Урок Борьба за существование


Тема: Борьба за существование и естественный отбор.
Цель и задачи для ученика
Цель и задачи для учителя Формируемые на уроке УУД
Познавательные Регулятивные Коммуникативные
Цель:
Выяснить особенности борьбы за существование. Цель:
Раскрыть особенности борьбы за существование .+ Постановка целей и задач
Контроль
+
Задачи:
На знание: Давать определение понятиям (борьба за существование, межвидовая борьба, внутривидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями внешней среды)
На понимание: характеризовать формы борьбы за существование.
На применение:
Приводить примеры различных видов борьбы за существование; формы естественного отбора
На анализ: Сравнивать формы борьбы за существование, находить отличия.
На синтез: Сделать выводы о значении борьбы за существование.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать систему знаний о борьбе за существование и естественном отборе и их роли в эволюции;
- Дать определение понятиям (борьба за существование, межвидовая борьба, внутривидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями внешней среды);
- объяснить, и научить правильно определять формы борьбы за существование, сравнивать их друг с другом; формы естественный отбора.

воспитательные
- воспитание культуры поведения на уроке.
- воспитание независимости суждений;
Развивающие:
- Продолжить формирование умения применять полученные знания при работе с терминами.
- продолжить формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения;
- продолжить формирование умения сравнивать формы борьбы за существование между собой;
- продолжить формирование умения делать выводы.
+
+
+ +
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный
Компонент содержания обр.: научно-обоснованная система знаний;
План урока:
Этапы время Методы обучения
Проверка ДЗ 6 Повторение пройденного материала
Актуализация 4 Объяснительно - иллюстративные (рассказ, показ слайда)
Изучение нового материала
Самостоятельное применение знаний 15
Самостоятельная работа
Закрепление изученного материала 5-6 Фронтальный метод
Рефлексия 3 Домашнее задание 2 Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые на этапе урока УУД
1.Проверка ДЗ
Проверка тетрадей на наличие домашнего задания.
Написать термины:
Хищничество;
Паразитизм;
Мутация;
Искусственный отбор.
Показывают домашнее задание.
Пишут термины.
 
 
 
2. Актуализация Сегодня наш урок хотелось бы начать с такого четверостишия:
А та, что первой досаждает,
От еще меньших блох страдает.
И хоть говорят, что не может быть вечности,
Но так продолжается до бесконечности.
Правильно ребята! Поэтому цель нашего урока: изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции
Одним из условий естественного отбора в природе Ч. Дарвин считал возможное перенаселение видов, возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения.
Учащиеся предлагают разные версии.
Ответ: в жизни постоянно происходит борьба между живыми организмами на разных уровнях. Познавательные, коммуникативные.
3. Изучение нового материала.
Все живые существа потенциально способны производить большое количество себе подобных. Например:
- серая крыса - 5 помётов в год (в среднем по 8 крысят, достигающих половозрелости с трёх месяцев);
- самка аскариды даёт 200 тысяч яиц в сутки;
Однако безудержного роста численности живых организмов в действительности никогда не наблюдается.
Как вы считаете, в чём причина такого явления?
Большая часть особей гибнет на разных этапах развития и не оставляет после себя потомков. Каковы же причины?
Совершенно верно.
Известно, что гибель организмов тем интенсивнее, чем выше размножаемость особей данного вида.
Гибель потомков происходит по разным причинам. Она может носить избирательный или случайный характер. Это гибель особей в лесном пожаре, при наводнении, вмешательство человека в природу.
В чём причина возникновения борьбы за существование?
Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов - главная причина борьбы за существование.
Чарльз Дарвин писал:
"Не существует ни одного исключения из правила, согласно которому любое органическое существо естественно размножается в такой прогрессии, что, если бы оно не подвергалось истреблению, потомство одной пары покрыло бы всю Землю".
По словам Ч. Дарвина: "Умирает только хилое и слабое, здоровое и сильное всегда выходит победителем в борьбе за существование".Как вы думаете что понимается под термином «борьба за существование»?
Под выражением "борьба за существование" понимают сложные и многообразные отношения особей внутри видов, между видами и с неорганической природой.
Имея в виду не только жизнь одной особи, но прежде всего её плодовитость и успех в обеспечении себя потомством. Лишь в некоторых случаях борьба за существование выражается в прямой схватке: хищники сражаются из - за добычи или хищник сражается с жертвой.
Ч. Дарвин выделил три формы борьбы за существование:
1. внутривидовая,
2. межвидовая,
3. борьба с неблагоприятными условиями среды.
Рассмотрим каждую форму борьбы за существование.
Заполните таблицу "Формы борьбы за существование (приложение 1).
Обсуждение форм борьбы за существование.
Внутривидовая борьба за существование
Происходит между особями одной популяции любого вида. Это самая жёсткая и острая, так как все особи одного вида нуждаются в одних и тех же и к тому же ограниченных ресурсах: пище, жизненном пространстве, убежищах, местах размножения.
Примеры: - состязание между хищниками за добычу;
- соперничество из - за территории;
- из -за самки и т.д.
Внутривидовые приспособления, полезные для всей популяции, могут быть вредными для отдельных особей и даже являются причиной их гибели.
Пример: - чайки при избыточной численности потомства уничтожают часть птенцов;
- иногда синицы затаптывают в подстилку гнезда 1-2 птенцов.
При чрезмерном увеличении численности особей внутривидовая борьба в популяции обостряется. Это бывает из-за ухудшения кормовых условий, слишком высокой плотности населения и др.
Постепенно плодовитость в популяциях снижается, могут вспыхнуть эпидемии и в результате - гибель организмов.
Существует ряд приспособлений, которые помогают особям одной популяции избежать прямого столкновения между собой.
Примеры: - бурый медведь обозначает границы
своего участка царапинами на дереве;
- волк метит территорию мочой;
- самцы синицы, зяблика возвещают о занятии участка песней.
В популяциях у животных одного вида можно встретить взаимопомощь и сотрудничество.
Пример: - это воспитание и охрана потомства, совместное вскармливание детёнышей (в семье пчёл, табуне лошадей).
Вывод: хотя внутривидовая борьба за существование сопровождается понижением плодовитости и гибелью части особей вида, она всё же обуславливает процветание вида в целом, способствует его совершенствованию.
Межвидовая борьба за существование. 
Протекает остро если виды относятся к одному роду и нуждаются в одинаковых условиях существования.
Примеры: - серая крыса крупнее и агрессивнее, вытеснила чёрную крысу в поселениях человека.
Серая и чёрная крысы - разные виды одного рода. В поселениях человека в Европе вытесненная чёрная крыса встречается в лесных районах и пустынях.
- быстрое размножение дрозда - дерябы в некоторых частях Шотландии повлекло за собой сокращение численности другого вида - певчего дрозда.
- в Австралии обыкновенная пчела, которую привезли из Европы, вытесняет маленькую туземную, не имеющую жала.
Межвидовая борьба за существование включает одностороннее использование одного вида другим.
Это отношения "хищник - жертва", "паразит - хозяин", "растение - травоядное животное".
В данной форме борьбы за существование наблюдается и взаимное благоприятствование разных видов друг другу.
Примеры: - цветы и их опылители;
- ярусность в лесу.
Вывод: форма этой борьбы приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов к развитию у них взаимных приспособлений. Также она усиливает и обостряет внутривидовую борьбу.
Борьба с неблагоприятными условиями среды.
Она также усиливает внутривидовое состязание, так как особи одного вида конкурируют за пищу, свет, тепло и т.д.
Примеры: - борьба с засухой (верблюжья колючка);
- к северу - зачахшие деревья и кустарники, хотя никакие другие растения их не теснят.
Вывод: победители - наиболее жизнеспособные особи (с эффективным обменом веществ и физиологическими процессами).
Если биологические особенности передадутся по наследству, то при этом будут совершенствоваться видовые приспособления к среде обитания.  
Слушают
 
Восприятие и частичное осмысление нового обучающимися.
 
 
 
 Отвечают какие причины:
 - это природно - климатический фактор;
- борьба с особями других видов;
- между особями своего вида.
 
 
 
 
 
 
 
Отвечают на вопросы с обоснованием своего ответа.
Участвуют в диалоге с преподавателем, делают необходимые записи.
 
 
Предлагают свои ответы с обоснованием.
Записывают.
 
 
 
 
Самостоятельная Работа с материалом учебника 25-27
 
Заполняют таблицу
Восприятие и осмысление нового материала.
Принимают участие в диалоге, задают вопросы, делают определённые выводы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Познавательные, коммуникативные
4.Закрепление изученного материала.
Дайте ответы на вопросы:
В чём заключается смысл борьбы за существование?
Что является итогом борьбы за существование?
Как вы считаете, что такое естественный отбор?
Что является результатом естественного отбора?
За счет чего возникают приспособленные особи?
Какая изменчивость имеет при этом большее значение? Принимают участие в диалоге, самостоятельно делают выводы.
Рефлексия Что вы узнали сегодня нового? Что было непонятно? Что из материала показалось сложным? Отвечают на вопросы.
Оценивают свою работу на уроке с помощью карточек.
5. Д\з .Глава 3, Параграф 5, стр. 25- 27 учебник "Биология. Общие закономерности ".
ответить на вопрос 4 после параграфа 5 на стр. 28 письменно в тетради, учить записи в тетради.
Записывают Д/З. Выводы по уроку:
Приложение 1
Формы борьбы Результат борьбы Пример из царства животных Пример из царства растений
Внутривидовая Межвидовая Борьба с неблагоприятными условиями среды