Конспект урока по математике Вычисляем площадь


Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности ученика УУД
1.Организационный момент (2 мин)
Цель: создание доброжелательной рабочей атмосферы Проверка готовности к уроку.
- Чтобы урок прошел плодотворно, закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули. Повторяют хором слова учителя. Р: самоорганизация и организация своего рабочего места.
Л: осмысление внутренней позиции на уровне положительного отношения к уроку.
2.Актуализация опорных знаний. (5 мин)
Цель: подготовить учащихся к познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений
Слайд 1
Слайд 2 Логическая задача
- У Алины несколько кукол. Папа подарил ей не день рождения столько же кукол, сколько у неё было. Теперь у Алины 12 кукол. Сколько кукол подарил ей папа ?
- В понедельник Аня решила задачу, во вторник – две задачи, в среду – три и так далее. Сколько задач она решила в воскресенье ?
2. Минутка чистописания
- Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа.
- Посмотрите на доску и скажите, какое число записано?
- Давайте его охарактеризуем.
- А теперь давайте с вами повторим единицы измерения длины.
3. Устный счет
- Запиши в других единицах измерения:
1 см= …мм
3 см=.. мм
1 м= …см
60мм=…см
13мм=…. см….мм
6см3мм=…мм
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга по эталону.
- А теперь давайте проверим правильно ли ребята выполнили задания с помощью сигналиков. Если задание выполнено правильно поднимите зеленый, если есть ошибки-красный. А если вы сами сомневаетесь-оранжевый. Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания устного счета.
6
7
21
Многозначное, соседи числа 20 и 22,нечетное,для записи числа используются цифры 2 и 1, 2дес1ед
Дополняют равенства самостоятельно. Два ученика работают за доской.
10
30
100
6
1см3мм
63мм
Взаимопроверка по эталону.
Работают с сигналиками(светофором)
Р: учатся понимать цель выполняемых действий; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.
П: знание единиц измерения длины
3.  Постановка учебной задачи.Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения;
-согласовать тему и цель урока.
(3 мин)
Слайд 3

Слайд 4 - Реши примеры и при помощи ключа составь слово.
- Как вы думаете, что такое площадь? Давайте посмотрим, как это слово объясняется в словаре Ожегова?
- 1. Площадь – это незастроенное большое ровное место в городе, селе от которого расходятся в разные стороны улицы.
- Наша самая главная площадь? (Красная площадь в Москве.)
2. Площадь - это пространство, помещение, предназначенное для какой-нибудь цели.
Приведите пример. (Жилая площадь. Полезная площадь в доме.)
3. Площадь – это часть плоскости, ограниченная замкнутой ломаной или кривой линией. Например. (Площадь фигуры.)
- И так тема нашего урока?
- Как вы думаете, чему сегодня будем учиться? Решают примеры и составляют слово «Площадь»
Площадь
Дети высказывают свои мнения.
Вычисление площади К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью
Р.: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
4. Поиск решения учебной задачи - открытие нового знания.
Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще
Слайд 5
Слайд 6
Задание 1 (с.38)
Слайд 7
Слайд 8
Задание 2 (с.38)
Слайд 9
Физминутка Организует работу по открытию нового знания, обеспечивает контроль за выполнением задания.
- Сейчас мы поработаем в паре, но прежде давайте вспомним правила работы.
-Перед вами на столах лежат 2 геометрические фигуры (прямоугольник и квадрат).
- Я порошу вас поработать с этими фигурами и ответить мне на вопросы:- Можно площади фигур сравнить на глаз? Наложением одной на другую? (нет). Почему? - Перед нами возникла проблема: Так тогда как сравнить площади фигур, если наложением одной на другую не помогает? - Я вам дам подсказку. Посмотрите на слайд, пожалуйста и скажите, чем похожи фигуры?
- А давайте вспомним, как измеряется площадь?
- Так вот, ребята, учёные, договорились измерять площадь одинаковыми единицами, и за единицу измерения площади небольших геометрических фигур они взяли квадратный сантиметр.
- Как бы вы назвали площадь квадрата со стороной 1 км, 1 м?
Единицы площади обозначают так: см , м, км
- Рассмотрите фигуру в учебнике. Как она называется?
- Сколько квадратных см. занимает прямоугольник?
- Как вы это посчитали? Запишите все возможные выражения.
– На сколько строчек (столбиков) разбит прямоугольник?
– Сколько см2 умещается в каждой из них?
Как же узнать, сколько всего кв. см помещается в прямоугольнике, т.е. какова площадь этого прямоугольника?
- Что означает число 3?
- Что означает число 2?
- Какой вывод можно сделать?
- Посмотрите на рисунок и скажите, чем отличается длина от ширины?
- В математике площадь обозначают заглавной латинской буквой S. 
- На рисунке изображен план квартиры. Длины стен указаны в метрах.
- Найди площадь каждого помещения: комнат, кухни, ванной и прихожей.
- Покажите мне жилые комнаты. Покажите длину, ширину.
- Как будем находить площадь?
- Чему равна длина?
- Чему равна ширина?
- Как вы это узнали?
- А теперь давайте запишем на доске, как же найти площадь.
- Покажите мне кухню. Покажите длину, ширину.
- Как будем находить площадь?
- Чему равна длина?
- Чему равна ширина?
- Как вы это узнали?
- А теперь давайте запишем на доске, как же найти площадь.
Раз – подняться, потянуться,Два – нагнуть, разогнуться,Три – в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.На четыре – руки шире,Пять – руками помахать,Шесть – на место тихо сесть. Выполняют задания по учебнику, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.
Работа в паре
Площадь фигуры измеряется в одинаковых единичных квадратах.
Прямоугольник
6 кв.см
3+3 2+2+2 3*2
На 2
3
Один ученик работает у доски
3*2
Длина прямоугольника
Ширина прямоугольника
Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно его длину умножить на ширину.
Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно его длину умножить на ширину.
10 м
7 м
S= 10*7= 70 (м2)
Один ученик работает у доски, остальные в тетради.


S= 5*3=15 (м2)
Дети повторяют движения за учителем. К: сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение
П: извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
- А всегда ли удобно считать с помощью одинаковых квадратов?
- Давайте попробуем измерить площадь парты.
5.Закрепление изученного.
Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач
Задание 4 (с.39)
Задание 7(с.38)
Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.
- Площадь огорода- 40 квадратных метров. Половину огорода занимают грядки с клубникой. Какую площадь они занимают?
- Какова площадь огорода?
- Сколько занимают грядки с клубникой?
- Как будем находить площадь?
а) Рабочие разметили участок под постройку дома. Какую площадь будет занимать новый дом?
- Чему равна длина?
- Чему равна ширина?
- Как будем находить площадь? Уточняют и расширяют свои знания по теме урока.
40 м2
половину
S= 40:2=20


Чтобы вычислить площадь прямоугольника, нужно его длину умножить на ширину. Р: оценивать правильность выполнения действий, , адекватно воспринимать оценку;
П: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
К.: выражать в речи свои мысли и действия
6.Самостоятельная работа (7 минут)
Цель: перенос соответственных действий в умственный, внутренний план, применение нового знание в типовых заданиях
Слайд 10 -У вас на столах лежат листочки с заданием: Найди площадь фигур. Приложение 1
- Работаем самостоятельно.
- Поменяйтесь друг с другом тетрадями.
- Сейчас каждый из вас станет учителем и оценит правильность выполнения задания соседа по парте.
- Если решено правильно, возле ответа ставьте:
знак «+», если нет , то знак «-». Работают самостоятельно.
Взаимопроверка по эталону. Р: выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.
К: формировать готовность к сотрудничеству с другими людьми.
7. Итог урока. Рефлексия.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
Слайд 11 Оценка результатов выполнения заданий на уроке. Организация подведения итогов урока обучающимися.
-Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Какие задания больше всего понравились?
- У вас на партах лежат светофоры: зеленый означает – да (У меня сегодня всё получилось. Я открыл новые знания. Я сегодня доволен своей работой на уроке.) , жёлтый – сомнение, красный – нет.
- Сегодня на уроке
Вы искали и творили,
Знания новые открыли,
Научились их применять,
Теперь задания легко Вам выполнять!
- Домашнее задание
- с.39 №7 (а), №8 Отвечают на вопросы. Проводят самооценку, рефлексию. Р: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тема: «Вычисляем площадь»
Тип урока: открытие новых знаний
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: умение находить площадь фигур
Содержательная цель: формирование системы математических понятий - «длина», «ширина»
Задачи:
Предметные:
Создание условий для ознакомления с названиями единиц измерения площади,
Способствование развитию умений вычислять площадь с помощью умножения;
Использование в речи терминов «длина», «ширина», «площадь»
Содействование формированию навыков сложения одинаковых слагаемых;
Развивающие:
Развитие математической речи учащихся;
Активизация словесно-логического мышления;
Формирование устойчивости внимания;
Воспитательные:
Воспитание товарищества, взаимопомощи, интереса к разным профессиям.
Метапредметные: Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей.Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение; умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.
Найдите площадь прямоугольника.
5 см

2 см Приложение 1

__________________________________________
Найдите площадь прямоугольника.
3 см

6 см
________________________________
Построй прямоугольник со сторонами 4 см и 5 см, найди его площадь.
Найдите площадь прямоугольника.
5 см

2 см
__________________________________________
Найдите площадь прямоугольника.
3 см

6 см
________________________________
Построй прямоугольник со сторонами 4 см и 5 см, найди его площадь.

Самоанализ урока.
1.УМК – Планета знаний, математика, открытие новых знаний, тема урока- «Вычисление площади( урок №78 в разделе «Геометрические фигуры»
2.Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: умение находить площадь фигур
Содержательная цель: формирование системы математических понятий - «длина», «ширина»
Задачи:
Предметные:
Создание условий для ознакомления с названиями единиц измерения площади,
Способствование развитию умений вычислять площадь с помощью умножения;
Использование в речи терминов «длина», «ширина», «площадь»
Содействование формированию навыков сложения одинаковых слагаемых;
Развивающие:
Развитие математической речи учащихся;
Активизация словесно-логического мышления;
Формирование устойчивости внимания;
Воспитательные:
Воспитание товарищества, взаимопомощи, интереса к разным профессиям.
3.Учащиеся были достаточно активны и мотивированны, поэтому тема была усвоена успешно. В данном классе слабоуспевающих детей, поэтому была выстроена работу в паре, где слабоуспевающие были активизированы своим одноклассником; самостоятельная работа по уровням.
4.УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей.Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение; умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.Познавательные : умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания.
5.Это по типу урок открытия нового знания, он включал в себя 7 этапов:
1 этап- организационный момент, цель которого было создать доброжелательной атмосферы, использовала психологический настрой.
2 этап- актуализация опорных знаний, целью которого было подготовка к познавательной деятельности и актуализация опорных знаний. На этом этапе мы провели «Разминку для ума», вспомнили единицы измерения длины.
3 этап- постановка учебной задачи. Целью этого этапа было выявить и зафиксировать место и причину затруднения; согласовать тему и цель урока. Учащиеся работали с выражениями и при помощи ключа определили тему урока. Проводилась работа с толковым словарем Ожегова.
4 этап- поиск решения учебной задачи - открытие нового знания, целью которого было построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Работа с раздаточным материалом в парах и выяснение единиц измерения площади. Выводят правило вычисления площади прямоугольника.
5 этап – закрепление изученного, цель которого- усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. На этом этапе учащиеся выполняют задания по вычислению площади.
6 этап- самостоятельная работа. Цель: перенос соответственных действий в умственный, внутренний план, применение нового знание в типовых заданиях. На этом этапе проводится самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.
7 этап- итог урока, рефлексия. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Работа с сигналиками.
Материал урока оказался интересным для учащихся.
6.На этапе постановка учебной задачи был использован частично-поисковый метод, на этапе поиск решения учебной задачи - открытие нового знания применила проблемный, объяснительно-иллюстративный и словесный, а на этапе закрепление изученного использовала практический метод.
7.В ходе урока на этапе поиска решения учебной задачи - открытие нового знания была организована работа в паре и фронтальная работа, а на этапе самостоятельной работы- индивидуальная работа.
8.Мне удалось уложиться по времени. Распределение времени было рациональным. Темп урока оптимальный. Мне было легко вести урок, ученики быстро включались в работу. Меня порадовали Самсонов Владимир, Исмакаев Алексей, Попов Владомир, потому что активно работали на уроке.
Цель урока можно считать достигнутой, план урока выполнен, материал усвоен; я полагаю что все научились вычислять площадь, потому что все результаты самостоятельной работы были положительными.