Урок по истории для 6 класса на тему — Средневековое искусство


Тема урока
Средневековое искусство
Цель урока
Создать условия для формирования представлений о развитии средневекового искусства;
Познакомить с понятиями: романский и готический стиль, порталы, витражи, фреска, миниатюра
Предметные результаты:
Знания
Формирование представлений о средневековой архитектуре и скульптуре
Формирование представлений о развитии живописи
Умения
Формирование умений составлять рассказ по содержанию картины
Формирование умений описывать учебную картину или иллюстрацию
Метапредметные результаты
Межпредметные понятия: культура
УУД: смысловое чтение
Личностные результаты
Формирование ценностного отношения к культуре других народов.
Образовательные ресурсы:
Романская и готическая архитектура (Электронный ресурс) – режим доступа: http://www.tecnocoloritalia.com/lekczii-istoriya-arksitektury/240-romanskaya-i-goticheskaya-arxitektura.htmlПрезентация «Средневековое искусство», подготовленная учителем
Ход урока
Организационный момент
Опрос домашнего задания
Изучение новой темы
Планируемые результаты
Методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты
Характеризуют средневековую литературу. Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Методические приемы
Беседа
Деятельность учителя
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.
(Устный опрос)
- Перечислите известные вам средневековые поэмы.
- Как рыцарские романы описывали главного героя?
- Кто такие ваганты? О чем они писали?
Почему Данте считают самым великим поэтом Средневековья?
Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы.
Деятельность учителя
Тема нашего урока «Средневековое искусство». Давайте вместе с вами определим цели нашего урока.
Деятельность учащихся
Формулируют учебные задачи.
Деятельность учителя
Верно, наша задача состоит в том, чтобы выяснить о том, как развивалось средневековое искусство.
П.1.Архитектура и скульптура
Планируемые результаты
Просмотрев презентацию, дают характеристику готическому и романскому стилям в архитектуре. Описывают памятники средневековой культуры.
Методические приемы
Рассказ
Деятельность учителя
(Комментирует презентацию «Средневековое искусство»).
В Западной Европе в Средние века сменились два архитектурных стиля – романский (11-12 века) и готический (12015 века). Наиболее известными памятниками романской архитектуры являются соборы в Пуатьеи Арле, церковь Нотр-Дам-ля-Гранд (Франция), соборы в Вормсе и Майне (Германия), Уинчестерский собор (Англия). Для этого стиля характерно наличие практически гладких стен, узких проемов окон в виде полукруглой арки, ступенчато-углубленных порталов. В плане сооружения подобного типа имеют крестообразную форму. В центре «креста» находится башня-донжон, которая завершается пирамидой.
Украшали романские храмы рельефами и статуями, изображениями Бога, ангелов, святых, епископов и королей. Обратите внимание на странице учебника 229, вы увидите статую портала Реймсского собора. В искусстве сохранилось наследие языческих времен: в храмах изображались различные сказочные существа – кентавры и химеры. На странице 232 учебника, вы можете посмотреть, как выглядит фрагмент фасада собора Нотр-Дам, где изображена химера. (Париж)
На смену романскому стилю пришел так называемый готический стиль. Наиболее известными памятниками готической архитектуры являются собор Парижской Богоматери, Шартрский собор, Реймский собор (Франция). Миланский собор (Италия).
Сооружения, построенные в готическом стиле, поражают своим величием. Они имеют огромную высоту и в то же время сохраняют легкость благодаря колоннам, резным стенам, огромным окнам. Чтобы подобная конструкция держалась, использовали нововведение – контрфорсы (вертикальная конструкция, которая предназначалась для усилен7ия несущей стены).
Деятельность учащихся
Слушают учителя, просматривают презентацию, делают записи в тетради.
Деятельность учителя
Сейчас ваша задача заключается в том, чтобы на основании текста и иллюстраций составить рассказ о романских и готических соборах.
Деятельность учащихся
Если сравнивать романский и готический соборы, то можно видеть различия.
Романские соборы кажутся массивными и тусклыми, «серыми». Но у них есть преимущество в том, что они мощные, крепкие.
Готические соборы, словно стремятся ввысь. Они очень велики по своим размерам. Ну а внутри поражают ярким светом, который проникает со всех сторон.
П.2. Живопись
Планируемые результаты
Раскрывают смысл понятий витраж, фреска, книжная миниатюра. Планируют свои действия в соответствии с учебной задачей. Анализируют текстовый материал.
Методические приемы
Частично – поисковой
Аналитическое картинное описание
Деятельность учителя
Откройте учебник на странице 234 пункт 3. Прочитайте о развитии изобразительного искусства в Средние века и ответьте на вопросы:
- Что такое витражи? Какой эффект дает использование витражей в готическом храме?
- Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую Живопись?
Деятельность учащихся
Устные ответы:
- Витражи - это картины или узоры из цветного стекла, скрепленные свинцовыми ободками. Благодаря использованию витражей, свет, проникавший в храм, отбрасывал на все красочные блики. Это придавало всему убранству храма нарядный и праздничный вид.
- Миниатюры и фрески 15 века отражают новое отношение людей к природе – желание любоваться ее красотой. Помимо этого, новым было изображение людей в минуты труда и отдыха, игра света и тени.
Деятельность учителя
Верно, а теперь посмотрите на миниатюру 15 века «Октябрь» на старице 235 и опишите данную миниатюру.
Деятельность учащихся
Прежде всего, на картине показано летнее время года. Первое, что бросается глаза, это Лувр, в центре которого как раз видна главная башня донжон. Далее внимание привлекает крестьянин, который едет на лошади. Неподалеку от крестьянина, юноша, который видимо, сеет зерно. Также мы видим черных птиц.
Заключение
Планируемые результаты
Оценивают свою работу на уроке, осознают уровень усвоения нового материала, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Методические приемы
Эвристическая беседа
Деятельность учителя
Хорошо. Итак, на сегодняшнем уроке, мы с вами ознакомились с двумя направлениями в средневековом искусстве: романским и готическим. И выяснили особенности кожного из этих направлений.
- Что нового для себя вы узнали на уроке?
- Что запомнилось вам больше всего?
- Какие памятники средневекового искусства, вы бы хотели увидеть воочию?
Деятельность учащихся
Отвечают на вопросы, записывают домашнее задание.
Деятельность учителя
Домашнее задание, Учебник параграф 28, написать сочинение от имени человека, который впервые попал в готический собор. (Вопрос 5, страница 235)