Разработка урока по биологии на тему Борьба за существование. Естественный отбор.


9 класс
Урок: Борьба за существование. Естественный отбор.
Цель: сформировать понятия «борьба за существование» и «естественный отбор», показать учащимся их формы и роль в эволюции.
Задачи урока:
Образовательная: изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции; показать значение теории Ч. Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды.
Развивающая: личностноориентированая мотивация учащихся, выделять главное, сформировать умение анализировать и оценивать презентацию учащихся по темам.
Воспитательная: воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности.
Ход урока:
Изучение нового материала:
1) Проблема урока:
Полна, полна чудес могучая природа. (А. С . Пушкин).
О каких чудесах природы говорится?
Учащиеся предлагают разные версии. На вопрос урока ответим, изучив тему урока.
Одним из условий естественного отбора в природе Ч. Дарвин считал возможное перенаселение видов, возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения. Например, аскарида продуцирует в сутки до 200тыс. яиц, самка трески выметывает до 10 млн. икринок, одно растение осота дает до 19тыс. семян, а белена - более 400тыс. И так, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за §существование. Борьба за существование - сложные и многообразные внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с факторами среды.
2)Задание 1. Заполните таблицу "Формы борьбы за существование", используя текст параграфа § 7.4 (стр. 201) или презентацию, выступающих.
Форма борьбы за существование определение причины результат примеры
внутривидовая межвидовая Борьба с неблагоприятными условиями среды Обсуждение заполненной таблицы.
3) Задание 2. Заполните таблицу «Формы естественного отбора», используя текст параграфа § 7.5 (стр. 206) или презентацию выступающих.
Формы
естественного отбора В каких условиях действует Примеры
Обсуждение полученных результатов.
4) Задание 3.
Ответьте на вопрос. Что является результатом естественного отбора?
Учащиеся предлагают версии.
Ответ: Результатом естественного отбора является приспособленность организмов и их многообразие. Об этом и говорит А. С. Пушки в своем высказывании: «Полна, полна чудес могучая природа».
Закрепление:
Тест «Борьба за существование. Естественный отбор»
1.Под борьбой за существование понимается: а) совокупность отношений организма с другими организмами и природными  условиями среды; б) конкуренцию организмов с особями своего вида; в) выживание сильнейшего в борьбе за существование. 
2. Определите форму взаимоотношений волка и лисы: а) паразит- хозяин; б) хищник – жертва; в) конкуренты.
3.Какая форма борьбы за существования описана в тексте: «Семена одуванчика погибают в пустынях и Антарктиде, на скалах».
а) внутривидовая;
б) межвидовая борьба;
в) борьба с неблагоприятными условиями среды.
4.Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонениями от нормы, называюта) движущимб) стихийнымв) стабилизирующим
5. Насекомые-вредители приобретают со временем устойчивость к ядохимикатам в результатеа) высокой плодовитостиб) модификационной изменчивостив) сохранения мутаций естественным отбором
6. Естественный отбор - этоа) сложные отношения между организмами и неживой природойб) процесс сохранения особей с полезными им наследственными изменениямив) процесс образования новых видов в природе.
Проверка теста. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
III. Домашнее задание: § 7.4, 7.5.