Программа театрального кружка Арлекин (обновленная версия)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района г. Казани
Авторская программа театрального кружка
«Арлекин»
для учащихся начальной школы
АВТОР:
Григорьева Светлана Викторовна,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным изучением отдельных предметов»
Московского района г. Казани.
2015 год
Пояснительная записка
В условиях изменения образовательной системы, стандартного набора знаний, умений и навыков, получаемых в общеобразовательных учреждениях, становится недостаточно. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 перед школой поставлена задача формирования ключевых компетенций у учащихся.
Под компетенциями принято понимать круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Ключевые компетенции - наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку адекватно оценить ту или иную ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни. К ключевым компетенциям можно отнести исследовательские, социально-личностные, коммуникативные, организаторскую деятельность и сотрудничество. Учащиеся должны учиться извлекать пользу из опыта, организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их, уметь самостоятельно решать проблемы, добывать информацию и принимать решения, заниматься самообучением, участвовать в дискуссиях и не бояться высказывать своё собственное мнение, владеть навыками групповой работы.
Путями приобретения компетенций, прежде всего, является практическая направленность обучения, развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности, а также применение современных образовательных технологий. Общество нуждается в творческих и социально ответственных личностях, способных применять полученные знания в повседневной жизни.
Цель компетенций, формируемых в школе - помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. Мы разделяем мнение учёных, педагогов, что наиболее продуктивным и эмоциональным методом формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы является игра. В игре ребёнок учится познавать и осваивать мир, учится общению.
Театр является одним из наиболее результативных способов развития перечисленных навыков, так как, он, по своей природе, близок к игре. Участие в театральной деятельности способствует формированию умения выражения собственных чувств, преодолению сложностей в описании и понимании чужих ощущений, переживаний героя. Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что, занимаясь в театральном кружке, дети учатся работе с партнером, учатся общаться со зрителем, работать над характерами персонажа, приобретают навыки оценивать отдельных сказочных героев и анализировать сказку как художественное произведение в целом.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Замкнутому ребенку он помогает раскрыться, а расторможенному – научиться координировать свои действия, сострадать и любить. На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Кружок «Арлекин» рассчитан на 4 года обучения, 1 час в неделю с учетом каникул. Формой подведения итогов считается: инсценирование сказок, постановка спектаклей на актуальные темы, которые мы показывали на школьных и районных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, в мероприятиях дошкольных учреждениях.
Цель программы:
Развитие у детей интереса к театру как искусству, расширение кругозора учащихся, воспитание целостной, всесторонне развитой личности, способной творчески мыслить, эффективно общаться, индивидуально развиваться.
Задачи:
снять психологические стрессы, комплексы;
раскрыть индивидуальные способности личности ребенка;
развивать и совершенствовать творческие способности детей, их речевую и сценическую культуру, внимание, фантазию, память, воображение, наблюдательность, находчивость, быстроту реакции, инициативность и выдержку;развивать способность создавать образы с помощью жеста и мимики;
усвоить основные этапы работы над ролью;
научить пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния;
способствовать формированию базовых личностных качеств: самостоятельность, уверенность, толерантность;
помочь детям овладеть навыками общения и коллективного творчества;
развивать индивидуальность и коммуникативные способности ребенка;
формировать общественную активность личности, культуру общения и поведения в социуме, познать методы организации коллективной деятельности.
Учебно-воспитательный процесс включает в себя следующие направления:
сценическая речь (речевое дыхание, постановка голоса);
Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Содержит: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями.мастерство актёра (развитие артистической раскованности, непосредственности, взаимодействие с партнёрами);
Направлено на развитие артистизма, формирование умения творчески мылить, общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.
Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки сказок.
техника грима (знакомство с театральным гримом и основными приёмами гримирования);
Направлено на развитие эстетического вкуса, формирование умения пользоваться гримом и освоить выразительные возможности грима.
Содержит: практические задания основанные на изучении анатомического строения лица; знании мимических выражений (грусть, радость, злость).
история театра;
Направлено на создание объемного и целостного представления о театральном искусстве нашей страны.
Содержит: игры и упражнения по актерскому мастерству разных театральных жанров.
особенности театрального костюма.
Дети учатся изготавливать декорации, эскизы, костюмы. Деятельность направлена на развитие художественного вкуса, формирование умения отражать реальность с помощью оформления сцены, костюма.
работа над спектаклем.
Включает в себя совместное чтение сценариев, обсуждение их с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов; дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми.
Программа предусматривает следующие формы проведения занятий:
1.  игра
2.  беседа
3.  иллюстрирование
4.  изучение основ сценического мастерства (мимика, пантомима, язык жестов, дикция, интонация, темп речи, рифма, ритм, диалог, монолог)5.  мастерская образа
6.  мастерская костюма, декораций
7.  инсценирование русских народных сказок
8.  постановка спектакля.
9.  посещение спектакля (просмотр спектаклей, беседа после просмотра спектакля)
10.  выступление
Ожидаемый результат:
Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическая выразительность, навыки имитации).
Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, воображение).
Планируемые результаты.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
интереса к чтению как особому способу изображения действительности;
мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного текста;
эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений доступных жанров и форм;
любви к родному дому, малой Родине;
представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам;
первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки;
стремления к успешности учебной деятельности.
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи;
участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
работать со словарем и с материалом предварительного чтения;
выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;
ориентироваться в принятой системе значков.
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
реализовывать потребность в общении со сверстниками;
проявлять интерес к общению и групповой работе;
воспринимать мнение собеседников;
следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией;
корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
понимать контекстную речь взрослых;
эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника.
Направление 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения
Сценическая речь 5 6 7 6
Мастерство актера 7 5 6 7
Техника грима 1 3,5 1,5 2,5
История театра 3 5 4 4,5
Особенности театрального костюма 1 1,5 1,5 2
Работа над спектаклем 8 9 9 7
Вводное занятие 1 1 Выступления, спектакли 4 3 4 3
Анализ проделанной работы 3 1 2
33 34 34 34

Содержание программы
№ Тема занятий Кол-во часов Сроки
Учебно-тематический план 1-го года обучения
(1 четверть)
1 Вводная беседа. Знакомство с планом кружка. Выборы актива кружка 1 Мастерство актера
2 Игры по развитию внимания («Посчитай предметы», «Кто лишний» и т.д. ). 1 3 Отработка сценического этюда «Обращение» («Знакомство», «Пожелание», «Зеркало»). 1 История театра
4 Игры, в которые играют люди. Правила игры. Игровая природа театра. 1 Сценическая речь
5-6 Работа над своим голосом. Правильные ударения в словах. Составление рассказа «Моя семья» по фотографиям своих близких. 2 Работа над спектаклем
7 Распределение ролей с учетом пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение стихов. 1 8 Подготовка к празднику «Посвящение в занковцы» 1 9 Праздник «Посвящение в занковцы» 1 Учебно-тематический план 1-го года обучения
(2 четверть)
Техника грима
10 Техника грима. Гигиена грима и технических средств в гриме. Приемы нанесения общего тона. 1 Особенности театрального костюма
11 Театральный костюм. Виды театрального костюма. Изготавливление декорации. 1 Мастерство актера
12 Знакомство со сценарием сказки в стихах (по мотивам сказки «Двенадцать месяцев»). 1 Сценическая речь
13-15 Выразительное чтение Новогодней сказки по ролям. Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. 3 16 Выступление на новогоднем празднике учеников начальной школы. 1 Учебно-тематический план 1-го года обучения
(3 четверть)
17 Анализ выступления в конце 2 четверти. Выявление недостатков и отработка ролей. Коллективное планирование следующего дела. 1 История театра
18-19 Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, осветитель, гример.2 Сценическая речь
20-21 Игры по развитию дикции (скороговорки, языковые упражнения «Острый язычок», «Четкие словечки», «Достать до нёба» и др.2 Работа над спектаклем
22-23 Распределение ролей. Обсуждение костюмов, декораций. Подготовка мероприятия к дню 8 марта. 2 24 Выступление перед мамами и бабушками класса. 1 25 Анализ выступления. Выявление недостатков и отработка декламирования стихов. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата 1 Учебно-тематический план 1-го года обучения
(4 четверть)
Мастерство актера
26 Беспредметный этюд («Ручная стирка», «Сладкий сон», «Страшный фильм» и т.п.) 1 27-28 Сценические этюды в паре. Сценические этюды по группам. 2 29 Ритмопластика. Тренировка ритмичности движений «упражнения с разными предметами» 1 Работа над спектаклем
30-31 Распределение ролей. Обсуждение костюмов, декораций. Подготовка мероприятия «Прощание с первым классом» 2 32 Выступление перед учениками школы и родителями. 1 33 Анализ работы (положительные и отрицательные стороны). 1 Учебно-тематический план 2-го года обучения
(1 полугодие)
1 Здравствуй, театр! Беседа о театральном искусстве.  1 2-3 Игры: «Красивый Я», «Свет мой зеркальце, скажи…».
Ритмопластика. Ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная; умение пройти под музыку. Простукивание ритмического рисунка посредством игры. Мастерство актера 2 4 Сценические этюды. Мимика и жест. Упражнять детей в изображении героев сказок с помощью мимики и жестов. 1 5-6 Свет и тень. Темные и светлые тона. Работа с портретами и рисунками животных. Сказочный и фантастический грим. Техника грима 2 7-8 Выразительное чтение. Чтение по ролям. Интонационные упражнения Работа над спектаклями 2 9 Выступление перед учениками школы, ДОУ№340 и родителями. 1 10-11 Пантомима, грация. Упражнения по ритмопластики. Отработка техники бега в такт музыке. История театра.
Мастерство актера. 2 12 Изготовление уголка театрального кружка «Творческая мастерская» Особенности театрального костюма 1 13-14 Обыгрывание элементов костюмов. (Сыграть тот или иной образ, который возникает при получении разных атрибутов). Отработка грима предлагаемых образов. Освоение сценического пространства. Особенности театрального костюма.
Мастерство актера.
Техника грима. 2 15-16 Отработка сценария. Чтение по ролям. Освоение сценического пространства. Работа над спектаклями 2 (2 полугодие)
17-18 Показать сценический этюд «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных». (Кошка-собака; Слон и Моська; птицы). Эмоциональное выражение «разговоров» животных. Сценическая речь 2 19 Создание полного образа животного. Техника грима 1 20-21 Афиши. Изготовление афиш к спектаклю. История театра 2 22 Составление диалога животных. Чтение по ролям. Эмоциональный окрас. Сценическая речь 1 23-24 Инсценировка по крылатым выражениям из басен И.А. Крылова. Сценические этюды. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Работа над спектаклем 2 25 Выступление перед учениками школы и родителями. 1 26 Работа над упражнениями направленными на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции. Сценическая речь 1 27 Игры по развитию четкой дикции, логики речи и нормы произношения. 1 28 Игры со словами, развивающие связную образную речь. Скороговорки. 1 29-30 Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). Изображение действием шума. История театра 2 31-33 Составления сценария. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Работа над ролью. Работа над спектаклем 3 34 Выступление перед учениками школы и родителями. 1 Учебно-тематический план 3-го года обучения
(1 полугодие)
1 Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». История театра 1 2-3 Развитие темы такта. (Отработка сценических этюдов: «Диалог в автобусе», «Извини меня, мама», «Моя просьба» и др.)Сценическая речь 2 4 Культура речи как важная составляющая образа человека, часть его обаяния. Мастерство актера 1 5 Нормы общения и поведения. (Составление сценических этюдов) 1 6-7 Отработка ролей по стихам С.Михалкова и С. Маршака. Работа над спектаклем 2 8-9 Работа над гримом и костюмами сценки «Финтифлюшкин» Техника грима.
Особенности театрального костюма. 2 10 Выступление перед учениками школы и родителями. 1 11-12 Играем в рифмы. Развитие у детей дикции. Упражнять в придумывании рифмы к словам. Сценическая речь.
Мастерство актера 2 13-14 Пластика тела. Речь и тело (формирование представления о составлении работы тела и речи). История театра 2 15-16 Постановка литературно-музыкальным композициям Работа над спектаклем 2 2 полугодие
17 Выступление перед учениками школы и родителями. 1 18-19 Чтение и обсуждение инсценировки по рассказам Виктора Драгунского «Денискины рассказы». Обсуждение сценария, идеи, возможных принципов постановки. Распределение ролей. Сценическая речь.
2 20 Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Мастерство актера 1 21 Отработка ролей. Работа над мимикой при диалоге, логическим ударением. Изготовление масок, декораций. Техника грима.
Особенности костюма 1 22-23 Генеральная репетиция. Оформление сцены. Работа над спектаклем 2 24 Выступление перед учениками школы и родителями. 1 25-26 Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширения словарного запаса. Сценическая речь.
2 27 Беседа «Я в мире … мир во мне…» (Дружба). Разрешение ситуаций. Мастерство актера 1 28 Сочинение – рассуждение по выбранной пословице. 1 29 Мой портрет (составление подробной психологической самохарактеристики). Козьма Прутков «Мой портрет» История театра 1 30-32 Составление сценария и работа над спектаклем по теме окончания школьного года. Работа над спектаклем 3 33 Выступление перед учениками школы и родителями. 1 34 Анализ работы (положительные и отрицательные стороны). 1 Учебно-тематический план 4-го года обучения
(1 полугодие)
1 Значение подробностей в искусстве. История театра 1 2-3 Освоение предлагаемых обстоятельств, сценических заданий «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предлагаемых обстоятельствах…» (А.С. Пушкин). Мастерство актера 2 4 Основа актерского творчества – действие. К.С. Станиславский 1 5-6 Сценические этюды на воображение по произведениям А.С.Пушкина.
Изображение различных звуков и шумов по тексту. Мастерская актера.
Сценическая речь 2 7-8 А.С.Пушкин. Чтение по ролям «Сказка о попе и работнике его Балде» История театра.
Сценическая речь 2 9-10 Работа над образом. Анализ мимики лица. Прически и парики. Техника грима.
Особенности театрального костюма 2 11-12 Распределение ролей (внешние данные, дикция и т.п.). Выразительное чтение сказки по ролям. Работа над спектаклем 2 13-14 Работа над органами артикуляции, дикции и знакомство с разными диалектами. Техника грима. Светотень. 2 15 Выступление перед учениками школы и родителями. 1 16 Анализ выступления (положительные и отрицательные стороны). 1 2 полугодие
17 Пантомина. Испытание пантомимой. История театра.
Техника грима 1 18 Тренировка ритмичности движений. Пантомимические этюды. Совершенствование осанки и походки. Мастерство актера 1 19-20 Работа над упражнениями, развивающими силу и полетность речевого голоса. Сценическая речь 2 21 Учимся говорить по разному
Развивать интонационный строй речи у детей. 1 22-23 Знакомство со сценарием детского спектакля «Мы - дети будущего». (Обсуждение сценария, идеи, возможных принципов постановки) Работа над спектаклем 2 24-25 Работа над образом. Грим молодого и старого лица. Работа над костюмами Техника грима.
Особенности театрального костюма 2 26 Генеральная репетиция в костюмах Работа над спектаклем 1 27 Выступление перед учениками школы и родителями. 1 28-30 Беспредметный этюд на контрасты Мастерство актера.
Сценическая речь 3 31-32 Выпуск газеты «Этикет в вопросах и ответах». (Обсуждение, собирание материала, распределение обязанностей). История театра 2 33 Отчетный концерт театрального кружка «Арлекин» 1 34 Анализ работы кружка «Арлекин» 1 Примерная структура занятия театрального кружка
1.  Организационный момент. Приветствие.
В традицию кружка вошло тематическое приветствие. Каждый член кружка продумывает короткое приветствие дома на определенную тему, которую мы все вместе определяем в конце каждого предыдущего урока (например: Приветствие, как в средневековье, приветствие маленьких обезьянок, приветствие инопланетян и т.д.) . Проблема в том, что сложно придумать тематику, но она может повторяться, т.к. дети не все свои приветствия могут продумать сразу и интересно, поэтому кому то требуется и два и три раза подумать над своим образом, пластикой.
2.  Речевая разминка.
Сюда могут быть включены упражнения на развитие речи, дикции, интонационного проговаривания (Материалом для работы служат скороговорки, пословицы, стихи, специальные упражнения по методики Стрельниковой)
3.  Основной этап работы.
На этой стадии занятия, в зависимости от темы и направления просматриваются видео о различных театрах, театральных методиках, получаются знания о различных видах грима и создания костюма. Это могут быть мастер-классы художников, портных из родителей или учителей школы.
Разучивание ролей, изготовление декораций, продумывание атрибутов героев и элементов костюмов, подбор музыкального сопровождения.
В ходе занятия необходимо включать упражнения на релаксацию (дыхательные), на развитие внимания и воображения (как смена вида деятельности), подвижные игры.
4.  Прощание
Окончание занятия - тематическое. Это может быть прощание в котором ребята благодарят друг-друга за проведенное время или хвалят друг-друга, перечисляя прилагательные, говоря «Ты сегодня была ……», развивая таким образом свой словарный запас. Подводим итоги проделанной за время занятия работы.
Материально-техническое обеспечение программы.
№ п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения. Количество.
1.
Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для детей.
Хрестоматия для учащихся начальных классов.
Детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», газеты «ПДД» и другие печатные издания.
Художественные произведения русских и зарубежных писателей.
Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для взрослых.
ФГОС НОО (приложение к приказу Министерства образования и науки от 6октября 2009 г. № 373)
Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. М., 2011.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.,2010.
Ершова А.П. Влияние актерского творчества на всестороннее развитие школьника. // Сб. Нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами театрального искусства.
Ершова А.П. Уроки театра в школе.
Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам.
Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании.
10
2. Печатные издания.
Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках». 30
3. Технические средства обучения.
Телевизор.
Компьютер.
Проектор.
Интерактивная доска
Документ камера
Видеокамера
Фотоаппарат 1
1
1
1
1
1
1
4. Экранно-звуковые пособия.
Диски с детскими песнями.
Презентации с текстами речевых разминок.
Диски с текстами по сказкотерапии.
Интернет ресурсы. 5. Игры и игрушки.
1.Куклы, мягкие игрушки для постановок сценок кукольного театра.
2. Спортивный инвентарь для развития равновесия, пластики тела, координаций движений.
15
6. Оборудование кабинетов.
1.Ширма.
2.Мультимедио.
3.Телевизор.
4.Уголок для изготовления костюмов, декораций.
1
1
1
1
Литература:1. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в школе»/ журнал «Воспитание школьников». Выпуск 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.2. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 2004.3. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 2005.4. Русские народные сказки, песни, заклички, пословицы, считалки. «Рождество» - пьеса для школьного театра/ Журнал «Начальная школа».  No11/1997.5. Шмаков С.А. «От игры к самовоспитанию». – М.: Новая школа, 2006.6. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,20037. Побединская Л.А. «Жили-были сказки» - М.: Сфера, 2001