Программа работы зимнего школьного лагеря «Семь чудес света»


Программа работы зимнего школьного лагеря
«Семь чудес света»
1. Пояснительная записка
Каникулярное время – это смена деятельности школьников, которая позволяет умственный труд, характерный для образовательного процесса, заменить многообразием досугово - оздоровительных форм работы. Во время каникул происходит разрядка накопившейся напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет школьный лагерь с дневным пребыванием детей.
Следовательно, в каникулярный период перед педагогическим коллективом стоит проблема наиболее рациональной и эффективной жизнедеятельности пришкольного лагеря, а также организации здорового питания. Для воплощения концептуальной идеи создана Программа по организации жизнедеятельности зимнего пришкольного лагеря МБОУ «Малоцильнинская СОШ» «7 чудес света ».
Ее разработка и внедрение продиктованы необходимостью реализации прав детей на полноценный отдых, оздоровление, досуг в зимнее каникулярное время.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в школьных лагерях.
Разработка данной программы организации зимнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в современных условиях;
– необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала учащихся и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа направлена на художественно-эстетическое воспитание детей. Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое значение. Педагоги считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение 7 дней. Основной состав лагеря – это учащиеся школы в возрасте 7-15 лет. Лагерь посещают активисты. В лагере отдыхает 50 человек.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
– Конвенцией ООН о правах ребенка;
– Конституцией РФ;
– Конституцией РТ;
– Законом РФ «Об образовании»;
– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Однако анализ здоровья воспитанников лагеря свидетельствует о том, что больше половины из них имеют различные болезни. Самые распространенные из них: сколиоз, нарушение осанки, ослабленное зрение и т. д. Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, занятия хореографией, закаливание, и др.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив зимнего оздоровительного лагеря ставит перед собой следующие
цели и задачи:
* художественно-эстетическое воспитание детей
* развитие творческого потенциала детей
* создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие
* способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни
* развитие эмоционально – эстетического отношения к традиционной национальной культуре
* развитие индивидуальных художественных способностей
* развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
* Изобразительная деятельность
* Конкурсные программы
* Творческие конкурсы
* Игровые творческие программы
* Концерты
* Творческие игры
* Праздники
* Выставки, ярмарки
Работа по данному направлению осуществляется по следующим блокам
1) Развитие творческой активности личности ребенка
2) создание ситуации успешности для каждого члена экипажа
3) развитие декоративно- прикладного творчества
4) формирование интереса к искусству и художественно-эстетическому творчеству.
Формы работы по художественно-эстетическому воспитанию
* Концерты (посвященные открытию, закрытию лагеря)
* Конкурсы декоративно-художественные конкурсы
* Развлечения и игровые программы
* Организация выставок,
* Фестиваль талантов « Минута славы»
* Кружковая деятельность
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Объединение в кружки предоставляет учащимся возможность более глубоко изучать предлагаемый материал, что способствует развитию познавательного интереса и развитию творческих способностей.
Кружковая деятельность включает в себя возможность развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Создаются условия для реализации собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены
* Безусловная безопасность всех мероприятий
* Учет особенностей каждой личности
* Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
* Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря
* Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
* Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
* Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
* Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- выявление и развитие творческих способностей;
- укрепление здоровья детей;
- развитие у школьников интереса к занятиям физкультурой и спортом;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Учебно-методическое обеспечение
http://7chydessveta.com/http://otvet.mail.ru/question/30464787/http://festival.1september.ru/articles/502640/
http://www.hodargym-shumr.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=4579&hry=./4424/10248/10249/13008/13011

Положение о школьном оздоровительном лагере
1. Общие положения
1.1. По желанию и запросам родителей (законных представителей) и с учётом финансовых возможностей образовательного учреждения в зимний период создаётся пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.1.2. Деятельность лагеря регламентируется Уставом учреждения, Правилами поведения обучающихся, настоящим Положением.
 2. Организация и содержание деятельности
2.1. Пришкольный лагерь открывается на основании приказа по учреждению и комплектуется из обучающихся не старше 15 лет. Зачисление производится на основании заявления родителей (законных представителей).2.2. В лагере организуются отряды с учётом возрастных особенностей и интересов обучающихся, строго соблюдаются требования санитарно-гигиенических норм и правил, правил техники безопасности.2.3. Содержание работы лагеря строится по его плану на принципах демократии и гуманизма, развития инициативы и самостоятельности, привития норм здорового образа жизни.2.4. В лагере создаются условия для осуществления спортивно-оздоровительной работы, трудового воспитания, развития творческих способностей детей.2.5. Коллектив лагеря самостоятельно определяет программу деятельности, распорядок дня.2.6. В лагере действует орган самоуправления обучающихся.
3. Кадровое обеспечение
3.1. Приказом по учреждению назначаются начальник лагеря, его заместитель, воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель спортивно-оздоровительной работы из числа педагогических работников учреждения.3.2. Начальник лагеря руководит его деятельностью, несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, ведёт документацию.3.3. Старшая вожатая лагеря организует воспитательную деятельность, осуществляет связь с культурно-просветительными и спортивными учреждениями.3.4. Воспитатели, музыкальный работник и руководитель спортивно-оздоровительной работы осуществляют воспитательную деятельность по плану лагеря, проводят мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной безопасности.3.5. Орган самоуправления представляет собой совет командиров отрядов, который совместно с вожатыми реализуют коллективные, творческие, оздоровительные мероприятия с детьми.
4. Охрана жизни и здоровья детей
4.1. Начальник лагеря, воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель по спортивно-оздоровительной работе несут ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в лагере.4.2. Педагогические сотрудники, работающие в лагере и дети должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план воспитательной работы, технику безопасности и правила пожарной безопасности.4.3. Начальник лагеря проводит инструктаж по технике безопасности для сотрудников, а воспитатели - для детей под личную подпись инструктируемых.4.4. В лагере действует план эвакуации на случай пожара или чрезвычайных ситуаций.4.5. Организация питания осуществляется на основе примерных норм питания. За качество питания несёт ответственность бракеражная комиссия, утверждённая директором учреждения на время работы лагеря.4.6. Организация походов и экскурсий производится на основании соответствующих инструкций директора образовательного учреждения.
5. Финансовое обеспечение
5.1. Лагерь содержится за счёт городских бюджетных средств города, Фонда социального страхования, родительских средств. Для содержания лагеря могут быть привлечены спонсорские средства.
Режим работы школьного лагеря
Режим дня:
8.00-8.30 Сбор детей, рисуем настроение
8.30-8.45 Линейка
8.45-9.00 Зарядка
9.00-9.30 Завтрак
9.30-10.15 Видеозал10.15-.12.00 Клубный час
12.30-13.00 Обед
13.00-13.30 Кружковая работа
13.30-14.00 Рисуем настроение
14.00 -14.15 Полдник
14.15-15.00 Прогулка
 Работа с педагогическим коллективом лагеря
Педсовет
О планировании оздоровительной работы в лагере
О проведении инструктажа по ТБ и ПБ
Подведение итогов работы по подготовке лагеря
Обсуждение поставленных задач в лагере
Инструктажи:
Вводный инструктаж. (Начальник лагеря)
Инструктаж по правилам дорожного движения. (Старшая вожатая)
Инструктаж по ТБ во время спортивных мероприятий. (Физрук)
Инструктаж по ТБ при организации игр на территории (Старшая вожатая).
Текущие инструктажи (Воспитатели).