Урок-соревнование по математике в 4 классе на тему
Урок-соревнование по математике в 4 классе по теме “Многозначные числа”.
Цель: способствовать развитию математических навыков, логического мышления.
Задачи урока:
Обучающая: отрабатывать устные и письменные приёмы вычислений, учить пользоваться умением записывать многозначные числа, решать задачи;
Развивающая: развивать внимание, умение логически мыслить;
Воспитательная: воспитывать соревновательный дух, чувство взаимопомощи.
Оборудование: эмблемы для участников игры: «Пифагорики» и «Архимедики»; карточки с заданиями, простые карандаши, ручки, рабочая тетрадь по математике 4 класс (часть1, М.И. Моро), песочные часы на 1 минуту или секундомер, листы с кроссвордом, турнирная таблица; проектор, экран.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами – игра-соревнование. Играть будем под девизом: «Если вместе, если дружно». Вы уже разделены на две команды. Команды носят имена великих математиков прошлого: «Пифагорики» и «Архимедики».
Напомните правила совместной работы.
Работать дружно, быть внимательными друг к другу, вежливым, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь. Выполнять указания капитана.
Следить за временем.
Качественно выполнять работу.
Соблюдать тишину, вести себя дисциплинированно.
Представляем жюри. Оценивание идёт по пятибалльной системе. Жюри запишет в турнирную таблицу очки, полученные за каждый конкурс. Затем подведёт итоги.
Если будет нужно для конкурса несколько участников, то капитан выбирает, кто будет выступать от команды. Каждый участник команды должен проявить себя в соревновании. Желаю успехов!
Проведение конкурсов.
- Объявляю первый конкурс «Математическая разминка» (логические задачи).
Сколько пальцев на руке? (5)
Сколько месяцев в году? (12)
Сколько разрядов в каждом классе чисел? (3)
Сколько нулей в миллионе? (6)
На берёзе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (На берёзе яблоки не растут.)
Масса чего больше – тонны пуха или тонны метала? (Их масса одинакова – 1 тонна.)
Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовиков и 3 автомобиля. Сколько всего автомобилей ехало в село? (Одна машина – такси.)
Что больше: произведение или сумма чисел от 0 до 9? ( Сумма больше произведения, так как произведение равно 0.)
Второй конкурс «Запиши многозначное число».
- На карточке записано число прописью, вы должны записать число цифрами. (6 чисел) Время – не более 2 минут.
Затем выйти к доске и записать его. Чья команда справиться быстрее и у кого правильней, та и побеждает. Если участник просит помощи у команды, то очки уменьшаются вдвое.
– Проверяем. Правильные ответы на интерактивной доске.
3 конкурс «Каждому по примеру».
- Каждый решает пример. Примеры прономерованы. Выходим к доске и записываем ответы по порядку. Время – 3 минуты.
- Проверяем. Правильные ответы на интерактивной доске.
4 конкурс «Ромашка».
- На лепестках ромашки записаны задачи, которые прономерованы.
- К доске выходят 4 участника от команды и решают задачу. На доске записывают решение и ответ.
Остальные в команде решают и проверяют решение участников при помощи рабочей тетради. (На с.54 находятся решаемые задачи.) Побеждает команда, давшая большее количество правильных ответов. Если участник просит помощи у команды, то очки уменьшаются вдвое. Время – не более 10 минут.
Проверяем решение задач на доске.
5 конкурс «Кроссворд «От одного до миллиарда».
- Чтобы заполнить клетки кроссворда, надо решить примеры и разгадать ребусы. Например, в ответе получилось 4, значит рядом, с получившейся цифрой в кроссворде пишется слово из ребуса.
- Проверяем. Какое слово получилось в выделенном столбике по вертикали? (Миллиардер.)
Проверяем. Слова из кроссворда на интерактивной доске.
6 конкурс «Конкурс капитанов».
- Капитаны отвечают на вопросы ведущего.
Сколько секунд в 4-х минутах? Сколько минут в 2-х часах?
Сколько недель составляют 14 дней? Сколько месяцев в 3-х годах?
Сколько часов составляют 4 сут.10 ч? Сколько веков в 200 годах?
3. Итог урока.
- Итак, подведём итоги. Какая команда была самая дружная, кому удалось лучше справиться с трудными математическими заданиями? Жюри подводит итоги.
- А ещё очень важно, - вы поняли: если вместе взяться за дело, то самые трудные примеры решить легко. Спасибо за урок. Награждение.
Приложение.
Конкурс №2
1 Сто пять тысяч триста восемь
105 308
2 Четыреста двенадцать тысяч шесть
412 006
3 Один миллион двести две тысячи четыреста десять 1 202 410
4 Восемьдесят три тысячи пятьсот сорок шесть 83 546
5 Двести шестьдесят одна тысяча четыреста семьдесят пять 261 475
6 Двести три миллиона сто тридцать тысяч четырнадцать
203 130 014
Конкурс №3
1 (40 281 – 9 174) х 10= 311 070
2 100 + (3 054 + 4 967) = 8 121
3 (608 + 204) : 2 – 6 = 400
4 240 : 60 + 302 х 3 = 910
5 38 + (620 – 400) : 60 = 40
6 (692 503 + 307 457) – 60 = 999 900
7 (406 123 – 6 000 – 23) : 100= 4 001
8 (355 + 145) : 5 – 42 = 58
9 (15 100 + 200) : (20 х 5) = 153
10 (142 х 4 – 28) : 9 = 60
11 (37 449 + 1) : 10 – 740 = 3 005
Конкурс №4
Задачи
1 В магазин привезли 150 кг бананов. После того как часть бананов продали, осталось продать 100 кг. Сколько бананов продали?
150 – 100 = 50 кг
2 Длина красной ленты 60 дм, а синей – 15 дм. Во сколько раз красная лента длиннее синей?
60 : 15 = 4 раза
3 На пруду плавало 9 гусей, а уток – в 3 раза больше. Сколько всего уток и гусей плавало на пруду?
9 + (9 х 3) = 36 (п.)
4 В школьных соревнованиях Коля прыгнул в высоту на 65 см, а Юра на 80 см. На сколько сантиметров выше прыгнул Юра, чем Коля?
80 – 65 = 15 см
5 В сквере посадили 13 саженцев каштанов, а саженцев рябины на 7 больше, чем каштанов. Сколько всего саженцев каштанов и рябины посадили?
13 + (13 + 7) = 33 (с.)
6 В альбоме для раскрашивания 48 картинок. За одну неделю Саша раскрасил 14 картинок, а за другую – 12. Сколько картинок из этого альбома осталось нераскрашенными?
48 – 14 – 12 = 22 (к.)
48 – (14 + 12) = 22 (к.)
7 Масса мешка со свёклой 20 кг, а мешок с морковью на 4 кг легче. Сколько всего килограммов овощей в двух мешках?
20 + (20 + 4) = 44 (кг)
8 Ася купила 3 ручки по 6 руб. и 5 тетрадей по 7 руб. Сколько денег она заплатила?
6 х 3 + 7 х 5 = 53 (руб.)
1 150 – 100 = 50 кг
2 60 : 15 = 4 раза
3 9 + (9 х 3) = 36 (птиц)
4 80 – 65 = 15 см
5 13 + (13 + 7) = 33 (с.)
6 48 – 14 – 12 = 22 (к.) или
48 – (14 + 12) = 22 (к.)
7 20 + (20 - 4) = 36 (кг)
8 3 х 6 + 5 х 7 = 53 (р.)
Конкурс №5
1+17 – 13 = ГОСП 1
2+14 – 13 = ПО 2 Л
3 + 16 – 17 = 3 ТОН
4 + 16 – 13 = 4 СТА
5 – 3 + 6 = 5 ДЕСЯТ
6 – 5 + 8 = 6 СОТ
7 + 13 – 19 = 7 Я
4 + 10 – 8 = 40 А
10 – 9 + 3 = 100 Л
1 + 19 – 10 = 1 000 000 ЕР
7 + 13 – 19 = 1 7 Я (семья)
3 + 16 – 17 = 2 3 ТОН (тритон)
2+14 – 13 = 3 ПО 2 Л (подвал)
10 – 9 + 3 = 4 100 Л (стол)
1+17 – 13 = 5 ГОСП 1 (господин)
4 + 10 – 8 = 6 40 А (сорока)
4 + 16 – 13 = 7 4 СТА (четыреста)
5 – 3 + 6 = 8 5 ДЕСЯТ (пятьдесят)
6 – 5 + 8 = 9 6 СОТ (шестьсот)
1 + 19 – 10 = 10 1 000 000 ЕР (миллионер)
Используемая литература.
С.И. Волкова. Математика. Рабочая тетрадь. 4 класс. (Часть 1). М.: «Просвещение», 2014.
Е.Н. Галиуллина. Математический КВН. // «Уроки в начальной школе: Когда закончились уроки. Пособие для учителя. М.: Начальная школа, 2004.
С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Практическое пособие. (Часть 1: математика, природоведение.) – Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2002.
Е.Е. Мельникова. Математическое многоборье. // «Уроки в начальной школе: Когда закончились уроки. Пособие для учителя. М.: Начальная школа, 2004.