Комплекс по работе со слабоуспевающими детьми по русскому языку. 2 класс.

План работы
со слабоуспевающими детьми




Темы занятий
Сроки


Звуки и буквы. Слово. Перенос слова.



Предложение. Текст.



Слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн



Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий и твёрдый знак.



Двойные согласные.



Ударение. Ударные и безударные гласные.



Звонкие и глухие согласные звуки.



Состав слова.



Предлоги и приставки.



Имя существительное



Имя прилагательное



Глагол


Знать:
- что такое звук и что такое буква;
- гласные и согласные звуки и буквы;
- как образуются слоги;
- порядок звукового анализа;
- что такое предложение и текст, оформление предложений на письме;
- обозначение на письме мягкости согласных букв;
- правила проверки слов со звонкими и глухими согласными;
- состав слова;
- предлоги и приставки;
- части речи.



Уметь:
- различать гласные и согласные звуки, правильно называть их;
- правильно делить слова на слоги, переносить слова по слогам;
- ставить ударение в слове, различать ударный и безударный слог;
- проводить звукобуквенный разбор слов;
- правильно оформлять предложение на письме;
- ставить вопросы к словам в предложении, находить главные члены предложения;
- видеть в словах изученные орфограммы;
- находить корень, самостоятельно подбирать однокоренные слова, проводить разбор слова по составу;
Отличать приставки и предлоги;
- по двум признакам – значению и вопросу – определять части речи.
Цель:

формирование умения владеть языковыми знаниями по русскому языку во всех видах речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение), в различных ситуациях общения.


Задачи:

1. Овладеть видами речевой деятельности (чтение, письмо, говорение, слушание); развить навыки беглого выразительного сознательного чтения, каллиграфического и грамотного письма, развитой связной речи; логического мышления: навыки анализа, сравнения, сопоставления фактов языка, умения делать самостоятельные выводы.

2.Усвоить базовые знания начального курса грамматики русского языка из области фонетики и графики, грамматики (морфология и синтаксис), лексики, морфемики (состав слова, элементы словообразования).

3. Расширить представления обучаемых об окружающем мире, духовно-нравственных ценностях человека, культуры общения посредством русского языка.

4.Заложить основы самоанализа, самостоятельной и творческой работы по русскому языку.
№ 1 Тема: Звуки и буквы. Слово. Перенос.
Цель: закрепление знаний о звуках и буквах, о слове, как языковой единице, навыков переноса.
Задачи:
Отработать навыки определения звука и обозначение его буквой, совершенствовать умение составлять слова из слогов и правильно переносить их.
Развивать фонематический слух, память, внимание.
Воспитывать самостоятельность.
Оборудование: индивидуальные карточки.

Карточка № 1 «Согласные буквы»
Отметь знаком «+» слова, которые начинаются с согласной буквы.
ветер
одежда
пальто
ягода
урожай
лопата
медведица
тетрадь
обед
язык
спасибо
петух
____________________________________________________
Карточка № 2 «Гласные буквы»
Отметь знаком «+» слова, которые начинаются с гласной буквы.
книга
Оля
медведь
Яна
арбуз
вода
дерево
автобус
индюк
курица
ягнёнок
утка
__________________________________________________________
Карточка № 3 «Согласные буквы»
Отметь знаком «+» слова, в которых нет мягких согласных звуков.
туча
жираф
облако
небо
класс
солнце
следы
нитка
кусты
дерево
листок
мороз
____________________________________________________________
Карточка № 4 «Согласные и гласные буквы»
Написать названия птиц и зверей в два столбика, и определить с какого звука, согласного или гласного начинаются слова.
Утка, ёж, воробей, лев, кукушка, рысь, кулик, ягнёнок, свинья, сорока.
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________
__________________________ __________________________

Карточка № 5 «Согласные и гласные буквы»
Написать слова в два столбика: в первый – с [й] на конце, во второй - [й] в середине.

Май, лейка, попугай, лужайка, война, герой, сарай, зайка, майка, сырой, урожай, трамвай, стройка, густой, змейка.
Задание № 6 «Звукобуквенный разбор»
Разбор слова
картофель
дежурный
учебник

Ударение




Гласные




Безударные гласные




Мягкие согласные




Твёрдые согласные




Количество звуков




Количество букв





Задание № 7 «Слог. Слово».
Прочитай слова.
Школа, стол, сон, лисица, кукушка, кот, якорь, лето, снежинка
Перепиши слова в следующем порядке:
Слова, которые состоят из 1 слога:_____________________________________________
Слова, которые состоят из 2 слогов:_____________________________________________
Слова, которые состоят из 3 слогов:_____________________________________________
___________________________________________________________________________

Задание № 8 «Слог. Слово».
Раздели слова на слоги.
Сок, Аня, светильник, осень, мальчик, год, день, ученица.

Задание № 9 «Слог. Слово. Перенос слов».
Подчеркни слова, которые нельзя перенести.
Оля, ежата, осёл, конь, весна, она, тетради.

Задание № 10 «Перенос слов».
Напиши слова с мягким знаком в середине слова и раздели их чёрточками для переноса.
__________________________________________________________________

Карточка № 11 «Перенос слов»
Отметь знаком «+» слова, которые верно разделены на слоги.
сара-й
по-пу-гай
мой-те
по-йте
зме-я
сво-й
о-зе-ро
зве-ри
б-рат
к-ни-га
пе-нал
ге-рой

Проверочный диктант.
Птички и девочка.
У дома рос высокий клён. Подлетели птички. Они шумно сели на ветки клёна. Веточки закачались. Каждое утро девочка приносила птицам крошки хлеба. Птички ждали её. Девочку звали Алёнушка.
Обратить внимание на внимание слов: подлетали, приносила, закачались.
Задание.
Подчеркнуть в словах первого предложения мягкие согласные. Выписать слово из трёх слогов, разделить его на слоги.
№ 2 Тема: Предложение. Текст.
Цель: закрепление знаний о предложении и тексте.
Задачи:
Отработать навыки определения текста, совершенствовать умение составлять из слов предложения, добиваться понимания связи между словами в предложении, находить главные члены предложения и правильно оформлять их на письме.
Развивать речь, память, внимание.
Воспитывать самостоятельность.
Оборудование: индивидуальные карточки.

Предложение. Текст.
Списывание с заданием.
Наступила осень в зелёной листве деревьев появились жёлтые пряди ярко краснеют гроздья рябины, а сколько грибов появилось в лесу очень хороши стройные подберёзовики и нарядные подосиновики.
Задание. Списать, правильно обозначая начало и конец предложения.

Главные члены предложения.
Школьники сажают яблоньки.
Около школы растёт сад.
Весной цветёт черёмуха.
- О ком говорится в первом предложении? Назовите это слово. Подчеркни его одной чертой.
- Что говорится о школьниках? Ответь одним словом. Подчеркни двумя чертами. Так же разбери второе и третье предложения.

Главные члены предложения.
- Составь из слов предложения. Подчеркни главные члены предложения.
мальчики, змей, бумажный, сделали
__________________________________________________________________
село, вышли, за, ребята
__________________________________________________________________
Саша, по, полю, бежал, быстро
__________________________________________________________________
змей, всё выше и выше, поднимался
__________________________________
·________________________________
Текст.
- Прочитай.
Кто такие пингвины? Пингвины – это птицы. Но они особенные. Они не умеют летать. Пингвины хорошо плавают. Пищу добывают в воде, а большую часть суток проводят на суше.
- Письменно ответь на вопросы:
Кто такие пингвины?
В чём особенность этих птиц?
Где они добывают себе пищу?
№ 3 Тема: Слова с сочетаниями жи, ши, чк, чн, нщ, щн.
Цель: закрепление знаний о правописании слов с сочетаниями.
Задачи:
Отработать навыки правописания слов с сочетаниями, совершенствовать умение находить их в словах.
Развивать мышление, память, внимание.
Воспитывать самостоятельность.
Оборудование: индивидуальные карточки.

Карточка №1 «Жи-ши» пиши с буквой___.
Верш_на, ваш_ , выш_ть, нож_ , луж_ , ж_раф , камыш_ ,крыш_ , приш_вает, ш_шка, друж_ть, ландыш_ , чертеж_ , ж_зненный, ж_лет, ж_тели, еж_ , ш_пучий, карандаш_ , ж_ли.

Карточка № 2 «Ча- ща» пиши с буквой___.
Печ_ль, печ_ть, обращ_юсь, перч_тки, обещ_ние, площ_дь, куч_ , дач_ , ворч_т, зайч_та, крольч_та, галч_та, удач_, нач_ло, пищ_ть, уч_сток, прощ_й.

Карточка № 3 «Чу - щу» пиши с буквой___.
Щ_ка, ч_гун, тащ_, ч_лки, крич_, притащ_, ч_вство, пущ_ , ч_ть, круч_, ч_мазый, кольч_га, ч_до, ч_дак, ч_дненький, ч_жак, схвач_, выращ_, утащ_, ч_ткий.

Карточка № 4 «Чк, чн, чт, щн» __ь_.
Проверь.
Чьтение, хищник, каменьщик, чьтец, сарафаньчик, хищные, загоньчики, пончик, мачта, почьтальон, яичница, красочьный, щёчька, пуговичка, мачьтатель, хищьница, цветочьница, электричька, апельсиньчики.

Задание № 5
Списать текст. Подчеркнуть в тексте слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн.
Была у Даши кукла. Даша звала её дочкой. Даша сама сшила для куклы юбку и кофту. Даша брала куклу на руки и пела ей: «Спи, дочка. Бай, бай, бай».
№ 4 Тема: Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука. Разделительный мягкий и твёрдый знак.

Цель: закрепление знаний о правописании слов с ь, показателем мягкости; о разделительном Ь.
Задачи:
Отработать навыки правописания слов с Ь, совершенствовать умение употреблять правило. Формировать умение различать случаи употребления буквы Ь как разделительного мягкого знака.
Развивать мышление, память, внимание.
Воспитывать самостоятельность.
Оборудование: индивидуальные карточки.

Задание № 1 «Мягкий знак и его роли».
- Прочитай. Спиши слова в два столбика. Подчеркни мягкие согласные.

Голубь, карась, гусь, окунь, журавль, пескарь, снегирь, сельдь.
Птицы Рыбы
_____________ _____________
Задание № 2 «Мягкий знак и его роли».
- Прочитай слова. Зачеркни те, в которых не произносится звук [Й].
Песня, пьеса, листья, листы, гости, нет гостьи, метель, вьюга.

Задание № 3 «Мягкий знак и его роли».
Определи количество звуков и букв в каждом слове.
Угольки – [ ] б., [ ] зв.; медведь - [ ] б., [ ] зв.;
деревья – [ ] б., [ ] зв.; муравьи - [ ] б., [ ] зв.

Задание № 4 «Мягкий знак и его роли».
- Отметь знаком «+» слова, в которых пишется разделительный Ь.
Шит
плате
пят
перя
писмо
олади
ателе
конки
гостя
ноч
веселе
ел

Задание № 5 «Мягкий знак и его роли».
- Отметь знаком «+» слова, в которых Ь – показатель мягкости согласного звука.
Жизн
листя
денки
крыля
июн
хлопя
друзя
малчик
в.юга
солови
счасте
палчик
Задание № 6
- Отметь знаком «+» слова, в которых верно показан перенос слов.
Семь-я
кры-лья
пись- мо
Дарь- я
пь-еса
пти-чьи
мура-вьи
о-сенью
вью-га
пе-рья
звер-ьки
ате - лье
Задание № 7 Словарный диктант.

Платье, вьюга, ручьи, деревья, сирень, Дарья, пьеса, стулья, бьёт, здоровье, ночью, жильё, друзья, раздолье. № 5 Тема: Двойные согласные.
Цель: формирование навыков правописания слов с двойными согласными.
Задачи:
Пополнять словарный запас, отрабатывать навыки переноса слов с двойными согласными.
Развивать мышление, память, внимание.
Воспитывать самостоятельность.
Оборудование: индивидуальные карточки.

Задание № 1
- Отметь знаком «+» слова, в которых есть двойные согласные.
Класная
актёр
хокей
туман
грам
дождик
пенал
ёжк
алея
осений
субота

Задание № 2
- Отметь знаком «+» слова, которые правильно разделены чёрточками для переноса.
Мас – са
ванна – я
а-ппарат
я-ма
шос-се
а-ллея
кол-лектив
суб-бота
юнн-аты
жу-жжать
кла-сс
Ан-на

Задание № 3
- Вставь удвоенные согласные.
Мы учимся во втором кла.е. В су.оту груа рбят решила прогуляться по аеям парка. Алла заблела гриом. В сду жуали пчёлы.

Задание № 4
- Вставь пропущенные буквы, раздели слова вертикальной чёрточкой для переноса.
пп гру.а, а.етит.
кк хо.кей, а.уратный.
лл а.ея, А.а, Кири .
мм су.а, килогра. .
нн ваа, И.а.
сс ка.а, ру.кий.
№ 6 Тема: Ударение. Ударные и безударные гласные.
Цель: формирование умения определять в слове ударные и безударные гласные.
Задачи:
Отрабатывать умение применять правила способы проверки безударных гласных.
Развивать мышление, память, внимание.
Воспитывать самостоятельность.
Оборудование: индивидуальные карточки.


Задание № 1
- Выпиши слова: в первый столбик с ударением на первый слог, во второй – на второй слог.
Мячик, мосты, кубик, рыбак, рыба, моряк, поезд, пчела, вечер, пальто, завод, море.

Задание № 2
-Прочитай.
Соль, солить, солёный.
Медок, мёд, медовый.
Лесной, лесник, лес.
Грибок, гриб, грибник.
- Над словами поставь знак ударения. Подчеркни в каждой строчке проверочное слово.

Задание № 3
- Спиши, вставляя пропущенные буквы. Поставь знаки ударения.
Море – м..ря,
след – слды,
волны – влна,
кит – кты,
шар – ш.ры,
грач – грчи,
дождь – джди,
лес – лса.

Задание № 4.
- Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова по образцу.
Денёк – день Глухари - глухарь
Пнёк - ___________ кар..си - ___________
Зврёк -___________ корбли - _________
Цпочка - _________ сухри - __________
Лсок - ___________ рыбки -__________
№ 7 Тема: Звонкие и глухие согласные звуки.
Цель: формирование навыков правописания звонких и глухих согласных.
Задачи:
Закреплять знания о парных и непарных согласных, умение различать звонкие и глухие согласные и проверять парные согласные в слабой и сильной позиции.
Развивать мышление, память, внимание.
Воспитывать самостоятельность.
Оборудование: индивидуальные карточки.

Задание № 1
- Соедини стрелками парные звонкие и глухие согласные.
[г] [г'] [л] [л'] [б] [б'] [н] [н'] [в] [в'] [д] [д'] [з] [з'] [й'] [ж] [м] [м'] [р] [р']

[к] [к'] [п] [п'] [щ'] [ф] [ф'] [ц] [ч'] [т] [т'] [с] [с'] [ш] [х] [х']
-Какие звуки остались без пар? Обведи их.

Задание № 2.
- Выпиши слова, в которых первый согласный звонкий.
Бочка, почка, палка, белка, пар, бор, буря, пуля, пыль, боль, борт, порт, баржа.

Задание № 3.
- Выбери букву, зачеркни ошибочное написание. Проверьте.
Сугро (п,б) - __________
Тулу (п,б)- ___________
Жира (ф, в) - __________

Задание № 4
- Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
Ловок – локий,
Гибок – гикий,
Сладок – слакий,
Близок – бликий,
Крепок – крекий,
Лёгок – лёкий,
Гладок – глакий,
Резок – рекий.
15