случаев. Текущий 14 Режим дня школьника
1 УНУ Высказывать предположения
Аргументировать свои ответы
Умение пользоваться условными знаками Что нужно делать, чтобы всё успевать и не уставать. Для чего нужен сон. Как нужно себя вести перед сном, чтобы он был хорошим. Определяют время по часам в соответствии с распорядком дня; учатся составлять режим дня; обсуждают важность сна для здоровья и правила поведения перед сном. Ролевая игра «Время знаю – всюду успеваю». Рубежный Окружающий мир и его изучение (8 часов)
15 Признаки предметов
1 УНУ Умение характеризовать предмет, называя как можно больше его отличительных признаков и свойств
Умение работать в паре Чем могут отличаться предметы. Какое описание предмета можно считать более полным Рассуждают, что значит быть любознательным человеком, рассказывают, что можно узнать об окружающих предметах, наблюдая их; учатся описывать предметы, называть их отличительные признаки; определяют, какой предмет спрятан (загадан) в «волшебном мешочке»; составляют загадки о предметах, называя их отличительные признаки.Текущий 16 Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы 1 УНЗ Умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы Что значит «сравнить предметы». Как правильно выбрать признак для сравнения. По каким признакам объединяют предметы в группы. Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия по выделенному (учителем или учеником) признаку (основанию); объединяют, распределяют предметы в группы, определив основной сходный признак. Текущий 17 Органы чувств – верные помощники в познании мира
1 УНЗ Умение добывать информацию с помощью органов чувств
Умение характеризовать предметы, называя их отличительные признаки и свойства Какие источники информации можно использовать, познавая окружающее. С помощью чего человек собирает информацию об окружающих предметах. Что значит уметь видеть, слышать, осязать. Работают с натуральными предметами, их изображениями, учатся добывать информацию о них с помощью органов чувств (определять форму, размер, расположение, звук, качество поверхности и др.); учатся делать выводы после выполнения разных познавательных задач; работают с разрезными карточками. Практическая работа 18 Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты
1 УНУ Развитие эстетического восприятия окружающего
Умение наблюдать, классифицировать предметы окружающего мира Что нас окружает. На какие две группы можно распределить предметы окружающего мира. Какими люди стараются делать свои изделия. Рассказывают, что они наблюдали во время воскресной прогулки с родителями, что они видят в классе, на фотографиях в учебнике; учатся различать при- родные объекты и изделия человека. Текущий 19 Способы изучения окружающего мира 1 УНУ Умение извлекать информацию из разных источников
Умение задавать вопросы об окружающем и находить ответы на них
Умение работать в паре Какими способами можно изучать окружающий мир. Какой метод познания является основным для первоклассника. Учатся ставить (вместе с учителем) познавательные задачи; учатся наблюдать объекты и явления окружающего мира; пробуют задавать вопросы по картинке, проводят первый простой опыт. Текущий 20 Живая и неживая природа
1 УНЗ Умение различать предметы живой и неживой природы
Умение отгадывать загадки (называть отличительные признаки предмета, по которым она разгадана)
Умение работать в паре Что относится к живой и неживой природе. Чем живые существа отличаются от неживых предметов. Высказывают свои предположения о свойствах живого существа и аргументируют их; находят предметы на разрезных карточках и классифицируют их, распределяют на группы. Практическая работа 21 Обобщающий урок
«Как изучают окружающий мир»
1 ПКЗУН Умение характеризовать, сравнивать, классифицировать предметы
Умение работать с иллюстрациями, извлекать нужную информацию
Умение пользоваться условными обозначениями Обобщается изученный материал Проверяют свои знания и умения; учатся обобщать открытые ранее знания и умения, применять их на практике; работают с разрезными карточками: демонстрируют умения описывать, сравнивать, объединять, классифицировать предметы окружающего мира (реальные предметы или изображённые на фотографиях и рисунках). Рубежный
тест 22 Экскурсия (на пришкольный участок, в ближайший сквер)
1 УНЗ Умение ставить познавательные задачи, планировать их решение
Умение целенаправленно наблюдать природные объекты и явления Наблюдение изменений, которые произошли в при- роде со времени начала учёбы. Наблюдение деревьев, кустарников, травянистых растений. Сбор природного материала для уроков. Наблюдают и описывают осенние изменения в природе, растения пришкольного участка; собирают опавшие веточки, листья, шишки, плоды разных растений (по возможности) для последующего их изучения. Экскурсия Разнообразие и красота растений (15 часов)
23 Многообразие растений. Условия их жизни 1 УНУ Умение характеризовать растения
Умение извлекать информацию из иллюстраций
Умение отвечать на вопросы. Где можно наблюдать растения. Что им нужно для жизни. Чем растения различаются, в чём их сходство. Анализируют стихотворение, высказывают свои предположения; сравнивают растения, находят сходства и различия между ними; работают с разрезными карточками. Текущий 24 Строение растений (на примере цветкового травянистого растения)
1 УНЗ Умение работать с рисунком-схемой, извлекать нужную информацию
Умение работать в паре Какие части есть у большинства растений. Чем могут различаться стебли, листья и плоды растений. Анализируют собственные наблюдения за растениями, разнообразием их строения; сравнивают листья, корни, плоды разных растений (у комнатных растений, по рисункам, разрезным карточкам, листкам гербария); учатся добывать информацию по рисунку-схеме; составляют модель растения (травянистого, цветкового).Практическая работа 25 Какими бывают растения. Дерево, его строение 1 ПЗНУ Умение наблюдать и делать выводы
Извлекать информацию из рисунка-схемы
Умение сравнивать растения
Умение моделировать растения, работать с рисунком-схемой дерева и его моделью По каким признакам можно сравнивать растения. На какие группы можно разделить растения по их строению. Из каких частей состоят деревья. Какой признак у этой группы растений главный. Высказывают предположения о том, на какие группы можно распре- делить растения; работают с разрезными кар- точками, распределяют растения на деревья, кустарники, травы; выделяют существенный признак дерева; анализируют рисунок-схему. Практическая работа 26 Кустарники и травы, их отличие от деревьев 1 УНЗ Умение различать, классифицировать растения
Умение работать в парах Чем кустарники отличаются от деревьев. По какому признаку объединяют растения в группу «кустарники», имеют ли при этом значение размеры растений. Чем могут различаться травянистые растения. Сравнивают строение дерева, кустарника, травянистого растения, выявляют их отличительные признаки; знакомятся с разнообразием кустарников по разрезным карточкам и учатся их различать; анализируют высказывания учащихся и аргументируют своё мнение; обобщают полученные знания. Текущий 27 Лиственные деревья, разнообразие их листьев
1 УНУ Умение сравнивать и различать листья, объединять их в группы
Целенаправленно вести наблюдения и анализировать их
Работать с рисунком-схемой Чем могут различаться деревья. Какие растения относятся к лиственным деревьям. В чём сходство их листьев, в чём различие. Как меняется вид лиственных деревьев в разные времена года. Наблюдают и сравнивают листья разных лиственных пород деревьев, находят между ними сходства и различия; определяют основной признак группы лиственных деревьев; моделируют простые и сложные листья; анализируют стихотворение и рассказывают о своих наблюдениях явления листопада. Текущий 28 Хвойные деревья, их разнообразие 1 ПЗНУ Умение различать и сравнивать деревья
Находить существенные признаки, объединять в группы. Какие деревья называются хвойными. Чем они отличаются от лиственных деревьев. Как они выглядят в разные времена года. Где созревают их семена. Чем различаются хвойные деревья. Рассматривают и сравнивают хвойные деревья (длину хвоинок, прикрепление к ветви, шишки); работают с разрезными карточками, распределяют деревья на лиственные и хвойные; обобщают по- лученные знания и проверяют свои выводы. Текущий 29 Разнообразие ягодных растений. Ядовитые ягоды 1 ПЗУН Умение работать с разными источниками информации
Умение составлять загадки (указывать отличительные признаки загадываемых растений) Какое значение имеют ягодные растения для при- роды и человека. Как правильно собирать ягоды. Все ли ягоды съедобны. Извлекают информацию из иллюстративного материала учебника, текста, отгадывают и загадывают загадки; обсуждают экологические проблемы, связанные с ягодными растениями; работают с разрезными карточками. Текущий 30 Обобщающий урок
«Разнообразие растений»
1 ПКЗУН Проверяем умения различать, сравнивать, объединять растения в группы, выделять существенные признаки
Умение пользоваться условными знаками Закрепляем следующие знания и умения: растение – живое существо, условия жизни растений; части растения; существенные при- знаки дерева, кустарника, травянистого растения; умения различать хвойные и лиственные деревья; умения давать характеристику растению. Отвечают на вопросы учителя, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради. Рубежный
тест 31 Удивительные растения мира. Экскурсия (в оранжерею, ботанический сад, по возможности)
1 УНЗ Умение выбирать научную информацию из художественного текста и иллюстраций
Умение моделировать растения
Работать в паре (распределять работу по изготовлению изделия) Зависит ли строение растения от условий его жизни. Чем могут быть примечательны разные растения мира. Почему некоторые растения исчезли или стали редки- ми на Земле. Для чего была создана Красная книга растений. Работают с художественным текстом, извлекают из него научную информацию; обсуждают отношение людей к дикорастущим растениям и экологические проблемы, связанные с их деятельностью; распределяют работу по изготовлению модели (в виде аппликации) выбранного растения и подготовке сообщения о нём; знакомятся с растениями родного края, которые занесены в Красную книгу России. Экскурсия 32 Контрольный урок «Что мы узнали об окружающем мире в первом полугодии» рабочая тетрадь
1 ПКЗУН Умение находить отличительные признаки предметов, сравнивать, объединять их
Умение находить информацию из разных источников Проверить усвоение предметных знаний, умений и УУД. Выполняют задания в рабочей тетради, оценивают (вместе с учителем) результаты своей работы. Проверочная работа 33
33. радьире в первом полугодии) при пожарееКультурные растения 1 УНЗ Умение различать, сравнивать, объединять растения в группы
Умение работать в паре Какое значение для человека имеют дикорастущие растения. Где они растут, и как их используют люди. Какие растения называются культурными, и где их выращивают. Какие растения называют сорняками. Почему надо с ними бороться. Обсуждают значение культурных растений в жизни человека; вы- являют отличительные признаки культурных растений от дикорастущих одного вида, предлагают способы борьбы с сорняками; анализируют рисунки, выполняют задания в рабочей тетради, работают с раз- резными карточками. Практическая работа 34 Растения сада и огорода
1 ПЗНУ Умение классифицировать, выделять отличительные признаки предметов Чем отличается сад от огорода. Какие плоды растений называют фруктами, овощами. Для чего нужны теплицы. Как выращивают рассаду. Анализируют рисунки, Сравнивают и описывают плоды разных растений; работают с разрезными карточками, лепят из пластилина фрукты и овощи; выполняют практическую работу (сеют семена на рассаду). Практическая работа 35 Растения поля. Зерновые культуры 1 УНУ Умение составлять рассказ по картинкам
Умение готовить небольшое сообщение Какие культуры выращивают в поле. Чем различаются зерновые культуры. Как нужно относиться к хлебу. Из каких растений делают продукты питания, ткани. Работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них), с гербарием; обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему; знакомятся с разными профессиями людей, которые выращивают культурные растения и изготавливают из них продукты питания, одежду; организуют выставку «Это всё сделано из растений». Текущий 36 Декоративные растения. Комнатные растения
1 ПЗНУ Умение наблюдать, готовить небольшое сообщение о своих наблюдениях
Умение работать в паре Для чего люди выращивают растения на улицах города, в парках, скверах, дворах. Что нужно знать о растении, что- бы вырастить его в комнатных условиях, как ухаживать за ним. Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями; наблюдают комнатные растения, сравнивают их, характеризуют; выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями. Практическая работа 37 Обобщающий урок
«Что мы узнали о растениях»
1 ПКЗУН Умение работать с разными источниками информации
Умение сравнивать предметы, объединять их в группы
Умение выполнять тестовые задания Обобщаются знания, полученные учениками о растениях. Проверяется усвоение предметных умений и универсальных учебных действий. Обобщают знания, открытые ими при изучении растений; выполняют тестовые задания в рабочей тетради, проверяют и оценивают свои результаты, восполняют пробелы в знаниях; делают краткие сообщения о выбранном культурном (декоративном) растении. Рубежный
тест Разнообразие грибов (3 часа) 38 Грибы, их многообразие
1 УНЗ Умение узнавать предметы по их признакам
Умение работать с рисунком-схемой
• Извлекать нужную информацию из текста Можно ли считать грибы живыми существами. Какое строение имеют шляпочные грибы. Чем они различаются. Чем грибы отличаются от растений. Рассматривают разные грибы (на картинках, муляжи, реальные грибы – по возможности), находят их сходства и различия; работают с рисунком-схемой строения гриба, выделяют части шляпочного гриба; сравнивают растения и грибы; дополняют выводы, данные в учебнике. Практическая работа 39 Съедобные и ядовитые грибы
1 УНУ Умение сравнивать, классифицировать предметы, находить отличительные признаки
• Умение работать с разными источниками информации Все ли шляпочные грибы съедобны. Как различать несъедобные и съедобные грибы по их строению. Как правильно собирать грибы. Находят различия в строении шляпок и ножек грибов, выделяют отличительные признаки ядовитых грибов; обсуждают правила сбора грибов; составляют памятки безопасности; работают с разрезными карточками и выполняют задания в рабочей тетради. Практическая работа 40 Удивительные грибы (другие виды грибов)
1 УНЗ Умение моделировать шляпочные грибы
• Умение распределять работу в паре Какие грибы растут на деревьях, полезны ли они для них. Что такое плесень. Почему хлеб плесневеет. Что используется для приготовления хлебобулочных изделий. Наблюдают внешние особенности грибов, описывают их отличительные признаки; наблюдают под лупой плесень; обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека; лепят из пластилина шляпочные грибы и дают им характеристику. Текущий Разнообразие и красота животных(18 часов)
41 Животные, их разнообразие 1 УНЗ Умение характеризовать животных
Умение находить основную и дополнительную информацию, работая с иллюстрациями, художественным и учебным текстами Какие свойства живых существ есть у всех животных, чем они отличаются от растений и грибов. Где обитают животные, чем питаются, какие сооружают жилища. Что необходимо животным для жизни. Работают в парах – размышляют, чем различаются животные, как они связаны с растениями, чем животные отличаются от растений и грибов; узнают животных по их отличительным признакам, описывают одно из них; проверяют свои выводы, предлагают дополнения к ним. Текущий 42 Млекопитающие, их многообразие
1 УНУ Умения осуществлять поиск информации из иллюстраций и учебного текста
Умение сравнивать, находить сходства и различия, выделять среди признаков существенный признак, объединять (классифицировать) животных
Умение сочинять историю на заданную тему По каким признакам выделяют группу млекопитающих. Какой признак у них является главным. Чем могут различаться млекопита- ющие. К какой группе отнести кита и дельфина. Высказывают предположения о признаках, по которым можно объединять животных в от- дельные группы; находят признак, который является главным для млекопитающих; работают с разрезными карточками; сочиняют историю по картинкам. Практическая работа 43 Птицы, их многообразие 1 УНЗ Продолжаем развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки животных;
Умение работать с разными источниками информации
Умения моделировать Чем птицы отличаются от млекопитающих. Какой основной признак отличает птиц от других животных. Почему перья, ноги, клювы птиц разные. От чего зависят их форма и размеры. Чем питаются птицы. Рассказывают о том, каких птиц и где они наблюдали; выясняют, чем птицы отличаются от млеко- питающих; учатся различать птиц, сравнивают их клювы, ноги, перья, называют среду обитания, способ питания; классифицируют птиц, работают с разрезными карточками; наблюдают во дворе дома образ жизни птиц. Практическая работа 44 Размножение птиц
1 УНЗ Умение наблюдать, описывать свои наблюдения
Моделировать предметы окружающего мира Как размножаются птицы. Чем различаются самка и самец у птиц. Из каких материалов сооружают птицы свои гнёзда. Как они заботятся о своём потомстве. Выделяют основную информацию из прослушанного текста; рассматривают иллюстрации, сравнивают вид самки и самца, гнёзда птиц; работают с разрезными карточками, классифицируют птиц; моделируют гнездо птицы (по желанию). Практическая работа 45 Удивительные птицы 1 УНЗ Умение анализировать рисунок и предполагать, какая заложена в нём информация
Умение устанавливать взаимосвязи между объектами окружающего мира
Обобщать наблюдения, делать выводы Чем страус и пингвин отличаются от других птиц. Каких птиц называют певчими. Какую пользу приносят птицы природе и человеку. Почему некоторые птицы улетают осенью в тёплые края. Как помочь зиму- ющим птицам. Собирают информацию о птицах по рисункам, своим наблюдениям, слушают записи звуков, издаваемых птицами; анализируют задумки художника (по рисункам в рабочей тетради); узнают птиц по описанию и голосам; предполагают, почему не все птицы улетают зимовать в тёплые края, размышляют о том, как помочь птицам зимой. Текущий 46 Насекомые, их много- образие 1 УНЗ Умение находить сходства и различия, представлять образ предмета по его описанию
Наблюдать и описывать предметы окружающего мира
Обобщать найденную информацию и делать выводы Каких животных относят к насекомым, почему они так называются. Какой признак у этой группы животных основной. Какое строение тела имеют насекомые, чем они могут отличаться. Как защищаются насекомые. Разгадывают загадки, выделяя отличительные признаки насеко- мых; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради; моделируют насекомое по выбору (по желанию). Практическая работа 47 Общественные насекомые 1 УНУ Умение определять основную и дополнительную информацию из текста
Выделять научную информацию из художественного текста
Анализировать рисунки. Почему пчёл и муравьев называют общественными насекомыми. Чем отличается их образ жизни от других насекомых. Какие правила жизни общественных насекомых нужно выполнять людям. Рассказывают о жизни пчёл и муравьев; анализируют рисунки, учатся выделять основную мысль текста; осваивают дидактическую игру, узнают насекомое по признакам, составляют подобное задание для одноклассников; рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами, муравьями, о бережном отношении к ним. Текущий 48-49
Жуки и бабочки
2 УНЗ
УНУ Умение наблюдать, выделять отличительные признаки насекомых, сравнивать и объединять их в группы Чем жуки и бабочки отличаются от других насекомых. Чем полезны жуки и бабочки природе. Почему стали редкими некоторые насекомые. Находят нужную информацию из рисунка, текста, собственных наблюдений; составляют правила поведения в природе; работают с разрезными карточками; составляют рассказ по картинкам; выполняют тест в рабочей тетради. Текущий Текущий
тест 50 Рыбы, их многообразие 1 УНЗ Умение находить необходимую информацию из разных источников
Умение работать с рисунками-схемами
Умение работать в паре Где обитают рыбы, чем они отличаются от других животных. Какое строение тела имеют рыбы, как оно связано со средой обитания. Какие функции выполняют разные части тела рыбы. Выделяют основной признак рыб, находят части тела рыб по рисунку-схеме, сравнивают строение их тела с другими животными; работают с раз- резными карточками, выполняют задания в рабочей тетради. Текущий 51 Аквариумные рыбы
1 УНУ Умение наблюдать за природными объектами, характеризовать и моделировать их, составлять небольшое сообщение Как называют устройство для содержания рыб в помещении. Для чего человек разводит аквариумных рыб. Какие условия создают аквариумным рыбкам, чем их кормят. Как ухаживают за аквариумом, какие предметы необходимы для этого. Узнают рыб по описанию, выделяют их отличительные признаки, классифицируют рыб, работают с разрезными карточками; наблюдают аквариумных рыб, описывают их повадки; моделируют строение тела рыбы; анализируют рисунок и рассуждают о неправильном поведении людей на водоёмах, составляют советы по безопасному поведению детей; готовят небольшие сообщения об аквариумных рыбках. Текущий 52 Земноводные и пресмы- кающиеся, их разнообразие 1 УНЗ Умение ставить познавательную задачу и планировать её решение
Умение выделять в тексте нужную информацию, находить ответы на вопросы
Проводить наблюдения и описывать их Почему лягушек и жаб объединили в одну группу. Чем они отличаются от других животных. Можно ли змею, черепаху, ящерицу объединить в одну группу, в чём их сходство. Нужны ли природе земноводные и пресмыкающиеся. Чем они полезны человеку. Рассматривают иллюстрации, находят сходства между земноводными, пресмыкающимися, выделяют их основные признаки; сравнивают земноводных и пресмыкающихся, находят их различия; рассуждают о пользе земноводных и пресмыкающихся для природы и человека; проводят наблюдения (при наличии этих животных в живом уголке школы) или вспоминают свои наблюдения в природе. Текущий 53 Древние пресмыкающиеся 1 УНЗ Проверяется умение выполнять тестовые задания
Умение готовить небольшие сообщения Давно ли появились пресмыкающиеся на Земле. Какими были разные динозавры. Закрепляются знания о рыбах, земноводных, пресмыкающихся. Слушают и обсуждают сообщения о динозаврах, работают с разрезными карточками; обобщают знания, открытые ими при изучении разных групп животных; выполняют тест в рабочей тетради. Текущий
тест 54 Домашние животные, их значение в жизни человека
1 УНЗ Умение наблюдать и готовить краткое сообщение о своих наблюдениях
Описывать характерные особенности домашних животных Как называются животные, которых специально разводит и выращивает человек. Чем различается жизнь диких и домашних животных. Какую пользу приносят людям домашние животные. Выделяют группы животных, которые одомашнил человек; рассказывают о своих наблюдениях за домашними животными, обсуждают, чем отличаются условия их жизни от жизни диких животных; рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них; работают с разрезными карточками, распределяют животных на домашних и диких. Практическая работа 55 Домашние питомцы
1 УНУ Умение анализировать текст, рисунки, наблюдения, сравнивать, классифицировать предметы окружающего мира Как называются животные, которых специально разводит и выращивает человек. Чем различается жизнь диких и домашних животных. Какую пользу приносят людям домашние животные. Наблюдают за домашними питомцами и рассказывают о них своим одноклассникам, о том, какие у них повадки, как они ухаживают за ними, как воспитывают; делают вывод об ответственном отношении к жи- вотным, которых приручили. Текущий 56 Обобщающий урок
«Что мы узнали о животных»
1 ПКЗУН Проверяется умение различать, классифицировать предметы окружающего мира
Умение выполнять тестовые задания Проверяется усвоение знаний о животных и универсальных учебных умений. Выполняют задания в учебнике и в рабочей тетради, работают с разрезными карточками, оценивают свои знания и умения, восполняют пробелы. Рубежный
тест 57 57. Экскурсия (в зоомагазин)
1 УНЗ Умение описывать, характеризовать объекты окружающего мира, высказывать свои суждения, аргументировать их Расширяется представление учащихся о животном мире Земли. Наблюдают животных, знакомятся с работой служащих зоопарка; собирают информацию о животном, выбранном для сообщения. Экскурсия 58 Красная книга растений и животных 1 УНЗ Умение анализировать иллюстрации, находить необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний
Умение оценивать деятельность людей и собственные действия Почему стали редкими некоторые растения и животные. Почему книгу, куда они занесены, назвали Красной. Как со- хранить многообразие живых существ на Земле. Знакомятся с редкими растениями и животными мира; обсуждают деятельность людей по сохранению многообразия растительного и животного мира Земли; намечают план помощи взрослым. Текущий Творения людей вокруг тебя (8 часов)
59 Дерево в жизни человека 1 УНУ Умение представлять последовательность действий, пользуясь рисунком-схемой
Умение дополнять учебную информацию собственными наблюдениями, суждениями, выводами Какое значение имеют деревья в природе и в жизни людей. Почему тема названа «Вторая жизнь дерева». Как сохранить деревья. Обсуждают значение деревьев в природе и в жизни человека (и в собственной жизни); знакомятся с изделиями из древесины и способами их сохранения; разрешают нравственную коллизию: какое дерево важнее – живое или срубленное, анализируют отношение человека к живому дереву по тексту стихотворения (в рабочей тетради), отмечая, что в нём говорится об уходе за деревьями; рассуждают о необходимости экономного использования бумаги и возможности её вторичного использования; наблюдают деревья школьного двора (как к ним относятся ученики школы). Текущий 60 Народное творчество 1 УНЗ Развитие эстетического восприятия предметного мира
Умение различать изделия народных мастеров Какими были (и есть) изделия народных мастеров. Какие материалы они использовали для своих изделий и как их украшали. Знакомятся с изделиями народных мастеров (по экспонатам музея), материалами, из которых они изготовлены, с разнообразием и спецификой узоров; пробуют создать своё изделие (по желанию). Возможно создание выставки изделий народных мастеров в классе с помощью родителей. Текущий 61 Национальные традиции в изделиях разных народов (Экскурсия в краеведческий музей)
1 УНЗ Уважительное отношение к национальным традициям разных народов Чем различаются изделия мастеров разных народов. Какими могут быть национальные традиции, в чём они проявляются. Знакомятся с национальными традициями разных народов (народов, живущих в родном краю); рассуждают о важности уважительного отношения к традициям разных народов. Возможна выставка (с помощью родителей) в классе изделий с национальными узорами в одежде, на предметах быта. Экскурсия 62 Мир увлечений людей. Коллекционирование 1 ПЗНУ Умение собирать информацию о предметах окружающего мира и презентовать её Чем могут увлекаться люди. Что такое коллекция, из каких экспонатов она может состоять. Рассказывают (представляют) о своих увлечениях, показывают свои коллекции. Возможно участие коллекционеров-родителей (по возможности). Текущий 63 Среда обитания – наш общий дом. Твой дом и двор
1 ПЗНУ Развитие эстетического восприятия окружающего, желания сохранять его чистоту и красоту Каким должен быть дом и двор, в котором живут люди. Каким можно сделать школьный двор. Рассуждают о своём участии в сохранении чистоты и красоты своего дома, двора, школьного здания и школьного двора; проводят посадку клумбы в школьном дворе, саженцев кустарников или деревьев. Текущий 64 Родной город (село, край), его памятные места (Экскурсия по родному городу, селу)
На загородной дороге 1 УНЗ Развитие эстетического восприятие окружающего, формирование бережного отношения к историческим памятникам, уважительного отношения к святым местам Какие досто- примечательности можно посмотреть в родном краю. Какие памятные, святые места есть в нём, как за ними ухаживают. Наблюдают достопри- мечательности родного края; приводят в порядок памятные места; готовят сообщение об одном из них (по желанию). Экскурсия 65 Памятники культуры. Бережное отношение к ним
1 ПЗНУ Развитие патриотизма, любви к родному краю и к своей Родине, к её историческому прошлому, к памятникам культуры, созданных нашими предками Какие творения людей становятся памятниками культуры. Важность бережного отношения к старинным памятникам. Учатся бережно относиться к старинным зданиям, памятным местам, восхищаются творениями великих зодчих России. Текущий 66 Итоговый контрольный урок «Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в первом классе»
1 ПКЗУН Проверяется умение находить нужную информацию из текста и иллюстраций
Умение различать и классифицировать предметы окружающего мира
Умение оценивать свои успехи в учёбе Проверяются предметные знания и метапред- метные умения. Выполняют работу в рабочей тетради, оценивают её, анализируют результаты своей учёбы в классе. Проверочная работа