Психологическая поддержка детей,требующих особого внимания
Психологическая поддержка детей, требующих особого внимания Что из того, что у розы шипы:Она цветок. Саади Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы. Карамзин Без взрослого подростку не сориентироваться в запутанном мире человеческих отношений, не найти границ между добром и злом, не разобраться в себе. Подросток ищет во взрослом образцов, независимо от того, какие именно (положительные или отрицательные) образцы для него привлекательны. Типичные психологические трудности детей и подростков с отклонениями в поведении проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;проблемные взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;трудности самоотношения, самопонимания;трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;внутреннее («психологическое») одиночество, непонятость другими;стремление избежать давления, правил, норм, требований;испытание себя и других;поиск границ возможного;поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;обида на судьбу, конкретных людей;переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;неорганизованность;зависимость от других, низкая сила своего «я»;трудности в обучении;отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;чувство вины, стыда за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица и т.д.), отсутствие уважения к родителям. Основные факторы риска, определяющие девиантное доведение подростка. • эндогенно-генетическая предрасположенность и особенности развития в раннем детстве;• негативные эмоциональные реакции матери на беременность, первое шевеление плода, роды;• дисфункциональная семья; . • эмоциональное и физическое напряжение в семье;• непростроенность границ родительско-детских отношений;• семейная нестабильность (социальная, психологическая, личностная);• психологическая предрасположенность (эмоциональная неустойчивость, низкая самооценка, неуверенность в себе, чувство вины и страха, отсутствие навыков решения личностных проблем);• неудовлетворенность духовных потребностей ребенка. Можно перейти только мост, к которому подошел ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯПозитивный настройДоверительное взаимодействиеСубъективность взаимодействияВыявление причинПоследовательность во взаимоотношенияхПозитивность взаимодействия Поощрение положительных измененийПривлекательная альтернативность Разумный компромиссГибкостьИндивидуальный подходПревентивность протест против конфликтных , неблагополучных взаимоотношений, бегство от проблем; контроль и гиперопека, неудовлетворение потребности в независимости, самостоятельности; отчуждение, изоляция в коллективе Уход из дома "не такой, как все"(чрезмерно опекаемый в семье, слишком агрессивный, неопрятный, плохо учится, болтун, ябеда) Игнорирование в коллективе сильное желание овладеть вещью ;серьёзная психологическая и эмоциональная неудовлетворённость ;недостаточное развитие нравственных представлений и воли; пример друзей; ревность в семье к другим детям; чувство мести Воровство не сформирована мотивация к учению; не владеет способами и приёмами учебной деятельности; несформированность психических процессов; авторитарный стиль обучения и воспитания Школьная неуспеваемость недостаток ощущения защищённости; отвергнутая, вытесненная агрессия; перенятый у родителей страх; бедность, насилие, пьянство родителей или родственников; тяжёлое заболевание; смерть близких людей;установки родителей и педагогов Страхи генетические факторы; особенности строения и функционирования головного мозга; родовые травмы; инфекционные заболевания в раннем детстве Гиперактивность соматические заболевания или заболевания головного мозга; сцены насилия; игнорирование личности ребёнка воспитателем или педагогом Агрессивность причины проблема Проблемы детей, требующих особого внимания Результаты опроса учащихся.Участвовали в опросе 26 учащихся Испытывают трудности:в учёбе- 69% учащихсяв общении – 7% учащихсяв поведении – 17 % учащихсяне испытывают трудностей- 7% учащихсяСамооценка Завышенная – 50 % учащихсяАдекватная – 16 % учащихсяЗаниженная – 34 % учащихсяМечтают: вырасти хорошим человеком, ездить на хорошей машине, чтобы перемены побольше, чтобы уроков поменьше, о профессии, о телефоне, компьютере, «минике».Радует в жизни: мама, всё, солнечная погода, друзья,Новый год, зима.