Рабочая программа по внеурочной деятельности Узнаем сами
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Янтыковская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
протокол № __ от «___» ____ 2014г.
Руководитель ШМО учителей
____________________
Махмутова А.З. СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора по УВР
______________________
Миникаева Р.Ш.
«___» ________________ 2014г. УТВЕРЖДАЮ:
Директор ОУ
_______________________
Юскаева Л.М.
«___»______________ 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочная деятельность Узнаем сами
Учебный год 2014-2015
Класс 3
Количество часов в год 34
Количество часов в неделю 1
Учитель: Сагутдинова Г.Ч.
д.ЯнтыкПояснительная записка
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Узнаем сами» для 3 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министра образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2009 года № 373(в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 32357)
Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Янтыковской СОШ, утверждённой приказом №271 од от 08.07.2011г.
Учебного плана МАОУ Янтыковской СОШ, утвержденного приказом директора школы от 29.05.2014 года №294 и согласованного управляющим советом 29.05.2014, протокол №9
Цель данного курса: формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи:
-формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
-развитие личности младшего школьника;
-воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
Общая характеристика курса.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
Описание ценностных ориентиров содержания программы «Узнаем сами»
Основные понятия:
Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования). Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого-либо объекта или вида деятельности. Проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Проектные задачи могут быть предметными и метапредметными. Включение в образовательный процесс проектных задач, с одной стороны, способствует получению качественно новых результатов в усвоении учащимися содержания начальной школы и дает возможность проведения эффективного мониторинга становления этих результатов, с другой стороны, закладывает основу для эффективного внедрения проектной деятельности как ведущей формы построения учебного процесса в подростковом возрасте.
Место кружка в учебном плане
В соответствии с учебным планом занятие по внеурочной деятельности «Узнаем сами» рассчитано на 34 ч в год, по 1 ч в неделю.
Планируемые результаты освоения кружка «Узнаем сами»
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
Мокиенко В.М. в глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
Откупщиков Ю.В. к истокам слова: Рассказы о происхождении слов. - СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2010.
Календарно-тематическое планирование
3-й класс «Узнаем сами» (34 часа)
№п/п Тема по программе всеготеорияпрактикаДата
планфакт1 Теория.Что такое сообщение, доклад. как правильно спланировать сообщение. 1 1 04.09 2 Практика.Как выделить главное и второстепенное 1 1 11.09 3 Что сначало, что потом 1 1 18.09 4 Что сначало, что потом 1 1 25.09 5 Составление рассказов по заданному алгоритму. 1 1 02.10 6 Составление рассказов по заданному алгоритму. 1 1 09.10 7 Что такое защита.Как правильно делать доклад. 1 1 16.10 8 Как доказывать идеи. 1 1 23.10 9 Коллективная работа «Учимся анализировать» 1 1 06.11 10 Как доказывать идеи 1 1 13.11 11 Как отвечать на вопросы 1 1 20.11 12 Подготовка к выступлению перед аудиторией 1 1 27.11 13 Подготовка к выступлению перед аудиторией 1 1 04.12 14 Выступления в группах малого состава 1 1 11.12 15 Выступления в группах малого состава 1 1 18.12 16 Краткий доклад 1 25.12 17 Подготовка к выступлению перед аудиторией 1 1 15.01 18 Подготовка к выступлению перед аудиторией 1 1 22.01 19 Выступления в группах малого состава. Создание собственных сказок. 1 1 29.01 20 Выступления в группах малого состава. Создание собственных сказок.
1 1 05.02 21 Подготовка стенгазеты «Никто не забыт, ничто не забыто».
1 1 12.02 22 Викторина по произведениям любимых писателей.
1 1 19.02 23 «А в старину говорили так…» (поиск по словарям устаревших названий предметов, которыми мы продолжаем пользоваться).
1 1 26.02 24 Почему река (озеро, город, село, деревня) называется именно так».
1 1 05.03 25 Составление Толкового словарика
1 1 12.03 26.
Погода своего региона
1 1 19.03 27 Погода своего региона
1 1 02.04 28 Наш семейный альбом
1 1 09.04 29 Прошлое в названиях городов России
1 1 16.04 30 Памятники столицы России
1 1 23.04 31 Традиция наречения имени в культуре народов моего края.
1 1 30.04 32 Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу.
1 1 07.05 33 Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье. 1 1 14.05 34 Исторические песни и предания народов моего края.
1 1 21.05