Профессионализм педагога в информационном обществе
Профессионализм педагога в информационном обществеБобыкина Е.Ю. преподаватель истории и обществознания
ОГБПОУ «Черемховский медицинский техникум»
Понятие профессионализма многомерно. В отечественных исследованиях профессионализм педагога понимается как интегральная характеристика деятельности, общения и личности (А. К. Маркова).
Профессионализм описывается через соотношение мотивационной сферы и личности человека труда. Л. М. Митина рассматривает профессиональное развитие как «рост, становление, интеграцию и реализацию в профессиональном труде личностных качеств и особенностей, профессиональных знаний и умений, но главное - активное качественное преобразование педагогом своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новом его строю и способу жизнедеятельности - творческой реализации в профессии».
А.Ф. Фонарев, уточняя понятие «профессионал» и изучая его содержание, предлагает следующую трактовку: «профессионал - это человек осознавший свое личностное предназначение, являющийся субъектом своего труда и владеющий деятельностью в целом, результаты труда которого превышают результат, заложенный в цели, осознавший свою ответственность за последствия реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств ее выполнения». Иными словами, профессионал характеризуется творчеством, свободой и ответственностью и, по мнению А.Р. Фонарева, профессионал определяется не принадлежностью к определенной профессии, а образом жизни, состоянию души.
В современных условиях профессиональный рост не возможен без развития информационной компетентности. В условиях модернизации образования и информатизации педагогической деятельности фактором профессионального развития педагога выступает его информационная культура. Информационная среда стимулирует участников образовательного процесса на участие в принципиально новом виде коммуникации, ориентированной на деятельностный, операционный характер поведения. Данные тенденции привели к росту требований информационной компетентности личности. Педагогу все больше требуется знаний, сформированных умениями и навыками эффективного взаимодействия в быстро меняющейся информационной средой, умения использовать предоставляемые ею возможности.
Педагогу необходимо осознать, что информационная культура не только часть его профессионального мастерства, но и органичная часть преподаваемого предмета. Информационная культура это не только показатель уровня профессиональной компетентности педагога, но и условие его конкурентоспособности на рынке образовательных продуктов и услуг.
Развитие информационной культуры как фактора профессионального раз вития требует личностной и интеллектуальной готовности, наличия субъектной позиции педагога. Одним из путей работы по формированию и актуализации компонентов информационной культуры является организация психологического сопровождения повышения квалификации педагогов.
Данная проблема существует, поскольку в техникумах есть преподаватели, особенно пожилого возраста, имея под рукой программные средства, не применяют компьютеры в педагогической деятельности. Как показывает практика, некоторые преподаватели объясняют это тем, что ИКТ обеспечивают легкость получения разнообразной информации. Например, использование калькуляторов в начальной школе ведет к утрате навыков устного счета, применение математических навыков без наглядного иллюстрирования решения разнообразных задач, тоже ведет к проблемам процесса анализа и т.д. Учитывая данные проблемы преподавателям необходимо поднять процесс обучения на новый уровень, на уровень анализа и исследования.
Для преодоления психологического барьера, для понимания сути применения ИКТ в обучении и для предупреждения отставания преподавателей от своих студентов (что, к сожалению, присутствует в образовательной среде), считаю, что необходимо организовывать специальные курсы преподавателей, ориентированные на повышение информационной компетентности. Система .повышения квалификации должна строиться с учетом образовательных потребностей и уровнем квалификации, индивидуальных потребностей педагога в деятельности. Только в таком подходе педагог развивает свой профессиональный потенциал, повышает информационно-коммуникационную компетентность.
Внедрение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образование изменила педагогическую позицию педагога. Сегодня он выступает не только в роли информатора, советчика, вдохновителя, источника знаний, а является навигатором эффективной работы со знанием. В связи с этим стали использоваться новые термины, подчеркивающие большое значение этой функции преподаватель:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ФАСИЛИТАТОР - преподаватель, работающий в парадигме личностно-ориентированной педагогики и руководствующийся следующими установками в работе с детьми: открытость своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям; поощрение, доверие как выражение внутренней личностной уверенности преподавателя в возможностях и способностях обучающихся; «эмпатическое понимание» (видение поведения учащегося, его реакций, действий, навыков). Понятие введено К. Роджерсом.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-КОУЧ - помогает личности обучаться, раскрывает потенциал личности для максимизации ее эффективности; используется в системе открытого обучения личности и организации; при работе с теми, кто хочет получить максимум от жизни во всех ее проявлениях, добиться успеха в отношениях с окружающими, в семье, в карьере.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ТЬЮТОР - это преподаватель в условиях дистанционного (открытого) обучения в интернет среде - преподаватель-консультант, наставник, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях.
С появлением отношения в школе «преподаватель-компьютер-ученик» появляется необходимость развивать новые приемы педагогической работы, т.е. необходимо значительно расширить традиционную методику преподавания, описать и применять возможности компьютера, необходимые для решения конкретных задач.
В нашем техникуме с 2010 года создавалось единое информационное образовательное пространство, способствующее росту профессиональной компетенции каждого члена педагогического коллектива, в результате мы получили:
открытую образовательную среду (глобальная сеть Интернет, библиотечный медиацентр, автоматизированная система управления техникумом);
соответствующее программное учебно-методическое обеспечение по специальным предметам;
доступ и использование компьютеров в рамках установленных правами всеми участниками образовательного процесса.
Как видим, внедрение ИКТ в образование требует от преподавателя не только знаний по ведущему предмету, но и способность интегрировать информационные
технологии в процесс обучения. В обществе, в котором развиты конкурентные отношения и ценится профессионализм, педагогу необходимо быть активным, мобильным, компетентным и креативным. А сам преподаватель, понимая свое назначение в обществе, зная социальный заказ должен построить учебный процесс. Не понимание этой позиции педагогом приведет к разрушению не только себя, как личности, но и оставит непоправимый отпечаток в сердцах студентов.
Развитие информационных технологий - это наступающая неизбежность. А система образования формирует арсенал для развития общества в целом. Современный преподаватель готовит выпускников не только умеющих получать необходимые знания и умения, но и способных самостоятельно добывать нужную информацию, адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, уметь самосовершенствоваться и в, то, же время воспитывать гуманистические отношения к окружающим. Только в этом случае выпускник нашего техникума может себя реализовать в информационном обществе как всесторонне развитая личность.
Следовательно, эффективность образования напрямую зависит от уровня подготовки преподавателя. С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. Ставки делаются на специалистов, способных осваивать новшества, способных принести в школьный класс творческий дух и энергию.