Программа по географии 6 касс 70 часов ФГОС ООО


Пояснительная записка
Статус документа
Данная образовательная программа составлена на основе программы авторского коллектива географического факультета МПГУ под руководством И.В.Душиной.
Москва, Дрофа, 2006.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
стандарт основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографические, картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшемв рамках интегрированной программы курса «Природа родного края».
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Изучение географии в 6 классе школы направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
•систематизация знаний о природе и человеке, подготовка к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между объектами и явлениями.
Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии можно сформулировать следующим образом:
актуализировать знания и умения школьников, сформированные при изучении курсов «окружающий мир, природоведение»;
показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;
а самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Тема «Введение» увеличена на 1 час, в связи с большим значением данного раздела и большого объёма материала, а также, необходимостью проведения практической работы по оформлению календаря наблюдений за погодой.
Тема «Гидросфера» увеличена на 1 час, в связи с большим значением данного раздела и большого объёма материала, а также, необходимостью практического применения знаний.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 2 –х. учебных часов в неделю. Резервное время, при этом, составляет 2 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами.
Особенность проведения практических работ в 6 классе заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ,  запись в журнал и оценивание которых  может проводиться по усмотрению учителя.
Оценочные практические работы
Составление таблицы «История географических открытий»
Топографическийдиктант.
Составление схематического плана участка местности.
Определениегеографическихкоординатточек.
Нанесение на к/к высочайших вершин и глубин океанов.
Решение географических задач с использованием условных знаков.
Нанесение на контурную карту крупнейших гор и равнин.
Определение по карте географического положения и высоты гор, географических координат и высот отдельных вершин.
Определение по карте географического положения и высоты равнин.
Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.
Определение географического положения морей.
Нанесение на контурную карту тёплых и холодных течений.
Определение покартам географического положения одной из крупнейших рек Земли: направления и характера ее течения, использования человеком.
Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер.
Построение графиков суточного и годового хода температур. Установление их особенностей.
Построение диаграммы «Роза ветров».
Нанесение на контурную карту крупнейшихгосударств мира
Используемый УМК:
Учебник: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2010.
Атлас с набором контурных карт. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
Дополнительная литература:
1. В. П. Дронов. География. Землеведение. – М.: Дрофа, 2007.
2. За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
3. Интернет – ресурсы.
4. Мультимедийные обучающие программы:
География 6 класс. Начальный курс.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.
.
Распределение материала по содержательным линиям.
Тема 1. Введение (4 часа)
Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки
обучающихся
Знать Уметь
Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования.
Практическая работа – 1 Предмет изучения географии. Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.
Тема 2. План местности (6 часов)
Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки
обучающихся
Знать Уметь
Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.
Практическая работа – 2 Содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности. Определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности.
Тема 3. Географическая карта (9 часов)
Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки
Обучающихся
Знать Уметь
Изображения поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.
Практическая работа – 3
Тест - 1 Форму и размеры Земли. Определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт. Определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор. Определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; определять географические координаты, абсолютные высоты и глубины.
Тема 4. Литосфера (10 часов)
Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки
Обучающихся
Знать Уметь
Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора.
Практическая работа – 3
Тест - 1 Основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара,
Основные понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые. Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.
Описывать горы, равнины земного шара по типовому плану.
Работать с контурной картой.
Тема 5. Гидросфера (14 часов)
Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки
Обучающихся
Знать Уметь
Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.
Практическая работа – 5
Тест - 1 Состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране. Определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение.
Называть и показывать: океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера.Тема 6. Атмосфера (14 часов)
Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки
обучающихся
Знать Уметь
Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли.
Практическая работа – 2
Тест - 1 Пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы) Объяснять распределение солнечного света и тепла на Земле, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков.
Определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки, месяц, годовые амплитуды температуры.
Тема 7. Биосфера (5 часов)
Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки
обучающихся
Знать Уметь
Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.
Экскурсия– 1
Тест - 1 Разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле. Объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры.
Объяснять воздействие организмов на земные оболочки.
Тема 8. Взаимосвязи земных оболочек (1 час)
Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки
обучающихся
Знать Уметь
Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность – важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.
Понятие «природный комплекс». Объяснять взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах.
Тема 9. Население Земли (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки
обучающихся
Знать Уметь
Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы.
Практическая работа – 1
Численность населения Земли, основные расы. Приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенные языков, религий, крупнейших по численности населения стран мира.
Тема 10. Влияние природы на жизнь и здоровье людей (3 часа)
Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки
обучающихся
Знать Уметь
Влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы.
Экскурсия - 1 Называть меры по охране природы
Резерв - 1 час
Календарно-тематическое планирование
за 6 класс по курсу географии.
№ урока Сроки Тема урока Практические работы Домашнее задание
план факт Введение (4 часа)
1 География- наука о Земле 2 Практическая работа №1« Оформление дневника наблюдений за погодой» вести наблюдения
3 Развитие географических знаний о Земле. 1§ , ПТ стр. 2-4 №,1-4
4 Земля – планета Солнечной системы. §2 , ПТ стр. 6-7№,1-4
План местности (6 часов)
5 План местности. §3 , ПТ стр. 10-13№,2-6, 7*
6 Масштаб плана №2. Топографический диктант. § 4, ПТ стр.15-17 №,1-7
7 Стороны горизонта. Ориентирование. §5 , ПТ стр.-19-21,№,1-3,5-10
8 Изображение на плане неровностей земной поверхности. Горизонтали. §6 , ПТ стр.26-27 №,1-4
9 Полярная и маршрутная съёмки местности. 7§ , ПТ стр. №,
10
Съемка местности. №3.Составление схематического плана участка местности. 7§ , ПТ стр. №,
Географическая карта (9 часов)
11 Форма и размеры Земли. 8 § , ПТ стр. №,
12 Географическая карта. 10 § , ПТ стр. №,
13 Градусная сетка на глобусе и картах. 11§ , ПТ стр. №,
14 Географическая широта. § , ПТ стр. №,
15 Географическая долгота. Координаты. § , ПТ стр. №,
16 Практическая работа №4.Определение географических координат точек. § , ПТ стр. №,
17 Изображение на физических картах высот и глубин. №5.Нанесение на контурной карте высочайших вершин мира и глубин океанов § , ПТ стр. №,
18 Значение планов местности и географических карт. § , ПТ стр. №,
19 Обобщение знаний и умений по теме «Географическая карта». § , ПТ стр. №,
Оболочки Земли. Литосфера (10 часов)
20 Литосфера. Внутреннее строение Земли § , ПТ стр. №,
§ , ПТ стр. №,
21 Породы, слагающие земную кору.
§ , ПТ стр. №,
22 Практическая работа №6 Определение полезного ископаемого 23 Движения земной коры. § , ПТ стр. №,
24 Вулканы. Горячие источники § , ПТ стр. №,
25 Рельеф суши.Горы. №7.Нанесение на контурную карту крупнейших гор и равнин. § , ПТ стр. №,
26 Определение географического положения гор. №8.Определение по карте географического положения и высоты гор и географических координат и высот отдельных вершин. § , ПТ стр. №,
27 Равнины суши. Рельеф Курской области №9.Определение по карте географического положения и высоты равнин. § , ПТ стр. №,
28 Рельеф дна Мирового океана. § , ПТ стр. №,
29 Обобщение. Контрольная работа по теме: «Литосфера» Гидросфера (14 часов)
30 Вода на Земле. § , ПТ стр. №,
31 Мировой океан и его части. №10.Нанесение на контурную карту объектов гидросферы § , ПТ стр. №,
32 Географическое положение морей. №11.Определение географического положения морей. § , ПТ стр. №,
33 Свойства вод Мирового океана. § , ПТ стр. №,
34 Волны в океане. § , ПТ стр. №,
35 Течения в океане. №12.Нанесение на контурную карту тёплых и холодных течений. § , ПТ стр. №,
36 Изучение и охрана океана Океана. § , ПТ стр. №,
37 Воды суши. Подземные
воды. § , ПТ стр. №,
38 Реки. § , ПТ стр. №,
39 Реки №13.Определение покартам географическогоположения одной изкрупнейших рек Земли: направления и характера ее течения, использования
человеком. § , ПТ стр. №,
40 Озера №14.Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер. § , ПТ стр. №,
41 Ледники. § , ПТ стр. №,
42 Искусственные водоемы. Охрана вод. § , ПТ стр. №,
43 Обобщение знаний и умений по теме: «Гидросфера» Атмосфера (14 часов)
44 Атмосфера, ее строение,
Значение, изучение.
§ , ПТ стр. №,
45 Температура воздуха. § , ПТ стр. №,
46 Годовой ход температуры
воздуха. . § , ПТ стр. №,
47 Практическая работа №15.Построение графиков суточного и годового хода температур. Установление их особенностей § , ПТ стр. №,
48 Атмосферное давление. § , ПТ стр. №,
49 Ветер. №16.Построение диаграммы «Роза ветров» § , ПТ стр. №,
50 Водяной пар и облака. § , ПТ стр. №,
51 Атмосферные осадки. § , ПТ стр. №,
52 Погода. § , ПТ стр. №,
53 Климат. § , ПТ стр. №,
54 Распределение солнечного света и тепла на Земле. § , ПТ стр. №,
55 Зависимость климата от различных факторов. § , ПТ стр. №,
56 Климат Курской области. 57 Обобщение знаний и умений по теме: « Атмосфера» Биосфера (5 часов)
58 Распространение организмов на Земле § , ПТ стр. №,
59 Воздействие организмов на земные оболочки. § , ПТ стр. №,
60 Природные зоны Земли. § , ПТ стр. №,
61 ПК Курской области. экскурсия 62 Обобщение знаний и умений по теме «Биосфера». § , ПТ стр. №,
Взаимосвязи земных оболочек. (1 час)
63 Природные комплексы. § , ПТ стр. №,
Население Земли (3 часа)
64
Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. § , ПТ стр. №,
65 Страны на Земле №17.Нанесение на контурную карту крупнейших государств мира. § , ПТ стр. №,
66 Основные типы населенных пунктов.
§ , ПТ стр. №,
Влияние природы на жизнь и здоровье людей (3 часа)
67 Стихийные природные явления. § , ПТ стр. №,
68
Воздействие человека на природу в Курской области. Охрана природы. экскурсия 69 Итоговый урок по всему курсу «Физическая география» 70 Резерв 1 час