Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра
Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра в работе учителя физической культуры.
Здоровье – это состояние устойчивого равновесия во всех системах организма, позволяющее человеку плодотворно работать ,интересно отдыхать и развиваться как личности.
Конечно, подобное определение не охватывает все особенности жизни человека, но для наших целей вполне приемлемо.
Какие же обстоятельства наносят вред здоровью и провоцируют болезненный стиль поведения?
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия физкультурой и спортом на « потом», обещаем себе, что рано или поздно начнём, но иногда бывает поздно начинать…
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребёнка, то они с самого раннего детства формируют у ребёнка культуру физических занятий, демонстрируя это на своём собственном примере.
Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своём уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела ребёнка. По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, всё дело в том, что мы взрослые, ошибочно считаем: для ребёнка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружиться голова, если твой организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет противостоять недугам? Воспитывая ребёнка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка». К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое. Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребёнка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически. Привычка не прививается в семье, в школе и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.
Давайте задумаемся над этой проблемой. Очень часто родители в семье говорят ребёнку: «Будешь плохо кушать, - заболеешь! Не будешь тепло одеваться – простудишься!» и т.д. Но практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку – не станешь сильным! Не будешь заниматься спортом – трудно будет достигать успехов в учении» и т.д. Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. В результате исследования, проведённого в 8 – 11 классах здоровье как жизненная ценность ставиться лишь на девятое место. Главными пороками ХХ1 века становятся накаливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат такой активности большой пользы не даёт. Уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 %. Два – три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не могут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ребёнку полюбить себя, своё тело, своё здоровье, себя самого и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.
Здоровье сберегающие образовательные технологии обучения в школе.
Цель – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Родительские собрания, которые поднимают вопросы физической культуры и спорта и обсуждение проблемы физического развития детей в присутствии учителей физической культуры. Многое может сделать семья, в которой растёт ребёнок, самое главное - выработать привычку к занятиям физической культурой и спортом. Ошибочно полагать, что для этого достаточно уроков физической культуры, т.к. они восполняют дефицит двигательной активности только на 11%.
Здоровье сберегающие технологии – это система работы взрослых и детей.
Форма работы:
классно – урочная (дети + учитель)
внеклассная (дети + учитель + родители)
Специфика уроков физической культуры – многократное повторение, отработка двигательного навыка. Удерживать внимание и интерес ребят помогает разнообразие упражнений, вовлечение учащихся в работу. Так обще-развивающие упражнения дети выполняют стоя рядом с учителем, показывая их для класса. Начиная с 1-го класса, с постепенным усложнением, учащиеся проводят разминку на уроках.
Оздоровительные двигательные минутки на уроке:
Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. Ребята после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Подготовка к проведению физкультминуток на уроках общеобразовательного цикла, начинается на уроках физкультуры. Учитель физкультуры помогает учащимся в подборе упражнений, помогает в умении проведения этих упражнений в классе. Учитель физкультуры даёт рекомендации учителям предметникам в проведении физкультминуток на уроках.
Для того, чтобы помочь ребёнку сохранить его физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего совершенно невероятного.
Учащимся необходимы двигательные минутки на урок, которые позволяют им размять своё тело, передохнуть и расслабиться прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Оздоровительные минутки – это только часть системы использования здоровья сберегающих технологий в школе. Систематическое использование оздоровительных минуток приводит к улучшению психо – эмоционального состояния учащихся всех классов, к изменению отношения к себе и своему здоровью, к пониманию взрослыми необходимости сохранения здоровья ученика не на словах, а на деле.
Для проведения оздоровительных минуток можно использовать различные предметы и подручные средства, которые позволяют сделать оздоровительные минутки интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книга, карандаш, газета…
Упражнения, которые можно использовать для двигательных оздоровительных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им название. Это способствует интересу учащихся к их выполнению, формирует наблюдательность учащихся, их интерес к окружающей жизни.
Оздоровительные минутки на уроке будут способствовать не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята будут больше общаться друг с другом, будут учиться помогать и поддерживать друг друга, что повлияет на изменение их коммуникативной культуры.