Конспект урока по физике 8 класс Двигатели внутреннего сгорания
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Конспект открытого урока.
Физика 8 класс
20
ноября 20
14
год
Тема урока:
Работа
газа
и
пара
при расширении.
Двигатель внутреннего сгорания.
Цел
ь
урока:
Формирование
зна
ни
й
учащихся о работе пара и газа на примере
изучения двигателя внутреннего сгорания.
Ознаком
ление
уч
а-
щихся с устройством и принципом работы этого двигат
е
ля.
Задачи:
1.
Развивать умение работать с текстом учебника (находить о
тве
ты
на предложенные
вопросы).
2.
Н
аучить ребят п
ользоваться таблицами; сравни
вать и сопоста
в-
лять изучаемые процессы (такты в работе двига
теля).
3.
В целях профориентации подчеркнуть роль механизации в
н
а
родном хозяйстве страны.
Методы обучения:
Рассказ. Беседа.
Презентация.
Демонстрация мо
дели, таблиц,
фильма, работа с учебником
, с ЭОР
. Наблюдение. Сопоставление.
Умо
заключение. Сообщение школьника.
Литература:
1)
Перышкин А.В.
Физика: Учебник для 8 класса средней школы.
–
М.:
Дрофа
.
20
10
.
2)
Методика преподования физики в 7
–
8 классах средней школы.
Под ред. А.В. Усовой.
–
М.: Просвещение. 1990.
3)
В.Г. Разумовский, Л.С. Хижнякова. Современный урок физики в
средней школе.
–
М
.: Просвещение,
2012
.
4
)
Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и
техники, 1870
–
1917 гг.
–
М.: Просвещение, 1988.
5)
Демонстрационные опыты по физике в 6
—
7 классах средней
ш
колы
Под ред. А. А
. Покровского.
—
М.: Просвещение,
2013
.
Оборудование:
Демонстрационное:
1)
цилиндр для демонстрации взрыва горю
чей смеси,
2)
модель
двигателя
внутреннего сгорания,
3)
таблица четырехцилиндрово
го двигателя внутреннего сгорания,
4)
велосипедный насос,
5)
фильм «Дви
гатель внутреннего сгорания».
ЭОР
:
1)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Двигатель
внутреннего сгорания
2)
http://www.youtube.com/
watch?v=ilZyCD
-
QlJg
принцип работы двигателя
внутреннего сгорания.
3)
http://school
-
collection.edu54.ru/catalog/rubr/
-
электронная коллекция
опытов по физике
Структура урока:
№
План урока
Время
1
Организационный момент
1 мин
2
Повторение
5 мин
3
Изучение и закрепление нового материала:
Применение двигателя внутреннего сгорания в сел
ь
ском
хозяйстве.
(Сопровождается презентацией)
11
мин
Физкультминутка
1
мин
Устройство двиг
ателя.
Работа двигателя.
Особенности дизельного двигателя.
Презентация. ЭОР)
2
1
мин
4
Задание на дом
1 мин
Ход урока.
1.Организационный момент.
1)
Приветствия учащихся.
2)
Сообщение темы и целей урока.
2. Повторение.
Учитель.
Сегодня мы п
ознакомимся с устройством и ра
ботой двигателя вну
т-
реннего сгорания. В настоящее время двига
тель внутреннего сгорания является
наиболее распространенным. Такого типа двигатели используются на кораблях,
тепловозах, автомобилях, сельскохозяйственных машинах
и т. д. Но для начала п
о-
вторим материал прошлых уроков. Скажите, какие превращения агрегатных с
о
ст
о-
яний веществ мы изучали?
(
Слайд 1,2
)
Ученик
. Превращение из твердого состояния в жидкое называется плавлением.
Ученик
.
Превращение из жидкого состояния в тв
ердое называется плавлением.
Ученик
. Превращение из жидкого состояния в газообразное называется пар
о-
обр
а
зованием.
Ученик
. Превращение из газообразного состояния в жидкое называется конде
н-
сацией.
Учитель
. Приведите примеры превращения энергии пара в механи
ческую эне
р-
гию тела.
Ученик.
При расширении пара в цилиндре с поршнем совершается работа и зн
а-
чит энергия пара превращается в механическую энергию поршня.
Учитель
. Какие двигатели называются тепловыми?
Ученик.
Тепловыми двигателями называются машины, в кот
орых внутренняя
энергия топлива превращается в механическую энергию.
Учитель
. Какие виды тепловых двигателей вам известны?
Ученик
. К таким двигателям относятся: двигатель внутреннего сгорания, пар
о-
вая и газовая турбина, реактивный двигатель.
Учитель
. Все в
ерно. А теперь перейдем к подробному изучению двигателя
внутреннего сгорания.
Слайд 3.
3.
Изучение и закрепление нового материала.
Выясним, почему этот тип теплового двигателя называется дви
гателем внутре
н-
него сгорания. (Показывает фрагмент «Третий та
кт» из
видео
фильма.) Как видите,
горючая смесь сгорает внутри цилин
дра двигателя. Поэтому он и называется дв
и-
гателем внутреннего сгорания.
Слайд 4
.
Двигатель внутреннего сгорания был изобретен сравнительно недавно.
Около ста лет назад немецкий механик Г.
Даймлер получил патент на изобретение
бе
н
зинового двигателя, который стал при
меняться на первых автомобилях.
Слайд 5
, 6.
В 1888 г. в России был разработан проект бензинового двига
теля.
Создал его капитан морского флота О. С. Костович. Этот дви
гатель им
ел мощность
60 кВт и предназначался для дирижабля. Двигатель Костовича с горизонтально
размещенными цилиндрами имел значительные преимущества перед зарубежн
ы-
ми. Он получил шир
о
кое применение, в основном на транспорте и в сельском хо
-
зяйстве.
Посмотрите фот
ографии. Они показывают, какое широкое при
менение получил
двигатель внутреннего сгорания. (Учитель от
крывает доску, где закреплены фот
о-
графии машин с двигателем внутреннего сгорания.
Р
ис. 1. Д
вухэтажный автобус
Рис.2 Спортивный автомобиль.
Рис.
3
. Тепловоз
Учитель показывает таблицу 1, иллюстрирующую рост сельско
хозяйственной техники в
СССР.)
Слайд 7.
Таблица 1
.
Поставка сельскому хозяйству машин (тыс. шт.)
Годы
1940
1965
1970
1980
Тракторы
Грузовые автомобили
Зерноуборочные ком
байны
20,3
17,5
12,8
239,5
94,3
79,4
309,3
156,6
97,1
347,8
268
117,5
Учитель
. Эти цифры убеждают нас в том, что применение дви
гателей внутре
н-
него сгорания в народном хозяйстве страны
в эти годы возрастало
.
Просмотрите
видео
фильм «Устройство двигателя внутреннего сго
рания и при
н-
цип
его действия». (
Показывает
в
идео
фильм
.)
Какие части двигателя вы видите? Покажите их на модели.
Ученик
.
Двигатель состоит из
:
цилиндра, поршня, шату
на, кл
а-
панов, свечи, маховика, коленчатого вала. (Показывает на модели.)
Учитель
. Мы познакомились с устройством двигателя внутре
н-
него
сгорания. Т
е
перь рассмотрим, как он работает.
Чтобы понять принцип действия двигателя внутреннего сгора
-
ния, проделаем опыт со взрывом горючей смеси в чугунном ц
и-
лин
дре. Введем в цилиндр 3
—
5 капель бе
н
зина. Закроем цилиндр
поршнем. Теперь под поршнем в
цилиндре находится смесь паров
бен
зина и во
з
духа. Что произойдет, если эту смесь воспламенить?
Ученик
. Произойдет взрыв, и поршень подн
и-
мется.
Учитель
. Верно. За счет, какой энергии пр
о-
Рис. 4. Модель Двигателя внутреннего сгорания
изойдет подъем поршня?
Ученик
. Внутренняя энергия нагретого газа прев
ратится в механическую эне
р-
гию поршня.
Учитель
. Проверим это предположение, проверим нашу гипотезу. (Проделывает
опыт) Теперь нужно понять, как за счет энергии взрыва в двигателе совершается
р
а
бота по вращению колен
чатого вала.
Обратимся к модели двигател
я.
Слайд 8
, 9.
Наибольшее распространение в технике получил четырехтакт
ный
двигатель внутреннего сгорания. Один рабочий цикл двигате
ля совершается за ч
е-
тыре хода поршня, или, как говорят, за четыре такта. (Крайние положения поршня
в цилин
д
ре называют ме
рт
выми точками.) Рассмотрим поочередно эти такты.
Откройте учебник на странице 53
и найдите в
тексте § 22 описа
ние устройства
этого двигателя. (Учащиеся несколько минут ра
ботают с книгой.) Где сгорает то
п-
ливо в этом двигателе?
Ученик
. Топливо сгорает в
нутри цилиндра.
Учитель
. Как же топливо попадает внутрь цилиндра? Най
дите ответ
на этот вопрос в у
чебнике, прочитав на странице 54
абзац со слов
«При повороте вала...». (Ученики работают с учебни
ком.) Что прои
с-
ходит в двигателе при I такте?
Ученик
. При п
овороте вала поршень движется вниз. От
крывается
впускной кл
а
пан и в цилиндр входит горючая смесь (рис.
25
а).
(Учитель показывает на модели ход поршня, открытие впуск
ного
клапана, а учен
и
ку дает задание записать на доске: «I такт
—
впуск».)
Учитель
. Пр
очитайте по учебнику дальше, что происходит при II та
к-
те.
Ученик
. Поршень поднимается и сжимает горючую смесь. Клапаны
закрыты. В конце II такта смесь воспламеняется от свечи (рис.
25
б).
(Учитель демонстрирует на модели ход поршня при II такте.)
Учитель.
Как называется этот такт?
Ученик
. Сжатие. (Записывает на доске: «
II
такт
—
сжатие».)
Учитель
. Ознакомьтесь по учебнику с III тактом. Как на
зывается этот
такт?
(Ученики читают текст учебника.)
Ученик
. III такт называется рабочим ходом, потому что газы
,
образ
о-
вавшиеся при сгорании смеси, давят на поршень и двигают его вниз. Газ
при расширении выполн
я
ет работу.
(Учитель демонстрирует на модели двигателя III такт
—
рабо
чий ход
(рис.
25
в).)
Учитель
. Прочитайте следующий абзац и ознакомьтесь с IV тактом.
Как он наз
ы
вается?
Уче
ник
. Выпуск. В IV такте поршень двигается вверх и выталкивает
газы через открытый выпускной клапан (рис.
25 г
). В конце хода поршня
выпускной клапан з
а
крывается.
(Учитель записывает на доске: «IV такт
—
выпуск».)
Учитель
. Итак, за ско
лько тактов происходит один рабо
чий цикл в дв
и-
гателе? Как называются эти такты?
Ученик
. Мы рассмотрели четыре такта: впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск.
Учитель
. Запишите в тетради цикл работы двигателя. Посмотрите на модель.
Что происходит дальше при вращении колен
чатого вала?
Ученик
. Такты повторяются.
Учитель
. Посмотрим, как работает двигатель внутреннего сгорания. (Учитель
включает фрагмент из кинофильма «Дв
игатели внутреннего сгорания»
(
ЭОР
) Что
нового вы увидели в работе двигате
ля? Сможете ли теперь объяснить, как же по
р-
шень в
ы
ходит из по
ложений, называемых мертвыми точками?
Ученик
. Коленчатый вал вместе с маховиком, получив толчок от поршня во
время рабо
чего хода, продолжают вращаться но инерции и обеспечивают дал
ь-
нейшее дв
и
жение поршня.
Учитель
. Кто сможет рассказать о работе двигателя и по
казать все такты на м
о-
дели? (Ученик выходит к доске и на модели показывает все четыре такта. Затем
учитель дем
онстрирует таблицы с изображением одноцилиндрового и четырехц
и-
лин
д
рового двигате
лей.) Чем отличаются эти двигатели?
У
ченик
.
Количеством цилиндров.
Учитель.
Как вы думаете, одинаковы ли мощности этих двигателей?
Ученик
. Мощность четырехцилиндрового двигат
еля б
у-
дет больше.
Учитель.
Верно. Многоцилиндровые двигатели обеспечи
-
вают равномерность вращения вала и имеют большую мо
щ-
ность. Одноцилиндровые двигатели устанавлив
а
ют главным
образом на моторных лодках и мопедах. На мотоциклах
у
с
танавливаются двухцилиндр
овые двигатели. На автомоб
и-
лях, тракторах
—
4
-
, 6
-
, 8
-
, 12
-
и цилиндровые двигатели.
(Учитель обращает внимание учеников на разрез модели
двигателя внутреннего сгорания.) Почему поверхность цилиндра ре
б
ристая?
Ученик
. Такая поверхность необходима для лучшег
о ох
лаждения двигателя.
Учитель.
А зачем необходимо охлаждать двигатель? Как его охлаждают?
Ученик
. Во время работы двигатель нагревается. Если бы не было охлаждения,
то горючая смесь могла бы преждевременно загораться. Поэтому охлаждением и
поддержив
ают определенную температуру двигателя. Двигатели внутреннего сг
о-
рания бывают с жидкостным или воздушным охлаждением.
(
Учитель дает задание одному ученику сделать несколько бы
стрых качаний в
е-
лосипедным насосом, прикрывая выходное отверстие пальцем.)
Учите
ль
. Что ощущает палец?
Ученик
. Тепло.
Учитель.
Значит, при сильном и быстром сжатии газ на
гревается. Это явление
используется в дизельных двигателях. У этих двигателей горючая смесь восплам
е-
няется благодаря сжатию. О дизельных двигателях расскажет Петров.
Он подгот
о-
вил н
е
боль
шое сообщение.
Слайд 10.
Ученик
.
Двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сж
а-
тия сконструировал в 1897 г. немецкий инженер Рудольф Дизель. По имени из
о
б-
рет
а
теля этот двигатель назван дизе
лем. В цилиндре дизеля происходит
сж
атие не
г
о
рючей смеси, а чистого воздуха, который
разогревается при сжатии до 650
°С
.
В
момент подхода поршня к верхнему положению в цилиндр пода
ется топливо через
фо
р
сунку. В цилиндре топливо воспламеняется Дизель более экономичен и имеет
выше коэффиц
и
ент
полезного действия
.
Дизельные двигатели приводят в действие
большегрузные автомобили, тракторы, суда, тепловозы.
Учитель
. Подведем итог урока. Что мы изучили сегодня.
Ученик
.
Мы рассмотрели работу и устройство двигателя внутреннего сгорания.
Учитель
. Поче
му он так называется?
Ученик
.
Потому, что в таких двигателях топливо сгорает внутри цилиндра.
Учитель.
Теперь «озвучим»
видео
фильм. (Показывает фраг
менты из
виде
о-
фильма.) Какие такты совершаются в цилиндре? (На экране демонстрируются ра
з-
ли
ч
ные такты.)
Уче
ник
.
Эти такты называются сжатием, впуском,
ра
бочим ходом, выпуском.
Учитель.
Вы познакомились с двигателями внутреннего сгорания двух типов.
Что общего у этих двигателей?
Ученик
.
Это тепловые машины, в которых механическая работа выполняется за
счет
внутренней энергии топлива. В одном из них горючая смесь воспламеняется
посредством искры от свечи, в другом же топливо воспламеняется в воздухе,
н
а
гретом до высо
кой температуры, благодаря сжатию.
Учитель.
К какому виду двигателей
можно отнести огне
стрел
ьное оружие?
Ученик
. К двигателям внутреннего сгорания. Учитель. О применении двигателя
внутреннего сгорания мы будем говорить на следующем уроке. К этому уроку надо
вы
полнить задание: взять интервью у главного механика, водителей,
слесарей
-
ремонтник
ов автотракторного парка
нашего села
ОАО
«
БИО
ТОН
», предложив им
следующие вопросы:
Слайд 11
.
1. Сколько новых автомобилей и тракторов
хозяйство получило в п
о-
следнее
время?
2. Какого типа двигатели установлены на тракторах и автомо
билях?
3. Какие мощности
двигателей машин в автотракторном парке?
4. Принимаются ли конструкторами машин меры по охране атмосферного во
з-
духа от загрязнения?
5. Каковы предельные скорости машин на улицах села и города?
Желательно, чтобы те из вас, у которых родители работают меха
низаторами,
взяли у них небольшие интервью по этим воп
росам.
4. Задание на дом
Учитель
. Ставлю оценк
и
за обоснованные ответы и умение работать с учебн
и-
ком, за активную работу на уроке и умение анализировать
видео
фильм
.
Откройте дневники и запишите за
дание на дом: §
21,
22
.
Зам. директора ________________/Полутина Г.В./
Анализ
открытого
учебного занятия по
физике
, данного в 8 классе
20
ноября
20
14
года учителем
физики ГБОУ СОШ с. Марьевка
Внуковым Валерием В
а
сильевичем
.
по теме: «
Работа газа
и пара при расширении.
Двигатель внутреннего сгорания
».
Цель проверки:
1. Исследование преподавательской компетентности.
2.
Соблюдение санитарно
-
гигенических норм на уроке
Сроки проверки:
20
ноября 20
14
года
.
Методы и формы проверки:
1. Посещение и анализ урока.
2. Собеседование с учителем
Внуковым В.В.
В результате проверки выявлено следующее:
Оценка правильности определения целей занятия
Цели урока
определены, исходя из программы и педагогической ситуации пр
о-
ведения урока. Дидактические возможности темы позволяют опираться на со
в-
м
е
стную работу учащихся и учителя на основных этапах её изучения. Эмоци
о-
нальное поднесение материала позволяет концентриров
ать внимание на ключевых
моме
н
тах урока и помогает достижению цели и задач
.
Рациональность структурного построения занятия и
целесообразность распределения времени по элементам
Основными элементами данного урока являются: проверка домашнего задания;
со
общение темы, цели и задач урока; мотивация учебной деятельности; актуализ
а-
ция опорных знаний через постановку вопросов; изучение новой темы через изл
о-
жение материала учителем с помощью презентации и ЭОР,
и работы по
учебнику
;
физкультминутка для снятия ут
омления; проверка усвоения нового материала на
уроке через работу по
таблицам
;
демонстрацию моделей и
видео
фильма;
подвед
е-
ние итогов урока, комментированное выставление оценок и инструктаж домашнего
з
а
дания.
Данные элементы урока и их последовательно
сть психологически оправданы и
обеспечивают необходимые условия для активной деятельности учащихся на ур
о-
ке.
Оптимальность отбора содержания учебного материала,
выделение главного и второстепенного
Содержание урока оптимально для изучения и усвоения м
атериала. Различные
в
и
ды деятельности позволили учащимся работать в посильном темпе. Учитель на
уроке делал акценты на главном материале урока через дополнительные задания по
вопр
о
сам
, проверку правильности работы
по рисунку
. Материал урока позволяет
ребя
там хорошо усвоить тему и обеспечивает результативность работы в достиж
е-
нии целей урока.
Эффективность реализации образовательных и развивающих целей.
Цел
ь
урока
, его задачи эффективно реализуются через содержание изучаемого
материала, применяемых
методов и приемов работы с учащимися. Постановка
учебных целей и задач перед учащимися, использование различных видов деятел
ь-
ности, применение современных образовательных технологий активизировали
внимание учащихся и позволили реализовать в рамках урока п
оставленные цели и
задачи
Оценка эффективности выбора методов и приёмов обучения, способов форм
и-
рования и развития познавательного интереса и учебной мотивации.
На уроке использовались продуктивные методы обучения: работа по
таблицам
и рисункам
,
от
веты на вопросы
,
демонстрация
, презентация, опыты.
Работа
мод
е-
ли двигателя внутреннего сгорания
позволила на протяжении всего урока подде
р-
живать познавательный инт
е
рес учащихся.
Содержание учебной деятельности учащихся на занятии (формирование у них
учеб
ных умений, эффективность использования средств обучения, формиров
а-
ние способности к рефлексии, овладение методикой самоконтроля)
Изучение новой темы происходило в результате изложения материала учит
е-
лем. Закрепление материала проходило при работе с
моделью,
и по
вопросам.
Умело, направляя работу учащихся, педагог формировал технологические навыки
и инте
л
лектуальные умения.
Организация педагогического общения на учебном занятии
Мотивация учебной деятельности, эмоциональные моменты на уроке
спосо
б-
с
т
вовали активизации познавательной деятельности, постоянному вниманию уч
а-
щихся на уроке. В течение урока проявлялись сотрудничество, взаимопонимание,
взаимоув
а
жение между учащимися и педагогом.
Педагогический стиль
Урок проводился в форме совмес
тной деятельности учителя и учащихся. Отн
о-
шения на различных этапах урока были заинтересованными.
Выводы:
1)
Учитель
компетентен в в
ыборе информации к уроку
, методов и приемов преп
о-
давания
2) При проведении урока соблюдаются санитарно
–
гигиенические
нормы: смена
различных видов деятельности, проведение физкультминутки, оптимальная доз
и-
ровка классных и домашних заданий, проветривание кабинета.
Рекомендации:
1)
Учителю продолжить работу по совершенствованию преподавательской
компетентности.
2)
Продолжа
ть соблюдать санитарно
-
гигиенические нормы.
Зам. директора по УВР __________________ Полутина Г.В.
С анали
зом урока ознакомлен
____________
Внуков В.В.