Рабочая программа по изобразительному искусству УМК Планета Знаний 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
« ИЗБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного МОиН РФ приказом №373от 06.10.2009г.; зарегистрированного Минюстом России 22.12.09, регистрация № 17785;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий;
- примерной программы по изобразительному искусству;
- авторской программы по изобразительному искусству Н.М. Сокольниковой
- УМК по изобразительному искусству:
1.Учебник «Изобразительное искусство» 3 класс – автор Н.М. Сокольникова.
2.Рабочая тетрадь - автор Н.М. Сокольникова.
3.Методические рекомендации к учебнику «Изобразительное искусство» 3 класс – автор Н.М. Сокольникова
- годового учебного календарного графика на 2014-2015 учебный год.
- учебного плана МБОУ СОШ №9;
- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с ФГОС ООН.
I. Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся и процессе организации их художественной деятельности;
информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников н каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.)
Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
II. Общая характеристика учебного предмета.В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна».
Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.
Внутри каждой из структурных линий изучаются основы художественного языка на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом осуществляется связь художественного творчества с окружающей жизнью.
При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и тела), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные задачи обучения изобразительному искусству в третьем классе:
• изучение «Азбуки цвета», проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков, изучение порядка расположения цветов в радуге, выразительные возможности основных и составных цветов;
• ознакомление с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, пастельные и восковые мелки и др.);
• ознакомление с выразительными возможностями и особенностями живописи (гуашь, акварель);
• освоение простейших приёмов лепки объёмных форм (из одного куска, из отдельных частей, из колец и др.);
• формирование умения передачи в тематической композиции или иллюстрации смысловых связей между изображаемыми объектами;
• умение выбирать горизонтальный или вертикальный формат работы в зависимости от замысла, использовать соответствующий замыслу фон рисунка, добиваться выразительности образов;
• освоение способов передачи пространства на плоскости листа (приём загораживания, уменьшение удалённых объектов);
• ознакомление с традиционными народными художественными промыслами (Дымка, Филимоново, Городец, Гжель, Хохлома, Полохов-Майдан, Семёново, Загорск);• освоение некоторых приёмов росписи дымковских и филимоновских игрушек, матрёшек, хохломской и гжельской посуды, городецких изделий;
• обучение «Азбуке форм», умению узнавать геометрические формы и тела (круг, шар, квадрат, куб, треугольник) в природе и объектах дизайна;• обучение умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе геометрических форм.
Для реализации рабочей программы на уроках изобразительного искусства используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, экскурсии, проектные работы.
Для развития познавательных интересов на урок вводятся игры (дидактические и ролевые).
Также внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее, модульное и дифференцированное обучение. Используются разнообразные средства обучения: справочники, энциклопедии, словари, демонстрационный материал, таблицы.
Также на уроках вводится и используется национально-региональный компонент.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета изобразительное искусство
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность красоты и гармонии - стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.
III. Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой начального общего образования предмет «Изобразительное искусство» изучается в 3 классе. Курс обучения составляет 34 часа- 1 час в неделю.
Последовательность изучения основных тем курса:
Жанры изобразительного искусства.
Народное искусство.
Декоративное искусство.
Мир дизайна и архитектуры.
IV Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
3-й класс
34 ч (1 час в неделю)
Тема «ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА» (13 часов)
НАТЮРМОРТ
Беседы об изобразительном искусстве.
Форма, фактура, объём, цвет. И.Машков «Фрукты на блюде», К.Петров-Водкин «Утренний натюрморт», А.Бейерен «Натюрморт».
Композиция в натюрморте. И.Хруцкий «Натюрморт с грибами», П.Кончаловский «Натюрморт с зелёной рюмкой», В.Конашевич «Колокольчики на окне», В.Серов «Яблоки на листьях», Ф.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка», Д.Штеренберг «Натюрморт с лампой», К.Петров-Водкин «Селёдка».
Основы художественного языка.
Светотень. Боковое, фронтальное и контражурное освещение.
Творческая мастерская
Школа графики. Натюрморт с кувшином.
ПЕЙЗАЖ
Беседы об изобразительном искусстве.
Лирические и эпические пейзажи. И.Грабарь «На озере», И.Айвазовский «Девятый вал», И.Левитан «Сумерки. Луна», И.Шишкин «Зима».
Композиция в пейзаже. А.Венецианов «На жатве. Лето» и «На пашне. Весна», М Клодт «На пашне».
Основы художественного языка.
Перспектива. Горизонт. Перспективные построения. Воздушная перспектива.
Творческая мастерская
Школа живописи. Последовательность рисования пейзажа.
ПОРТРЕТ
Беседы об изобразительном искусстве.
Портретные жанры. Монументальные, камерные и миниатюрные портреты. Автопортрет. Композиция портрета. Скульптурные портреты. Портреты сказочных героев. Необычные портреты.
В. Тропинин «Портрет сына», К. Брюллов «Всадница», А.Рябушкин «Семья купца» в XVII веке». Д.Корин «Александр Невский»,Ф.Рокотов «Портрет неизвестной в розовом платье», А.Овсов «Портрет Петра I», В.Тропинин «За прошивками», И.Репин «Портрет П.М.Третьякова», В.Васнецов «автопортрет», В.Тропинин «Автопортрет», К.Брюллов «Автопортрет», И.Крамской «Автопортрет», К.Петров-Водкин «автопортрет», В.Татлин «Матрос. Автопортрет», Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)», В.Боровиковский «Портрет М.И.Лопухиной», З.Серебрякова «Перед зеркалом», В.Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный»,П.Федотов «Портрет», Н.Фешин «Портрет неизвестной», И.Крамской «Портрет художника И.Шишкина», В.Васнецов «Снегурочка», И.Билибин «Илья Муромец и Святогор». Памятники: И.А.Крылову (Москва), А.П.Чехову (Таганрог), И.А.Бунину (Елец),Э.Фальконе «Памятник Петру I (Медный всадник) (Санкт-Петербург).
Основы художественного языка.
Парадный портрет. Монументальные, камерные и миниатюрные портреты. Автопортрет. Профиль. Анфас. Бюст. Памятник.Силуэт Творческая мастерская
Последовательность рисования портрета (карандаш).
Последовательность лепки скульптурного портрета (пластилин).
Последовательность выполнения портрета (коллаж).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проект №1. Праздник сказок. Выбор сказки, написание сценария. Подготовка костюмов и декораций. Представление.
Проект № 2. Школьная картинная галерея. Подготовка работ для выставки, разработка оформления картинной галереи. Экскурсия по галерее.
Тема «НАРОДНОЕ ИСКУССТВО» (6 часов)
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Беседы о народном искусстве.
Старинная крестьянская изба, украшение деревянного дома. В старинной русской избе. Деревянная и глиняная посуда.
БОГОРОДСКИЕ ИГРУШКИ
Беседы о народном искусстве. Образы в богородской игрушке.
Творческая мастерская
Богородская игрушка «мишка-дергун» (картон).
ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ
Беседы о народном искусстве. Творчество мастеров Жостова. Техника жостовской росписи.Процесс создания жостовского подноса.
Основы художественного языка.
Замалёвка, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.
Творческая мастерская
Последовательность жостовской росписи предметов быта: тарелочки, шкатулки и т.д.(гуашь).
ПАВЛОПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ
Беседы о народном искусстве. Павловский Посад- центр производства набивных платков и шалей в XIX веке.
Творческая мастерская
Композиция размещения орнаментов на павлопосадских платках (карандаш, гуашь).
СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА
Беседы о народном искусстве. Гончарные изделия скопинских мастеров.
Творческая мастерская
Последовательность лепки скопинского сосуда-рыбы (глина/пластилин).
Тема «ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО» (9 часов)
ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Беседы о декоративном искусстве. Содержание и последовательность декоративной композиции.Цвет.
Основы художественного языка.
Стилизация.
ЗАМКНУТЫЙ ОРНАМЕНТ
Творческая мастерская
Украшение салфетки орнаментом из аппликации.
ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ
Беседы о декоративном искусстве. Техники выполнения декоративного натюрморта.
Творческая мастерская. Декоративные натюрморты: «Фрукты в вазе» (гуашь), «Посуда» (коллаж). Декоративная переработка натюрморта. Коллаж «Игрушки» (ткань, кожа, нитки, пластик, игрушки).
ДЕКОРАТИВНЫЙ ПЕЙЗАЖ
Беседы о декоративном искусстве. М.Кишев «Декоративные пейзажи».
Творческая мастерская. Декоративные пейзажи «Зоопарк» (техника бумажной мозаики), «Весенняя листва», «Родные просторы», «Жаркие страны» (гуашь). Эскиз витража «Зимний пейзаж (карандаш, акварель).
ДЕКОРАТИВНЫЙ ПОРТРЕТ
Творческая мастерская. Декоративный портрет «Богатырь» (гуашь). Портрет друга (аппликация из газет и журналов). Автопортрет (декоративная роспись). Декоративные портреты в технике декупаж. Школа декора (маски из папье-маше).
СЕКРЕТЫ ДЕКОРА. Катаем шарики. Рисуем нитками.
ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕКОР .
Беседы о декоративном искусстве. Пасхальные украшения. Писанки.
Творческая мастерская. Роспись пасхальных яиц. Праздничная открытка (аппликация). Подставка для яйца (пластилин, тесто, бумага).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проект №1. Школьный музей народного и декоративного искусства. Изучение народных художественных промыслов своего края. Сбор коллекции предметов ДПИ. Оформление экспозиции.
Проект №2. Выставка творческих работ учащихся.
Тема «МИР ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ» (6 часов)
ФОРМА ЯЙЦА.
Беседы о форме яйца в архитектуре и дизайне.
Творческая мастерская. Эскизы предметов быта в форме яйца. Наброски и зарисовки посуды в форме яйца. Упаковка для яиц. Эскизы моделей одежды по силуэту . Изготовление декоративной подвески из яичной скорлупы. Декоративная свеча.
ФОРМА СПИРАЛИ.
Беседы о форме спирали в архитектуре и дизайне. В.Татлин. Башня III Интернационала. Музей Гугенхайма (Нью-Йорк). Небоскрёб «Поворачивающий торс» (Мальма, Швеция).
Творческая мастерская. Букет из бумажных роз. Украшения из роз. Бусы. Барашек.
ФОРМА ВОЛНЫ.
Беседы о форме волны в архитектуре и дизайне. А.Гауди. Жилой дом (Барселона),Скамейка в парке (Барселона), Здание Музея Гуггенхайма (Бильбао).
Творческая мастерская. Выполнение эскизов объетов дизайна волнообразной формы (карандаш, гуашь). Осветительный прибор на основе формы волны (карандаш, акварель).Коробочка для печенья. Декоративная открытка (гофрированный картон).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проект №1. Постановка детского спектакля «Чистая планета». Поиск информации о различных способах утилизации мусора и вторичной переработке сырья. Выполнение эскизов контейнеров для сбора мусора. Разработка графических знаков для обозначения различный отходов. Подготовка сценария и костюмов.
Проект №2. Школьный музей архитектуры и дизайна. Подбор экспонатов (фотографии, репродукции), оформление музейной экспозиции.
V. Тематическое планирование по изобразительному искусству
1 час в неделю – 34часа
Основное содержание материала по темам. Характеристика основных видов деятельности уч-ся Формирование УУД
ЖАНРЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА.
НАТЮРМОРТ
Беседы об изобразительном искусстве. Форма, фактура, объём, цвет. И.Машков «Фрукты на блюде», К.Пет-ров-Водкин «Утренний натюрморт», А.Бейерен «Натюрморт».
Композиция в натюрморте. И.Хруцкий «Натюрморт с грибами», П.Кончаловский «Натюрморт с зелёной рюмкой», В.Конашевич «Колокольчики на окне», В.Серов «Яблоки на листьях», Ф.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка», Д.Штеренберг «Натюрморт с лампой», К.Петров-Водкин «Селёдка».
Основы художественного языка.Светотень. Боковое, фронтальное и контражурное освещение.
Творческая мастерская
Школа графики. Натюрморт с кувшином.
ПЕЙЗАЖ
Беседы об изобразительном искусстве. Лирические и эпические пейзажи. И.Грабарь «На озере», И.Айвазовский «Девятый вал», И.Левитан «Сумерки. Луна», И.Шишкин «Зима».
Композиция в пейзаже. А.Венецианов «На жатве. Лето» и «На пашне. Весна», М Клодт «На пашне».
Основы художественного языка.Перспектива. Горизонт. Перспективные построения. Воздушная перспектива.
Творческая мастерская
Школа живописи. Последо-вательность рисования пейзажа.
ПОРТРЕТ
Беседы об изобразительном искусстве. Портретные жанры. Монументальные, камерные и миниатюрные портреты. Автопортрет. Композиция портрета. Скульптурные портреты. Портреты сказочных героев. Необычные портреты.
В. Тропинин «Портрет сына», К. Брюллов «Всадница», А.Рябушкин «Семья купца» в XVII веке». Д.Корин «Александр Невс-кий»,Ф.Рокотов «Портрет неизвестной в розовом платье», А.Овсов «Портрет Петра I», В.Тропинин «За прошивками», И.Репин «Портрет П.М.Третьякова», В.Васнецов «автопортрет», В.Тропинин «Автопортрет», К.Брюллов «Автопортрет», И.Крамской «Автопортрет», К.Петров-Водкин «автопортрет», В.Татлин «Матрос. Автопортрет», Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)», В.Боровиков-ский «Портрет М.И.Лопухи-ной», З.Серебрякова «Перед зеркалом», В.Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный»,П.Федотов «Пор-трет», Н.Фешин «Портрет неизвестной», И.Крамской «Портрет художника И.Шишкина», В.Васнецов «Снегурочка», И.Билибин «Илья Муромец и Святогор». Памятники: И.А.Крылову (Москва), А.П.Чехову (Таганрог), И.А.Бунину (Елец),Э.Фальконе «Памятник Петру I (Медный всадник) (Санкт-Петербург).
Основы художественного языка. Парадный портрет. Монументальные, камерные и миниатюрные портреты. Автопортрет. Профиль. Анфас. Бюст. Памятник. Силуэт
Творческая мастерская
Последовательность рисования портрета (карандаш).
Последовательность лепки скульптурного портрета (пластилин).
Последовательность выполнения портрета (коллаж).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проект №1. Праздник сказок. Выбор сказки, написание сценария. Подготовка костюмов и декораций. Представление.
Проект № 2. Школьная картинная галерея. Подготовка работ для выставки, разработка оформления картинной галереи. Экскурсия по галерее. Принимать участие в беседе о художественных музеях как хранилищах коллекций национальной культуры. Соотносить новую информацию с имеющимися знаниями по теме урока. Отвечать на вопросы, основываясь на тексте и репродукции картин. Анализировать приёмы изображения на полотнах мастеров. Использовать в речи ключевые слова: натюрморт, жанр, колорит, светотень. Освоить, что такое композиция в натюрморте и изобразительном искусстве. Уметь выделять главное в композиции на примерах из учебника. Изучать особенности инструментов и материалов для графики. Рисовать предмет быта округлой формы: крынку или шар. Передавать светотень на предмете. Применять штриховку карандашом по форме предмета.
Установить последовательность рисования предметов натюрморта (от общего к частному) и использовать эту последовательность при выполнении работы.
Исследовать особенности композиции в пейзаже на примере картин мастеров. Оценивать пейзажи по законам красоты. Поисковая работа: собрать репродукции картин и рисунков с изображением природы. Выделять главную информацию о классическом и современном искусстве, о выдающихся произведениях отечественной и зарубежной художественной культуры. Знать, что такое автопортрет, основы композиции портрета. Вырезать или рисовать чёрной тушью силуэты сказочных героев. Соотносить силуэт и характер героя. Сравнивать произведения изобразительного искусства, классифицировать их по видам и жанрам. ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
У учащихся будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
-понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
-положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
Интерес к посещению художественных музеев, выставок.
могут быть сформированы:
-осознание изобразительного искусства как способов познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
-представление о роли искусства в жизни человека;
-восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры.
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД
Учащиеся научатся:
-называть и различать основные виды изобразительного искусства ;- называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей) ;-узнавать( определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов ( Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др.);
-выбирать живописные приёмы ( по- сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
-лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;
-различать основные и состовные, тёплые и холодные цвета;
-состовлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и состовные цвета с чёрным и белым.
Учащиеся получат возможность научиться:
-узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов ( А.Рублев « Троица», В. Суриков « Взятие снежного городка» и др.);
-сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
-применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;- правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитных и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передачи различной фактуры.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- объяснять, какие приёмы техники были использованы в работе, как строилась работа;
- продумывать план действий при работе в паре;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительная, декоративную и конструктивную).Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выполнять художественно- творческую работу;
- определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно- творческой работы по выбранным критериям .
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
-свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавление и справочного бюро ;
-различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
-сравнивать изображения персонажей в картинах различных художников.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
- наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
- устанавливать и объяснять причину разного изображения природы ( время года, время Суток, при различной погоде);
- классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
- конструировать по своему замыслу.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- учитывать мнение других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
- распределять обязанности при работе в группе;
- учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
- владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России.
НАРОДНОЕ ИСКУССТВО.
РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Беседы о народном искусстве. Старинная крестьянская изба, украшение деревянного дома. В старинной русской избе. Деревянная и глиняная посуда.
БОГОРОДСКИЕ ИГРУШКИ
Беседы о народном ис-кусстве. Образы в богород-ской игрушке.
Творческая мастерская
Богородская игрушка «мишка-дергун» (картон).
ЖОСТОВСКИЕ ПОДНОСЫ
Беседы о народном ис-кусстве. Творчество мастеров Жостова. Техника жостовской росписи.Процесс создания жостовского подноса.
Основы художественного языка. Замалёвка, тенёжка, прокладка, бликовка, чертё-жка, привязка.
Творческая мастерская
Последовательность жостовской росписи предметов быта: тарелочки, шкатулки и т.д.(гуашь).
ПАВЛОПОСАДСКИЕ ПЛАТКИ
Беседы о народном ис-кусстве. Павловский Посад- центр производства набивных платков и шалей в XIX веке. Творческая мастерская
Композиция размещения орнаментов на павлопо-садских платках (карандаш, гуашь).
СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА
Беседы о народном ис-кусстве. Гончарные изделия скопинских мастеров.
Творческая мастерская
Последовательность лепки скопинского сосуда-рыбы (глина/пластилин).
Высказывать ценностное отношение к народному творчеству. Решать творческую задачу: рисовать и лепить старинную посуду; вырезать из бумаги силуэты изб и узоры для их украшения. Изучить последовательность сбора игрушки «Мишка-дергун» (с. 76 учебника). Решать творческую задачу: сделать ёлочную игрушку «Мишка». Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной художественной творческой работы; вносить необходимые коррективы в ходе выполнения работы. Решать творческую задачу: роспись жостовскими цветами предметов быта (гуашь). Рисовать схемы размещения орнаментов на павловопосадских платках. Повторить образцы павловопосадских цветов. Вести поиск информации об истории производства павловопосадских платков и известных мастерах. Решать творческую за дачу: рисовать платок с павловопосадскими узорами (гуашь). Вылепить сосуд-рыбу в традициях скопинской керамики (пластилин). Решать творческие задачи: продумывать схемы изготовления игрушек; самостоятельно делать ёлочные игрушки. Отвечать на вопросы. Определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (резьба по дереву, богородские игрушки, жостовские подносы, павловопосадские платки). ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО.
ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Беседы о декоративном искусстве. Содержание и последовательность декора-тивной композиции. Цвет.
Основы художественного языка. Стилизация.
ЗАМКНУТЫЙ ОРНАМЕНТ
Творческая мастерская
Украшение салфетки орнаментом из аппликации.
ДЕКОРАТИВНЫЙ НАТЮРМОРТ
Беседы о декоративном искусстве. Техники выпол-нения декоративного натюрморта.
Творческая мастерская. Декоративные натюрморты: «Фрукты в вазе» (гуашь), «Посуда» (коллаж). Декоративная переработка натюрморта. Коллаж «Игрушки» (ткань, кожа, нитки, пластик, игрушки).
ДЕКОРАТИВНЫЙ ПЕЙЗАЖ
Беседы о декоративном искусстве. М.Кишев «Деко-ративные пейзажи».
Творческая мастерская. Декоративные пейзажи «Зоопарк» (техника бумажной мозаики), «Весенняя листва», «Родные просторы», «Жаркие страны» (гуашь). Эскиз витража «Зимний пейзаж (карандаш, акварель).
ДЕКОРАТИВНЫЙ ПОРТРЕТ
Творческая мастерская. Декоративный портрет «Богатырь» (гуашь). Портрет друга (аппликация из газет и журналов). Автопортрет (декоративная роспись). Декоративные портреты в технике декупаж. Школа декора (маски из папье-маше).
СЕКРЕТЫ ДЕКОРА. Катаем шарики. Рисуем нитками.
ПРАЗДНИЧНЫЙ ДЕКОР .
Беседы о декоративном искусстве. Пасхальные укра-шения. Писанки.
Творческая мастерская. Роспись пасхальных яиц. Праздничная открытка (аппликация). Подставка для яйца (пластилин, тесто, бумага).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проект №1. Школьный музей народного и декоративного искусства. Изучение народных художе-ственных промыслов своего края. Сбор коллекции пред-метов ДПИ. Оформление экспозиции.
Проект №2. Выставка творческих работ учащихся.
Участвовать в беседе о декоративном искусстве, высказывать ценностное отношение к декоративному искусству как части национальной культуры. Изучить приёмы декоративной композиции и стилизации.
Решать творческую задачу: выполнить стилизацию цветов или пейзажа (по выбору). Рисовать схемы композиционного размещения орнамента на коврах. Решать творческую задачу: расписать геометрическими узорами тарелочку по краю (акрил). Собрать коллекцию изображений ковров разных народов. Анализировать средства, применяемые для создания декоративного образа. Решать творческую задачу: рисовать декоративный натюрморт «Фрукты в вазе» (гуашь). Решать творческую задачу: сделать маски сказочных героев. Коллективная работа. Учиться работать вместе, договариваться о результате. Сделать декоративную бумагу: катать окрашенные гуашью шарики; печатать нитками. Использовать декор для украшения предметов быта. Принять участие в беседе о пасхальных сувенирах – яйцах Фаберже и яйцах-писанках. Решать творческую задачу: расписать контуры, силуэты или деревянные яйца по своему эскизу (гуашь). Освоить технику печати с помощью мыльных пузырей. Решить творческую задачу: выполнить декоративное панно. Оценивать свои творческие достижения. МИР ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ.
ФОРМА ЯЙЦА.
Беседы о форме яйца в архитектуре и дизайне.
Творческая мастерская. Эскизы предметов быта в форме яйца. Наброски и зарисовки посуды в форме яйца. Упаковка для яиц. Эскизы моделей одежды по силуэту . Изготовление декоративной подвески из яичной скорлупы. Декоративная свеча.
ФОРМА СПИРАЛИ.
Беседы о форме спирали в архитектуре и дизайне. В.Татлин. Башня III Интернационала. Музей Гугенхайма (Нью-Йорк). Небоскрёб «Поворачивающий торс» (Мальма, Швеция).
Творческая мастерская. Букет из бумажных роз. Украшения из роз. Бусы. Барашек.
ФОРМА ВОЛНЫ.
Беседы о форме волны в архитектуре и дизайне. А.Гауди. Жилой дом (Барселона),Скамейка в парке (Барселона), Здание Музея Гуггенхайма (Бильбао).
Творческая мастерская. Выполнение эскизов объектов дизайна волнообразной формы (карандаш, гуашь). Осветительный прибор на основе формы волны (карандаш,акварель).Коробочка для печенья. Декоративная открытка (гофрированный картон).
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Проект №1. Постановка детского спектакля «Чистая планета». Поиск информации о различных способах утили-зации мусора и вторичной переработке сырья. Выполне-ние эскизов контейнеров для сбора мусора. Разработка гра-фических знаков для обозначе-ния различных отходов. Подготовка сценария и костюмов.
Проект №2. Школьный музей архитектуры и дизайна. Подбор экспонатов (фотографии, репродукции), оформление музейной экспозиции.
Проследить взаимосвязь формы и функции объекта. Участвовать в обсуждении по теме урока. Сравнивать изображения на открытках, в журналах, на фотографиях и в видеофрагментах по теме урока. Решать творческую задачу: выполнить эскизы предметов быта, техники, моделей
одежды в форме яйца (смешанная техника).
Изготовить декоративную свечу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой работы; вносить необходимые коррективы в ходе выполнения работы. Оценить свою работу и работы одноклассников. Установить взаимосвязь формы и функции архитектурных и дизайнерских объектов, использующих форму спирали. Провести эксперимент. Изготовить бумажную розу. Сделать бумажные бусы. Выполнить панно «Барашек». Изготовить панно с волнистым декором (пластилин). Участвовать в коллективной работе. Планировать работу, согласовывать действия, договариваться о результате. Сконструировать украшения на основе формы волны и спирали. Решить творческую задачу: выполнить коллажи «современный город», используя полученные знания по теме коллаж. Сделать вазу из яичной упаковки. Анализировать причины успеха в учебной деятельности. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО изобразительному искусству В 3 КЛАССЕ (ПО УЧЕБНИ-КУ «Изобразительное искусство Н.М. Сокольникова 34ЧАС.- 1 РАЗА В НЕДЕЛЮ)
№ п/п Тема урока № уро-каЭлементы содержания Виды учебной деятельности Домаш-неезадание Требования к результату
(ученик научится) Виды контроля Учебно-метод. обеспеч. Дата Дата
1 четверть - 9 час.
Жанры изобразительного искусства (13 ч)
1. Художественные музеи мира. Натюрморт как жанр. С.4-10 1
(1 ч.) Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Ознакомление с коллекциями ведущих музеев мира. Ознакомление с натюрмортом как жанром изобразительного искусства. Повторение основ цветоведения: цветовой круг, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета. Принимать участие в беседе о художествен-ных музеях как хранили-щах коллекций нацио-нальной культуры. Соот-носить новую информа-цию с имеющимися знаниями по теме урока. Отвечать на вопросы, основываясь на тексте и репродукции картин. Выполнять задания по инструкции (с. 4-7, 10-15 учебника). Анализиро-вать приёмы изображе-ния на полотнах масс-теров. Использовать в речи ключевые слова: натюрморт, жанр, коло-рит, светотень. Найти информацию о твор-честве художников Д. Штеренберга и К. Петрова-Водкина. Закончить работу знать:
- жанры изобразительного искусства;
уметь: - работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических и живописных работ, а также при выполнении заданий по лепке и дизайну;
фрон-тальный опрос учебник, рабочая тетрадь
03.09 2. Натюрморт. Композиция в натюрморте. Учимся у мастеров. С.10-15 2
(1 ч.) Знакомство с жанром натюрморта. Формирование восприятия и оценки натюрморта как жанра изобразительного искусства. Изучение основ композиции в натюрморте. Познакомить с произве-дениями художников, работающий в жанре натюрморта и их карти-нами (И.Машков «Фру-кты на блюде», К. Петров-Водкин «Утрен-ний натюрморт», В. Серов «Яблоки на листьях» и др.). Работать с текстом и иллюстра-циями (с. 10-15 учебни-ка). Освоить, что такое композиция в натюрмор-те и изобразительном искусстве. Уметь выде-лять главное в компози-ции на примерах из учебника. Закончить работу Давать оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; задания по груп-пам10.09 3. Светотень. Школа графики. Рисование шара или крынки (карандаш). Последовательность рисования куба. С.16-23 3
(1 ч.) Продолжение ознакомления с жанром натюрморта. Продолжение освоения особенности материалов и инструментов для графики. Изучение передачи светотени на предмете. Изучать особенности инструментов и материа-лов для графики. Рисо-вать предмет быта округ-лой формы: крынку или шар. Изучить последова-тельность рисования шара (с. 21), крынки (с. 22). Научиться рисовать куб (с. 23 учебника). Передавать светотень на предмете. Применять штриховку карандашом по форме предмета. Закон-чить ра-боту Уметь элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа);
- смешивать основные цвета и получать составные;
прак-тич. работа 17.09 4. Натюрморт как жанр. Школа живописи. Натюрморт с кувшином (акварель).С.24-25 4
(1 ч.) Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. Продолже-ние изучения приёмов работы акварелью. Совершенствование умения рисовать натюрморт. Называть основные и промежуточные стороны горизонта; объяснять, что такое линия горизонта. Закон-чить ра-боту - выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши); прак-тич. работа учебник, рабочая тетрадь 24.09 5. Пейзаж как жанр. Композиция в пейзаже. Учимся у мастеров.
С. 26-29 5
(1 ч.) Ознакомление с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Развитие художественного вкуса, эмоциональной и интеллектуальной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Установить последова-тельность рисования предметов натюрморта (от общего к частному) и использовать эту после-довательность при выполнении работы. Изучить порядок работы (с. 24-25 учебника). Решение творческих задач: передавать свето-тень на предмете. Применять технику акварельной живописи. Добиваться единства колористического решения. Закон-чить ра-боту Уметь подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; применять технику акварельной живописи
прак-тич. работа учебник, рабочая тетрадь 01.10 6. Перспектива. Перспективные построения. Воздушная перспектива. С.30-35 6
(1 ч.) Продолжение ознакомления с жанром пейзажа. Продолжение изучения основ перспективных построений линейной и воздушной перспективы. Ознакомиться с выдаю-щимися произведениями отечественного и зару-бежного искусства. Участвовать в беседе о пейзаже, строить выска-зывания, основываясь на тексте учебника и репро-дукциях картин ведущих русских и зарубежных художников. Исследо-вать особенности компо-зиции в пейзаже на при-мере картин мастеров. Оценивать пейзажи по законам красоты. Поис-ковая работа: собрать репродукции картин и рисунков с изображе-нием природы. Закон-чить ра-боту Уметь смешивать основные цвета и получать составные;
Знать этапы построения линейной и воздушной перспективы
ди-дактич. игра
08.10 7. Школа живописи. Рисование пейзажа (акварель). С.36-37 7
(1 ч.) Обучение акварельной живописи. Передача пространства на листе с помощью линейной и воздушной перспективы. Участвовать в обсужде-нии по теме. Изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы при рисовании пейзажа. Сделать набросок рисунка пейзажа. Закон-чить ра-боту Уметь выполнять набросок пейзажа с помощью линейки и
воздушной перспективы фрон-тальный опрос учебник, рабочая тетрадь
15.10 8. Портрет как жанр. Автопортрет.
С. 38-45, 48-49 8
(1 ч.) Ознакомление с портр-етом как жанром изобра-зительного искусства. Освоение знаний о клас-сическом и современном искусстве. Ознакомление с выдающимися произве-дениями отечественного и зарубежного искус-ства. Знакомство с рисо-ванием автопортрета, композицией портрета. Изучить последователь-ность выполнения рабо-ты (с. 36-37 учебника). Продолжить рисовать пейзаж акварелью. Решать творческую задачу: передать пространство на листе, используя приёмы линейной и воздушной перспективы. Закон-чить ра-боту Знать отличие портрета от других жанров.
Уметь выполнять набросок пейзажа с помощью линейки и
в оздушной перспективы прак-тич. работа учебник, рабочая тетрадь
22.10 9. Школа графики. Рисование портрета девочки (карандаш).
С. 46-47 9
(1 ч.) Обучение рисованию портрета. Продолжение освоения рисунка карандашом. Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Принимать участие в беседе о произведениях портретного жанра как части национальной культуры. Работать с текстом и иллюстрация-ми (с. 38-45, 48-49 учебника). Выделять главную информацию о классическом и совре-менном искусстве, о выдающихся произведе-ниях отечественной и зарубежной художест-венной культуры. Закон-чить ра-боту Знать, что такое автопортрет, основы композиции портрета. ра-бота в парах учебник, рабочая тетрадь
29.10 2 четверть – 7часов
10. Скульптурные портреты. Школа лепки. Лепка портрета дедушки (пластилин ). С.50-53 1
(1 ч.) Развитие художественного вкуса, эмоциональной и интеллектуальной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Обучение лепке и рисованию портретов. Изучить последователь-ность выполнения рабо-ты ( С. 46-47). Решать творческую задачу: ри-совать портрет девочки, передать светотень, сходство и создавать выразительный образ. Использовать разно-образную штриховку. Закон-чить ра-боту Уметь использовать разнообразную штриховку, передать светотень, сходство и создавать выразитель-ный образ.
Знать основные правила при работе с пластилином, соблюдать пропорции работа в парах учебник, рабочая тетрадь
12.11 11. Портреты сказочных героев. Силуэт. С.54-57 2
(1 ч.) Знакомство с традициями изображения сказочных персонажей. Освоение выразительных возможностей силуэта. Обучение умению вырезать и рисовать силуэты сказочных героев. Участвовать в обсужде-нии по теме урока, используя текст учебни-ка и изображения скульптуры, выполнить задания (с. 50-51 учебни-ка). Изучить последова-тельность выполнения работы (с. 52-53 учеб-ника). Осуществлять пошаговый и итоговый контроль Закон-чить ра-боту Уметь вырезать и рисовать силуэты сказочных героев. фрон-тальный опрос учебник, рабочая тетрадь
19.11 12. Необычные портреты. Школа коллажа.
С.58-59 3
(1 ч.) Обучение техники коллажа. Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Участвовать в обсужде-нии по теме урока, используя текст учебника и изображения, выполнить задания (с. 54-57 учебника). Выре-зать или рисовать чёрной тушью силуэты сказоч-ных героев. Соотносить силуэт и характер героя. Закон-чить ра-боту уметь соотносить силуэт и характер героя
знать основные элементы техники коллажа фрон-тальный и инди-видуал. опрос учебник, рабочая тетрадь
26.11 13. Проверочный урок. Твои творческие достижения. С.60-61 4
(1 ч.) Формирование устойчи-вого интереса к искус-ству, эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (гра-фических, живописных, скульптурных). Форми-рование восприятия и оценки произведений изобразительного искусства. . Сравнивать произведения изобразительного искусства, классифицировать их по видам и жанрам. Вести беседу, используя текст учебника и изображения. Выполнить задания учебника. (С.60-63). Закон-чить ра-боту уметь классифицировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам. работа в парах учебник, рабочая тетрадь
03.12 Народное искусство (6 ч)
14. Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда. 5
(1 ч.) Знакомство с резьбой по дереву и украшением изб. Обучение умению вырезать узоры из бумаги. Воспитание любви к русскому народному искусству. Ориентироваться в учеб-нике. Высказывать цен-ностное отношение к народному творчеству. Изучить последователь-ность прохождения те-мы. Вести беседу, ис-пользуя текст учебника и изображения, выполнить задания (с. 66-71 учебни-ка). Решать творческую задачу: рисовать и лепить старинную посу-ду; вырезать из бумаги силуэты изб и узоры для их украшения. Закон-чить ра-боту определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, матрёшки и др.).уметь вырезать из бумаги силуэты изб и узоры для их украшения. фрон-тальный и инди-видуал. опрос учебник, рабочая тетрадь
10.12 15. Богородские игрушки. Школа народного искусства. С.72-77 6
(1 ч.) Знакомство с изделиями богородских мастеров. Обучение умению рисовать богородские игрушки. Воспитание любви к традиционным художественным народным промыслам. Участвовать в обсужде-нии по теме урока, ис-пользуя текст учебника изображения, выполнить задания (с. 72-76 учеб-ника). Высказывать цен-ностное отношение к народному творчеству. Изучить последователь-ность сбора игрушки «Мишка-дергун» (с. 76 учебника). Решать творческую задачу: сделать ёлочную игрушку «Мишка». Закон-чить ра-боту Уметь отличать богородские игрушки по их признакам, рисовать их фрон-тальный опрос учебник, рабочая тетрадь 17.12 16. Жостовские подносы. Школа народного искусства. С.78-83 7
(1 ч.) Знакомство с изделиями жостовских мастеров. Обучение умению выполнять жостовские цветы и ягоды. Воспитание любви к традиционным художественным народным промыслам. Участвовать в обсуждении по теме урока, используя текст учебника и изображения (с. 78-79 учебника).Высказывать ценностное отношение к народному творчеству. Изучить последовательность выполнения жостовской росписи (с. 80-83 учебника). Повторить выполнение цветов и ягод. Решать творческую задачу: роспись жостовскими цветами предметов быта (гуашь). Закон-чить ра-боту Уметь отличать Жостовские подносы по их признакам; выполнять жостовские цветы и ягоды.
Уметь выполнять пошаговый контроль и вносить необходимые коррективы в ходе выполнения работы фрон-тальный опрос учебник, рабочая тетрадь 24.12 3 четверть – 10 часов
17. Павлопосадские платки. 1
(1 ч.) Знакомство с изделиями павлопосадских мастеров. Обучение умению выполнять павлопосадские цветы. Воспитание любви к традиционным художественным народным промыслам. Участвовать в обсуждении по теме урока, используя текст учебника и изображения (с.84-85учебника). Рисовать схемы размещения орнаментов на павловопосадских платках. Повторить образцы павловопосадских цветов. Вести поиск информации об истории производства павловопосадских платков и известных мастерах. Решать творческую за дачу: рисовать платок с павловопосадскими узорами (гуашь). Вариант: рисовать угол платка. Изучить, какие платки и шали носят женщины в твоём крае. Закон-чить ра-боту - знать известные центры народных художественных промыслов России (Павловский Посад,Скопин);
Уметь рисовать схемы орнаментов.
Знать характерные черты этого промысла фрон-тальный опрос учебник, рабочая тетрадь 14.01 18. Скопинская керамика. Школа народного искусства. С. 86-89 2
(1 ч.) Воспитание любви к русскому народному искусству. Знакомство со скопинской керамикой. Обучение умению лепить скопинские сосуды. Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа. Участвовать в обсуждении по теме урока, используя текст учебника и изображения (с.86-89 учебника). Изучить последовательность лепки сосуда рыбы (с. 89 учебника). Вылепить сосуд-рыбу в традициях скопинской керамики (пластилин). Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной художественной творческой работы Закон-чить ра-боту Знать последовательности лепки сосуда рыбы в традициях скопинской керамики
уметь вносить необходимые коррективы в ходе выполнения работы. самосто-ятельная работа
учебник, рабочая тетрадь 21.01 19. Проверочный урок.
Твои творческие достижения. С.90-91 3
(1 ч.) Развитие художественного вкуса, эмоциональной и интеллектуальной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Проверка владения практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности. Решать творческие задачи: продумывать схемы изготовления игрушек; самостоятельно делать ёлочные игрушки. Отвечать на вопросы. Определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (резьба по дереву, богородские игрушки, жостовские подносы, павловопосадские платки). Вести беседу, используя текст учебника и изображения, выполнить задания (с. 90-91 учебника).
Оценивать свои творческие достижения. Закон-чить ра-боту Уметь давать оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; само-сто-ятель-ная ра-ботаучебник, рабочая тетрадь 28.01 Декоративное искусство (9ч)
20. Декоративная композиция. Стилизация. С. 94-97 4
(1ч.) Изучение художественных приёмов декоративной композиции. Обучение приёмам стилизации. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства. Изучить последовательность прохождения темы. Участвовать в беседе о декоративном искусстве, высказывать ценностное отношение к декоративному искусству как части национальной культуры. Изучить приёмы декоративной композиции и стилизации.
Решать творческую задачу: выполнить стилизацию цветов или пейзажа (по выбору). Закон-чить ра-боту Уметь выполнять стилизацию цветов, пейзажа
Знать основные приёмы декоративной композиции Работа парами учебник, рабочая тетрадь 04.02 21. Замкнутый орнамент.
С.98-99 5
(1 ч.) Изучение схем размещения орнамента на круге, прямоугольнике, квадрате. Обучение приёмам декоративной росписи. Формирование представлений о роли декоративного искусства в жизни человека. Участвовать в обсуждении по теме урока, выполнить задания(с.98-99 учебника). Рисовать схемы композиционного размещения орнамента на коврах. Решать творческую задачу: расписать геометрическими узорами тарелочку по краю (акрил). Собрать коллекцию изображений ковров разных народов. Закон-чить ра-боту Знать схемы размещения на круге, прямоугольнике, квадрате.
Уметь расписывать тарелочку декоративными узорами по краю фрон-тальный опрос учебник, рабочая тетрадь 11.02 22. Декоративный натюрморт.
С.100-101 6
(1 ч.) Продолжение ознакомления с жанром натюрморта. Изучение художественных приёмов декоративной композиции. Обучение декоративной живописи. Развитие творческих способностей. Участвовать в обсуждении по теме урока (с. 100-101 учебника). Анализировать средства, применяемые для создания декоративного образа. Решать творческую задачу: рисовать декоративный натюрморт «Фрукты в вазе» (гуашь). Закон-чить ра-боту Знать отличие натюрморта от других видов живописи.
Уметь составлять декоративную композицию. индиви-дуал. работа учебник, рабочая тетрадь 18.02 23. Декоративный пейзаж.
С.102-103 7
(1 ч.) Продолжение ознакомления с пейзажным жанром. Изучение художественных приёмов декоративной композиции. Обучение технике бумажной мозаики. Развитие художественного вкуса обучающихся, их эмоциональной и интеллектуальной сферы. Участвовать в обсуждении по теме урока (с. 102-103 учебника). Анализировать средства, применяемые для создания декоративного образа. Решать творческую задачу: сделать декоративный пейзаж «Старый город» в технике бумажной мозаики. Закон-чить ра-боту Знать основные признаки пейзажа
Знать русских художников, работавших в этом жанре
Уметь использовать технику бумажной мозаики при создании пейзажа Работа группами учебник, рабочая тетрадь 25.02 24. Декоративный портрет. Школа декора.
С.104-105 8
(1 ч.) Продолжение ознакомления с портретным жанром. Изучение художественных приёмов декоративной композиции. Развитие эмоционально-ценностного отношения к человеку, его изображение в декоративном искусстве. Участвовать в обсуждении по теме урока (с. 104-105 учебника). Анализировать средства, применяемые для создания декоративного образа. Решать творческую задачу: рисовать декоративный портрет богатыря (гуашь). Закон-чить ра-боту Знать отличительные черты портрета
Уметь выполнять декоративный портрет друга (аппликация из газет и журналов) Работа парами учебник, рабочая тетрадь
04.03 25. Маски из папье-маше (картона). Школа декора.
С. 106-107 9
(1 ч.) Формирование интереса к декоративному творчеству. Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства, умения планировать работу и трудиться в коллективе. Участвовать в обсуждении по теме урока, изучить последовательность работы (с. 106-107 учебника). Решать творческую задачу: сделать маски сказочных героев. Коллективная работа. Учиться работать вместе, договариваться о результате. Закон-чить ра-боту Уметь работать в группе.
Знать технику изготовления бумажных масок сказочных героев практич. работа учебник, рабочая тетрадь
11.03 26. Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками.
С. 108-109 10
(1 ч.) Обучение секретам декора. Развитие художественного вкуса обучающихся, их эмоциональной и интеллектуальной сферы. Формирование представлений о роли декоративного искусства в жизни человека Прочитать текст, рассмотреть картинки, изучить последовательность работы (с. 108—109 учебника). Сделать декоративную бумагу: катать окрашенные гуашью шарики; печатать нитками. Использовать декор для украшения предметов быта. Закон-чить ра-боту Уметь выполнять печать нитками и гуашью; использовать декор для украшения предметов быта практич. работа учебник, рабочая тетрадь
18.03 4 четверть – 8 часов
27. Праздничный декор. Писанки. С.110-111 1
(1 ч.) Обучение декоративной росписи. Формирование эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих декоративных работ. Принять участие в беседе о пасхальных сувенирах – яйцах Фаберже и яйцах-писанках. Выполнить задания (С,110-111). Решать творческую задачу: расписать контуры, силуэты или деревянные яйца по своему эскизу (гуашьЗакон-чить ра-боту Уметь расписывать пасхальные яйца по своему эскизу с использованием различных видов краски. дидак-тическая игра
учебник, рабочая тетрадь
01.04 28. Проверочный урок.
Твои творческие достижения. С.112-113 2
(1 ч.) Проверка владения практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности владения навыками декора. Формирование эстетических чувств при восприятии произведений декоративного искусства и в процессе выполнения творческих декоративных работ. Высказывать эмоционально ценностные и оценочные суждения о произведениях декоративного искусства. Выполнить задания (с. 112-113 учебника). Освоить технику печати с помощью мыльных пузырей. Решить творческую задачу: выполнить декоративное панно. Оценивать свои творческие достижения. Закон-чить ра-боту Знать основные этапы создания декоративного панно
Уметь использовать элементы росписи различных народных промыслов, создавать свою композицию фрон-тальныйучебник, рабочая тетрадь 08.04 Мир дизайна и архитектуры (6 ч)
29. Мир дизайна и архитектуры. Форма яйца. С. 118-121 3
(1 ч.) Сформировать представление о дизайне и архитектуре как видах искусства. Изучение формообразования на основе яйца. Обучать умению различать форму яйца в объектах дизайна и архитектуры. Выполнение эскизов объектов дизайна. Развитие конструкторских способностей Проследить взаимосвязь формы и функции объекта. Участвовать в обсуждении по теме урока (с. 118-121 учебника). Сравнивать изображения на открытках, в журналах, на фотографиях и в видеофрагментах по теме урока.
Закон-чить ра-боту Уметь различать форму яйца в объектах дизайна и архитектуры; выполнять эскизы предметов быта, техники, моделей
одежды в форме яйца (смешанная техника). фрон-тальный опрос, работа парами. учебник, рабочая тетрадь 15.04 30. Школа дизайна. Форма яйца. Мобиль. Декоративная свеча.
С.122-123 4
(1 ч.) Обучение изготовлению мобиля и декоративной свечи. Развитие дизайнерского мышления, художественного вкуса, эмоциональной и интеллектуальной сферы, творческого потенциала, способности давать эстетическую оценку объектам дизайна. Выполнить задания (с. 122-123 учебника). Конструировать мобиль из декоративных яиц. Изучить последовательность работы (с. 123). Изготовить декоративную свечу. Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой работы; вносить необходимые коррективы в ходе выполнения работы. Закон-чить ра-боту Уметь конструировать мобиль из декоративных яиц; оценивать совою работу и одноклассников прак-тич. работа учебник, рабочая тетрадь 22.04 31. Форма спирали. Архитектура и дизайн.
С. 124-127 5
(1 ч.) Обучать умению различать форму спирали в объектах дизайна и архитектуры. Развитие художественного вкуса, эмоциональной и интеллектуальной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Установить взаимосвязь формы и функции архитектурных и дизайнерских объектов, использующих форму спирали. Провести эксперимент и выполнить задания (С. 124-127) Закон-чить ра-боту Уметь различать форму спирали в объектах дизайна и архитектуры
Знать правила проведения эксперимента на уроке изобразительного искусства прак-тич. работа учебник, рабочая тетрадь 29.04 32. Школа дизайна. Форма спирали. Бумажная роза. Бусы. Барашек. С. 128-129 6
(1 ч.) Обучение изготовлению розы из цветной бумаги. Обучение конструированию бус и панно на основе спирали. Изучить последовательность работы (С. 128-129). Изготовить бумажную розу. Сделать бумажные бусы. Выполнить панно «Барашек». Закон-чить ра-боту Уметь работать по заданному алгоритму, самостоятельно составлять план работы прак-тич. работа учебник, рабочая тетрадь
06.05 33. Форма волны. Архитектура и дизайн. Школа дизайна. Изготовление декоративного панно. Коробочка для печенья. С.130-133, 135 7
(1 ч.) Развитие зрительного восприятия и ощущения волнообразной формы. Обучать умению различать волны в объектах дизайна и архитектуры. Совершенствовать умение лепить и декорировать панно. Развитие эмоционально-ценностного отношения к объектам архитектуры и дизайна. Развитие умения планировать работу и трудиться в коллективе. Участвовать в обсуждении по теме урока и выполнить задания (с. 130-133 учебника). Изготовить панно с волнистым декором (пластилин). Изучить последовательность работы (с.135).участвовать в коллективной работе. Планировать работу, согласовывать действия, договариваться о результате. Закон-чить ра-боту Уметь лепить декоративное панно с использованием волнистого декора практич. работа учебник, рабочая тетрадь
13.05 34. Проверочный урок.
Твои творческие достижения. С. 136-137 8
(1 ч.) Проверка развития эмоционально-ценностного отношения к объектам архитектуры и дизайна, владения навыками конструирования на основе волны и спирали. Проверка развития художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческой активности. Выполнить задания (с.136-138).Сконструировать украшения на основе формы волны и спирали. Решить творческую задачу: выполнить коллажи «современный город», используя полученные знания по теме коллаж. Сделать вазу из яичной упаковки. Анализировать причины успеха в учебной деятельности. Оценивать свои работы и работы одноклассников. Закон-чить ра-боту Уметь конструировать украшения на основе волны и спирали
Уметь выполнять коллаж на тему «современный город»
Знать этапы изготовления вазы из яичной упаковки прак-тич. работа учебник, рабочая тетрадь 20.05 VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Обучение изобразительному искусству обеспечивается учебниками и пособиями:
1.Учебник «Изобразительное искусство» 3 класс – автор Н.М. Сокольникова.
2.Рабочая тетрадь - автор Н.М. Сокольникова.
3.Методические рекомендации к учебнику «Изобразительное искусство» 3 класс – автор Н.М. Сокольникова
Интернет-ресурсы.
1.Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.- Режим доступа: http://school-collection.edu.ru2.Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе.-Режим доступа: www.uroki.ru3.Справочно-информационный интернет-портал. -Режим доступа: http://www.gramota.ru 4. «Портал Готовых Презентаций» http://webinfo.reformal.ru/ 5. Я иду на урок http://nsc.1september.ru/urok/ 6. Продленка http://www.prodlenka.org/ 7. Детские электронные презентации и клипы http://viki.rdf.ru/item/1247/download/Учебно-практическое оборудование.
1.Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
2.Компьютер.
3.Проектор.
4.Интерактивная доска.
5.Компьютерный стол.
6.Стол для учителя.
7.Парты и стулья для учащихся.
VIII. Результаты изучения предмета и система их оценки
(личностные, метапредметные, предметные)
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД
У учащихся будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;
-понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;
-положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
Интерес к посещению художественных музеев, выставок.
могут быть сформированы:
-осознание изобразительного искусства как способов познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
-представление о роли искусства в жизни человека;
-восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры.
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД
Учащиеся научатся:
-называть и различать основные виды изобразительного искусства ;- называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей) ;-узнавать( определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов ( Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др.);
-выбирать живописные приёмы ( по- сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
-лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;
-различать основные и состовные, тёплые и холодные цвета;
-состовлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и состовные цвета с чёрным и белым.
Учащиеся получат возможность научиться:
-узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов ( А.Рублев « Троица», В. Суриков « Взятие снежного городка» и др.);
-сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
-применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;- правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитных и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передачи различной фактуры.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- объяснять, какие приёмы техники были использованы в работе, как строилась работа;
- продумывать план действий при работе в паре;
- различать и соотносить замысел и результат работы;
- включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительная, декоративную и конструктивную).Учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно выполнять художественно- творческую работу;
- определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно- творческой работы по выбранным критериям .
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
-свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавление и справочного бюро ;
-различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
-сравнивать изображения персонажей в картинах различных художников.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;
устанавливать и объяснять причину разного изображения природы ( время года, время Суток, при различной погоде);
классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;
конструировать по своему замыслу.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
учитывать мнение других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
На уроках изобразительного искусства оценивается как уровень восприятия учащимися произведений искусства и явлений культуры, так и уровень выполнения практических заданий. Причем решающую роль при выставлении отметки играет оценивание художественно-творческой деятельности в силу практического характера занятий по изобразительному искусству. Отметка по изобразительному искусству должна быть стимулирующей, поддерживающей интерес к изучению предмета
Задачей оценки является анализ результата или хода деятельности. Конечный момент оценки — определение путей совершенствования творчества учащихся. Оценка детских рисунков как работ творческого характера требует особого педагогического такта. При оценке детского рисунка следует учитывать индивидуальность ученика. Начинать оценку следует с положительной характеристики работы. Оценка может иметь место на различных этапах урока в начале занятия, в ходе самостоятельной работы детей, в конце урока. Творчество как один из факторов, учитываемых при оценке, складывается из: возрастных особенностей деятельности ученика, качеств его личности, элементов творчества в рисунке.
С учетом современных требований оценочной деятельности в начальной и общей школе учитель использует словесную оценку (оценочное суждение) и цифровую оценку (отметку). Словесная оценка — это краткая характеристика результатов работы ученика на уроке изобразительного искусства. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником результаты его деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки является ее содержательность, анализ работы школьника (правильно ли, аккуратно ли, красиво ли), четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личных характеристик учащихся («не внимателен», «не старался», «поленился»).
Анализ учебных и творческих работ учащихся на уроках ИЗО:
1. Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ.
2. Раскрытие темы:
− осмысление темы и достижение образной точности;
− импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы;
− оригинальность замысла.
3. Композиция
− знание, понимание и применение на практике основных законов композиции;
− органичность и целостность композиционного решения.
4. Рисунок
− владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного выполнения работы в заданном формате, передачи пропорций и характера изображаемого объекта, выявление конструктивных и пластических особенностей формы и объема посредством светотеневой проработки и расположения в пространстве, передачи тональных отношений при сохранении цельности изображения).
В зависимости от поставленных задач:
− степень сходства изображения с предметами реальной действительности (реалистический рисунок);
− умение решать задачи, основанные на ассоциативном восприятии окружающего мира через трансформацию природных и искусственных форм.
5. Цветовое решение
− знание ключевых понятий цветоведения из области физических основ цвета и основ его зрительного восприятия;
− умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии.
6. Техника исполнения
− умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла: точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура;
− владение различными техниками и приемами в области изобразительного искусства;
− использование современных материалов;
− наличие культуры исполнительского мастерства.
Контроль за выполнением Рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества:
1) степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
2) характер деятельности (репродуктивная, творческая);
3) качество выполняемых работ и итогового рисунка.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы.
При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями:
− качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;
− степень самостоятельности;
− уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).
Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам.
Отметка «5» — уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.
Отметка «4» — уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.
Отметка «3» — уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности;
Отметка «2» — ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте.
Устный ответ:
Отметка «5» — учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» — учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «3» — учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «2» — учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.