Методическая разработка урока по русскому языку для 4 класса по теме: «Запятая в сложном предложении». Образовательная система «Школа 2100».

Русский язык

Тема: Запятая в сложном предложении

4 класс УМК «Школа 2100»

Учитель: Малинкина Людмила Владимировна

МОУ «СОШ №7» г. Ржева, Тверской обл.

Тип урока. Урок повторения, обобщения и систематизации.

Цель урока:
–Развитие умения ставить запятую между частями сложного предложения.
– Развитие умений отличать простое предложение с однородными членами от сложного, если в них есть одинаковые союзы, правильно пунктуационно оформлять их, находить и исправлять ошибки в письменной речи.

Формирование УУД:

Личностные УУД :
1) воспринимать одноклассников как членов своей команды; 2) вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

Познавательные УУД: 1)уметь находить в тексте значимую информацию; 2) развитие умений анализировать, сравнивать, вести самостоятельный поиск, делать обобщения; 3) совершенствовать умения устанавливать последовательность действий и работать по алгоритму;

Коммуникативные:
1) активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока; 2) развитие умений работать в группах, парах, слушать и слышать друг друга;

Регулятивные;
1) принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, задания;
2) участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;

Предметные:
1)Развитие умения устанавливать союзную связь между частями сложного предложения;
2) Развитие умения пунктуационно оформлять сложные предложения с союзами и, а, но;

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Оргмомент









I
·. Актуализация знаний.




















































III.Формулирование темы и цели урока

























IV. Обобщения и систематизации умений и навыков.
























































V. Итог урока.





VI. Домашнее задание.



Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу. Проверьте посадку. Напоминаем правила работы на уроке:
Глаза смотрят и видят; Уши слушают и слышат; Сначала думаю, а потом говорю; Помню, что в классе я не один, умею слушать мнение других.



– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
– Назовите орфограммы, которые встретились вам в записи.
Словарная работа.
Упр. 78.
а) Прочитайте текст про себя.
-Что нового для себя вы узнали?
б) Как бы вы сформулировали главную мысль текста? (Язык жестов – это часть культуры народов, и его тоже надо изучать.)
в) Перечитайте 2, 3 и 4-й абзац текста. – Какая мысль их объединяет? - Почему авторы выбрали для иллюстрации своей мысли именно сложные предложения с союзом а? (Сравниваются «русские» и «иностранные» жесты, они разные, поэтому в сложных предложениях используется союз а.)
г) Найдите и запишите в тетрадь словарные слова из текста за одну минуту. Правильно обозначить орфограмму. (Один ученик на доске)
(Язык, народов, прощание, вперёд, выражают, аплодисментами, ситуации, привычного, разлуки, традиционное.)
Проверка.
Оцени свою работу. ( Самооценка по алгоритму:
1.Что надо было сделать? 2.Справился с заданием или нет? 3.Выполнил задание самостоятельно или с помощью? 4.Где была допущена ошибка? 5.Какую бы отметку ты себе поставил?

Работа в паре.
– Что означает слово традиция? Обсуди с товарищем по парте. Договоритесь, кто будет отвечать?
(Дети высказывают своё мнение)
- Чем можно воспользоваться, чтобы узнать значение слова? (толковым словарём)
- Прочитать значение этого слова на странице 153.
(Традиция : 1.То,что перешло от одного поколения к другому(идеи, взгляды, вкусы, обычаи). Например: семейные традиции. 2. Обычай. Установившийся порядок поведения в быту. Например: традиция встречи Нового года.

Работа в группе.
-Какие ещё русские традиции вы знаете? Обсуди в группе. Договоритесь, кто будет отвечать? (ответы детей)
-Оцени работу группы.(сигнальные карточки)
-Оценить свой вклад в работу группы. .(сигнальные карточки)






– Прочитайте ключевые слова темы на с. 77. (Дети читают ключевые слова: сложное предложение;
союзы и, а, но;
запятая) - Вспомните, какие проблемы мы решали на предыдущих уроках по теме «Сложное предложение».(ответ учеников) -Сформулируйте тему урока.( Запятая в сложном предложении ) Дополните этот ряд ключевых слов. (Дети дополняют ряд ключевых слов:
простое предложение; однородные члены,
отсутствие запятой) -Что мы будем делать на уроке?( Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё изученное о простом и сложном предложении.)
– Давайте составим план урока. (Коллективное составление плана по табличкам) План. 1.Какое предложение называется сложным? Как его отличить от простого? 2.Как могут быть связаны между собой части сложного предложения? 3.Что общего у союзов и, а, но и чем они различаются? 4.Запятая в сложном предложении и её роль.
– Что мы сейчас с вами делали? (Формулировали тему урока. Составляли план.)





1. Работа на доске.
-На доске две схемы. Дополните эти схемы нужной информацией, чтобы получилась обобщающая таблица о простом и сложном предложении.(Повторение правил о простом и сложном предложении )

2. Диктант с самостоятельной подготовкой.
Упр. 79.
-Почитать текст и расставить в нём карандашом недостающие запятые.
-Сколько запятых ты поставил в каждом предложении?
-Проверь себя: посмотри ответ на стр.157 учебника. (Самопроверка)
-Записать только сложные предложения .( Самопроверка)
-Составить схемы к предложениям. (Проверка составленных схем по образцу, выполненному на доске заранее.)
Оцени свою работу.

Физкультминутка.

3. Самостоятельная работа.
-Выполнить задания № 6, 7 в рабочей тетради.
Работа в паре.
Обсуди с товарищем по парте.
Договоритесь, кто будет отвечать?
Проверка.
Коллективное обсуждение результатов.
– Схема какого предложения представлена в задании № 6? (Сложного, состоящего из трёх частей.)
– Как соединены части этого предложения?
– Как вы подбирали нужный вариант? (Подчеркнули основы, нашли однородные члены.)
– Каким является предложение в задании № 7? (Сложным.)
– Сколько в нём частей? (2)
– Почему часть иссушит степь не является простым предложением в составе сложного? (Потому что действующим лицом является ветер: он налетит и иссушит (сделает сухой) степь.)
– Какие члены предложения будут однородными? (Сказуемые налетит, иссушит.)
– Прочитайте 1-ю часть сложного предложения, затем 2-ю часть.
– Как они соединены? (С помощью союза и.)
– Какой же вариант схемы подходит к этому предложению? (1)
-Оцени свою работу .

4.Работа с текстом. (Вставить знаки препинания) Улыбнулись сонные берёзки
Растрепали шёлковые косы
Шелестят зелёные серёжки
И горят серебряные росы

(С. Есенин)
(самопроверка)
– Объясните постановку знаков препинания. Нарисуйте схему предложения.
(Один ученик работает у доски)
Проверка.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (самооценка):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Какую отметку ты бы себе поставил?


– Что мы сегодня делали?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто может быть консультантом по этой теме?

1. Упр. 4, с. 79–80.
2. Задание № 10, тема 3 в «Рабочей тетради».












Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;


5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации






Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.











Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.